Индира Демирова
Конспект НОД «Мы живем на севере» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Тема: «Мы живем на севере».
Форма организации: подгруппой.
Интеграции областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Цели:
Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников. Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы, открывая для него новых животных; Развивать познавательный интерес, речь, память. Воспитывать уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО.
Публикация «Конспект НОД „Мы живем на севере“ в средней группе» размещена в разделах
Материал: Кукла Хомани, фотографии тундры, презентация «Ямал, мой край родной», бубен для подвижной игры, обруч, н. п. и. «Сложи картинку»
Ход:
I.Вводная часть.
1. Сюрпризный момент: в гости приходит кукла Хомани.
Хомани: - Здравствуйте, ребята.
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель: - Хомани, а почему ты такая веселая.
Хомани: - Мне мама разрешила пригласить ребят к нам в гости.
Воспитатель: - Нас же много, места всем хватит?
Хомани: - А вы сами все увидите.
Воспитатель: -Ребята, а вы знаете где живет Хомани?
Хомани: - Я принесла фотографии, посмотрите, ребята, может быть вы догадаетесь. (Педагог вешает фотографии на мольберт).
Дети: - Это тундра.
Хомани: - Правильно. Это мая Родина.
Воспитатель: - Тундра находится рядом с нами. Посмотрите, ребята на карту, где мы с вами живем, это ЯМАЛ, наша Родина. Ямал на карте Росси находится на севере, на крайнем севере. Значит, где мы с вами живем?
Дети: - На крайнем севере.
Воспитатель: Давайте поедем на оленьих упряжках. Два ребенка заходят в обруч-это олени, остальные встают за обручем друг за другом. Ну, что поехали!
Ой, беги-беги олень,
Через тундру веселей
Хэй, хэй, хэй! (Приехали).
II.Основная часть.
Включается презентация «Ямал, мой край родной». Дети садятся на стульчики.
1. Слайд. «Природа тундры».
Хомани: Посмотрите, какие просторы.
Дети: Как много места и снега! Больше, чем у нас в городе.
Хомани: - Растения в тундре скудные. Нигде не видно высоких деревьев - только маленькие, карликовые ивы да березки изо всех сил жмутся к земле, растопырив во все стороны цепкие корни. Как подует холодный ураганный ветер, заметет пурга, закружит поземкой - только держись! Казалось бы, кто станет жить в таких условиях! Так нет же - для кого-то даже негостеприимная на первый взгляд местность - родной и любимый дом. Живут в нём северный олень, песец, полярная сова, куропатка, мелкие грызуны».
Воспитатель: - А кого же мы видим вдалеке? (Стадо оленей). А что же они здесь делают? (Ответы детей).
Хомани: - Кто скажет, чем же олени питаются, ведь везде снег.
Дети: - Мхом, они копытами роют снег, чтоб достать мох.
Хомани: - Олень – главное домашнее животное у ненцев. Он дает им все необходимое для жизни: теплый мех, мясо. Оленей запрягают в упряжку, и они помогают перевозить людям тяжелые грузы.
Воспитатель: - А кто такие оленеводы?
Дети: - Они пасут оленей.
Хомани: – Правильно! Еще занимаются рыболовством и охотой.
2. Слайд «Чум».
Воспитатель: - А где живут оленеводы, как называется дом?
Дети: - Чум.
Хомани: - Здесь мы живем. Чум ставят женщины – ненки. Чум по-ненецки – «Мя». Я приглашаю вас заглянуть ко мне в чум, и посмотреть из чего он состоит, как собирается и как обустроен (рассказывает о построении чума, а на экране проецируются слайды ее рассказа).
Весь чум помещается на грузовых нартах. Для того чтобы поставить чум, нужны шесты, обычно из 30 или 32. Сверху шесты покрываются зимой шкурами (нюк, а летом – брезентом. На землю ложится лапник – еловые ветки, затем половые доски, а сверху все покрывается оленьими шкурами. Посередине чума ставиться железная печь. Летом готовится пища на костре рядом с чумом. Так же в чуме есть невысокие столы, низкие легкие стулья. Заготовка хвороста в тундре лежит на плечах женщин. Вот так выглядит стойбище оленеводов летом.
3. П/И «Полярная сова и евражки».
Воспитатель: - Детки, устали, давайте отдохнем. В какие игры вы с детками играете, Хамани?
Хомани: - «Полярная сова и евражки». Я принесла бубен. Вы знаете, наверное, что полярная сова питается евражками.
Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают по группе, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком и не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. (Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов, Играют 2-3 раза). После игры дети садятся на свои места.
Воспитатель: - Вам понравилось, ребята.
Дети: - Да.
Хомани: - Тундра это открытая местность, там нет леса, и дуют очень сильные ветры и метели. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют себе теплую одежду. Шитьем одежды занимаются женщины. А как она выглядит, вы узнаете, когда соберете части картинок. Вам нужно пройти за столы. (Проходят). На столе у вас игра «Сложи картинку». Дети складывают. Хомани называет названия национальной одежды. Дети повторяют. Вам понравилось у меня в гостях.
Дети: - Да.
III.Заключительная часть.
1. Рефлексия.
Воспитатель: - Что вы сегодня узнали, что вам понравилось, где мы с вами живем, кто нас пригласил в гости? (Ответы детей). Нам пора возвращаться домой. Запрягаемся в оленьи упряжки и едем, До свиданья Хомани!