Незамаева Анна
Конспект НОД «Морские глубины»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Создание условий для развития познавательной и творческой активности детей, мелкой моторики рук.
Задачи
Образовательные:
• Закрепить представления о некоторых свойствах песка и воды; об обитателях подводного мира.
• Совершенствовать умения создавать композиции заданной тематики, используя разнообразные нетрадиционные техники.
• Продолжать учить детей создавать аппликацию из макаронных изделий и круп; закрепить прием вдавливания.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
• Активизировать словарь: акваланг, батискаф, морской ёж, морская звезда, осьминог, актиния, коралл и т. д.
Развивающие:
• Развивать тактильную чувствительность.
• Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесения в работу тематических дополнений.
Воспитательные:
• Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
• Способствовать положительному эмоциональному настрою, сближению детей и родителей, их совместному творчеству и общению.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации непосредственно образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование, двигательная деятельность.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, социально-личностные.
Форма организации детей: фронтальная, работа в мини группах, работа в парах.
Материалы: буквы о, р, м, е; ёмкости с песком и водой, ткань голубого цвета, изображения морских животных, ракушки, камушки, морская звезда, бусины, фонограмма «Шум моря».
На каждого ребё нка: альбомный лист с изображением осьминога, рыбки или черепахи (в технике пластилинография, различного вида макароны, фасоль (белая, черная, красная, фисташки, арбузные семечки, тыквенные семечки, горох (желтый и зеленый, чечевица, стеки, пластилин, камушки, ракушки, салфетки.
Предварительная работа
• Рассматривание иллюстраций с изображением морских животных и растений.
• Чтение энциклопедии «Животные».
• Отгадывание загадок по теме «Морские обитатели».
• Лепка морских обитателей в технике пластилинография.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель. Мне ладони покажите –
Правую и левую!
В кулачок скорей сожмите
Пальчики умелые.
Разожмите… рассмотрите…
И скорее мне скажите:
Для чего нужны нам, дети,
Ловкие ладошки эти?
(Дети отвечают.)
Посмотрите на свои руки! У мальчиков они крепкие, сильные, у девочек – нежные, ласковые. И у всех вас – умелые и трудолюбивые.
Мы отправляемся в увлекательное путешествие, во время которого нашим рукам придётся потрудиться.
- Куда же мы отправимся? Нам подскажут волшебные карточки.
На столе лежит 4 карточки, на которых напечатаны буквы.
- Что на них написано?
Дети: Буквы.
Воспитатель. - Что это за буквы?
Дети. О, Р, М, Е.
Воспитатель. Я вам загадаю загадку, а слово – отгадку нужно составить из этих букв.
В нём солёная вода,
Ходят по нему суда.
Летом взрослые и дети
Ездят отдыхать туда.
Дети составляют слово «МОРЕ».
Основная часть
Воспитатель. Наши пальчики – путешественники отправляются в далёкий путь к морю. Идёмте за мной.
Дети проходят вдоль столов, перебирая пальцами по их поверхности, подходят к ёмкости с песком.
Ребята, закройте глазки, положите руки на песок и представьте, что мы оказались на далёком морском берегу. Звучит фонограмма «Шум моря». Слышите, как шумит море, в голубом небе летают чайки, ярко светит солнце, мы с вами лежим на песке.
- Что вы чувствуете? Какой песок?
Дети. Теплый, мягкий приятный, коричневый.
Воспитатель. Возьмите горсть песка в ладошки, теперь разведите ладони.
Что случилось?
Дети. Песок высыпался.
Воспитатель. Если песок сыплется, значит, он какой?
Дети. Сыпучий.
Воспитатель. Давайте прогуляемся по песку. Что мы можем найти на песке?
Дети. Камни, ракушки.
Воспитатель. Как они сюда попали?
Дети. Их вынесло волнами.
Воспитатель. Возьмите любой камушек или ракушку и присыпьте их песком. Что произошло?
Дети. Их не стало видно.
Воспитатель. Если мы их не видим, значит песок какой?
Дети. Непрозрачный.
Воспитатель. Какого он цвета?
Дети. Песок светло коричневый.
Звучит фонограмма «Шум моря». Дети подходят к ёмкостям с водой.
Воспитатель. По песчаному берегу мы подошли к морю. Послушайте, как оно шумит. Тревожно, таинственно. Опустите руки в воду. Что вы чувствуете? Что видите?
Дети. Вода прохладная, сырая, мокрая.
Воспитатель. Наберите воду в ладошки и подержите несколько секунд.
Что случилось с водой?
Дети. Она утекла, вытекла из ладоней.
Воспитатель. Почему это произошло? Если вода может течь, значит, она какая?
Дети. Жидкая.
Воспитатель. Посмотрите на дно, вы видите, что там находится?
Дети. Да.
Воспитатель. Если мы видим в воде предметы, значит она какая?
Дети. Прозрачная.
Воспитатель. Что же находится на дне моря?
Дети. Камушки, ракушки, морские звёзды, черепаха и т. д.
Перебирают гальку пальцами, играют с водой. По окончании вытирают руки салфетками.
Воспитатель. В морских глубинах обитает множество удивительных животных. Как человек может наблюдать за ними? Какие приспособления и аппараты помогают людям опускаться на дно?
Дети. Водолазный костюм, акваланг, маска, подводная лодка, батискаф.
Воспитатель. Я предлагаю вам увидеть морское дно своим глазами. Для этого наденем подводное снаряжение: акваланг, маску и ласты.
Дети имитируют движения: надевание акваланга на плечи, маски на лицо, вставляют в рот шланг от кислородного баллона, надевают на ноги ласты.
Готовы? Тогда заходим в море. Посмотрите, какая чистая и прозрачная вода. Мы заходим всё глубже и глубже и оказываемся на дне моря.
Дети подходят к доске, покрытой голубой тканью. На ней оформлен ландшафт морского дна – разложены галька, перламутровые бусины, кусочки кораллов, ракушки разных форм и размеров, фотографии обитателей морского дна.
- Как красиво! Морское дно похоже на волшебное сказочное царство.
- Какие растения вы здесь видите?
Дети. Морские водоросли.
Воспитатель. А вы знаете, что морские водоросли очень полезны.
- Кто из вас пробовал морскую капусту? В ней содержится целая аптека с витаминами. А еще из водорослей делают лекарство, которого бояться маленькие дети. Кто догадался, что это за лекарство?
Дети. Йод.
Воспитатель. А это что за кустики и деревца?
Дети. Это кораллы.
Воспитатель. Они похожи на разноцветный сказочный лес.
- А какие растения вы ещё видите на морском дне?
Дети. Морские губки, актинию. (показывают указкой)
Воспитатель. Что вы знаете об этом удивительном растении?
Дети. Это ядовитое растение. Оно прикрепляется к морскому дну своей подошвой, шевеля, ею они могут ползать, но очень медленно. У этого растения есть друзья.
Воспитатель. Что это за друзья?
Дети. Рак-отшельник, который переносит её с места на место и рыбка.
Воспитатель. Эту рыбку называют амфиприон. Как она помогает актинии?
Дети. Она плавает вокруг жгучих щупалец и своим ярким цветом подманивает других рыб, а актиния хватает их и ест.
Воспитатель. А для человека яд актинии опасен?
Дети. Яд актинии обжигает как крапива.
Воспитатель. В море живут и очень интересные водные обитатели. Каких только удивительных рыб не водится в морях. Угадайте, о какой рыбе эта загадка?
Всё ко дну я прижимаюсь
В темноте морских глубин
Незаметной быть стараюсь,
Превратилась в плоский блин.
(Камбала)
Какого цвета эта рыбка ответить непросто. Почему?
Дети. Потому что она замечательно маскируется. Ляжет в водоросли – позеленеет, на чёрном камушке устроится – сама почернеет, расположится на песке – станет как песок.
Воспитатель. А это что за чудики такие?
Дети. Морские коньки.
Воспитатель. Кто это такие?
Дети. Это тоже рыбы, но плавают они вертикально, хвостом вниз, поэтому плавают они неловко и очень медленно.
Воспитатель. А это что за морское чудо?
Дети. Это осьминог.
Воспитатель. А весёлый осьминожка с вами хочет поиграть немножко.
Физкультминутка
Я весёлый осьминог
У меня так много ног,
Чтоб удобней было мне
Жить среди камней на дне.
Сильным, ловким быть стараюсь,
Приседаю, поднимаюсь,
С рыбкой в танце закружусь
И на камни опущусь.
Воспитатель. Что вы знаете про осьминога?
Дети. Это моллюск, но без раковины. У него 8 щупалец с присосками.
Воспитатель. Зачем ему столько ног?
Дети. Чтобы передвигаться, ловить добычу, отправлять её в рот, ощупывать предметы, двигать камни и т. д.
Воспитатель. Несмотря на свой угрожающий вид осьминог достаточно добродушное, застенчивое животное и всегда прячется, если он чувствует опасность, он выпускает в воду чернила и скрывается.
- Кого ещё вы видите?
Дети. Рыбы - прилипалы.
Воспитатель. Почему их так называют?
Дети. У этих маленьких рыб на спине есть плавники, как присоски, с помощью которых они прилипают к другим животным.
Воспитатель. Зачем они делают это?
Дети. Они не приносят вреда, а просто таким образом перемещаются на большие расстояния.
Дети. А вот рыба- бабочка.
Воспитатель. Почему её так назвали?
Дети. Она очень яркая, похожа на бабочку. Тёмная точка у хвоста этой рыбы напоминает глаз, поэтому морским обитателям трудно догадаться в какую сторону она плывёт.
Дети. А это рыба – спинорог. У неё на спине есть плавник в виде рога.
Воспитатель. Яркая окраска и рисунок чешуи спинорога делают его почти незаметным на фоне коралловых рифов. Многие виды морских рыб и осьминог обладают способностью менять свою окраску в зависимости от окружающей среды.
- А вот посмотрите, какая необычная рыба. Кожа её покрыта иголками, на какое животное она похожа?
Дети. На ежа. Она так и называется рыба – ёж.
Воспитатель. Зачем ей колючки?
Дети. Отбиваться от врагов.
Воспитатель. Обычно её колючки прижаты к телу, но при опасности рыба быстро глотает воду и на глазах раздувается как шар, из которого во все стороны торчат иголки. Захочешь, да не проглотишь.
- Есть рыбы, похожие на разные инструменты и орудия
- Что это за рыбы?
Дети. Рыба – пила, рыба – меч, рыба – игла.
Воспитатель. Дети, кислород на исходе, нам пора возвращаться из морского путешествия.
(Дети садятся за столы)
Хотите все свои впечатления отразить в поделке?
На прошлом занятии мы с вами нарисовали пластилином диковинных морских животных, а сегодня я предлагаю вам украсить их с помощью макарон, зернобобовых и семечек.
Дети присаживаются за столы и работают. Они вдавливают в пластилин макароны, горох, зерна, создавая свой неповторимый узор на рыбке, черепахе, осьминоге.
Физкультминутка.
Шла купаться черепаха
И кусала всех со страха
Кусь, кусь, кусь,
Кусь, кусь, кусь,
Никого я не боюсь.
Черепаха Рура
В озеро нырнула и пропала
Эй, эй, эй,
Выгляни скорей.
Воспитатель. А теперь нарисуйте пластилином водоросли и кораллы. Раскатайте тонкие колбаски и выложите из них морские растения.
Дети рисуют пластилином водоросли и кораллы.
Воспитатель. А теперь на дне вдавим в пластилин настоящие камушки и ракушки.
Дети выполняют работу.
Заключительная часть
Воспитатель. Замечательные картины у вас получились, у Тани – осьминог, у Ильи рыба-бабочка и т. д. Настоящий подводный мир. Нам с вами предстоит совершить ещё немало увлекательных путешествий. Мы будем рисовать, лепить, мастерить и строить, и в этом нам помогут наши умелые пальчики. Сейчас они устали и должны немного отдохнуть.
Солнце красное взойдёт,
Утро новое придёт.
Наши пальчики проснуться,
За работу вновь возьмутся!
Пока мы с вами рисовали морские камушки превратились в сладкие и съедобные. Угощайтесь!