Надежда Григорьева
Конспект НОД «Морозные узоры» по декоративному рисованию по мотивам кружевоплетения для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Морозные узоры»по декоративному рисованию по мотивам кружевоплетения для детей подготовительной группы
Цели: Самостоятельное составление узора по мотивам кружевоплетения.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Морозные узоры“ по декоративному рисованию по мотивам кружевоплетения для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морозные узоры на окне. Занятия по рисованию
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Образовательные. Познакомить детей с вологодскими кружевами как видом народного декоративно прикладного искусства. Формировать представления о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастерицы. Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.). Совершенствовать технику рисования концом кисти.
Развивающие. Развивать чувство формы и композиции.
Воспитательные. Воспитывать у детей интерес и уважение к труду мастериц, создающих красивые вещи, к народному искусству.
Материалы и оборудование: Листы бумаги одного размера и формата, но разного цвета (фиолетового, темно-синего, вишневого, сиреневого, темно-зеленого и пр., гуашевые краски, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые.
Предварительная работа. Беседа о прославленном искусстве кружевоплетения на примере вологодских мастериц. Рассматривание кружевных изделий (салфеток, воротничков, платочков, деталей костюма и пр.). Поиск аналогий между кружевами и другими композициями, например, природными объектами (морозные узоры на окне, паутина, узор на листьях растений).
Ход НОД:
Воспитатель. Послушайте, я расскажу вам сказку:
Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька – узелок, петелька – узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет старушка Веретёна воздух, а по уголкам узелками закрепит, глядишь – лежит перед ней шаль мягкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое воздушное мастерство, кружевное умение.
Эту сказку рассказали на севере нашей страны, на вологодской земле. Вот оттуда и пришли к нам кружевные изделия мастериц.
Воспитатель показывает детям изделия вологодского кружева, открытки, иллюстрации.
По ходу небольшой беседы уточняет представления детей о кружевоплетении как виде народного декоративно-прикладного искусства.
Воспитатель. Это кружева, которые мастерицы плетут из тончайших белых ниток с помощью специальных инструментов – крючков, коклюшек, челноков (по возможности показывает художественные инструменты).
- Как вы думаете, для чего нужны такие кружева? (Ответы детей).
Да, такие кружевные воротнички, оборки, жилеты делают одежду красивой, праздничной, нарядной; а кружевные салфетки и шторы украшают дом, делают его уютным и неповторимым. Сейчас мы с вами любуемся вологодским кружевом. Оно называется так по имени города Вологда, в котором вот уже много – много лет замечательные мастерицы делают знаменитые на весь мир кружева. Если всмотреться в кружевной узор, можно увидеть чудесные цветы, листья, бабочек, птиц и многое другое.
Эти белоснежные кружева с причудливыми переплетениями нитей напоминают нам морозные узоры.
Воспитатель выставляет вариативные композиции «Морозные узоры», просит рассмотреть, сравнить, описать.
Воспитатель. Как можно нарисовать такие сказочные красивые узоры? (Ответы детей)
Воспитатель. Сначала нужно нарисовать простым карандашом общую форму – круг, овал, полуовал, ромб, снежинку или другую форму, например, бабочку, цветок. Или же задумать сплошной узор на окне, в этом случае форму рисовать не надо – ею послужит лист бумаги. Затем необходимо наметить опорные линии, которые пройдут по всей форме, пересекая ее в разных направлениях: на круги через центр (3 – 5 линий, на квадрате в виде прямой или диагональной сетки, на бабочке через туловище и середину крыльев. Такими опорными линиями в кружевах служат более прочные (толстые) нити. А от этих опорных линий (нитей) идут более тонкие ниточки, перекрывая паутиной всю форму. Эти нити идут прямо или волной. На местах их пересечения есть узелки – точки или круги. А еще поверх нитяной сетки ложится узор из растительных или геометрических элементов – листочков, цветов, веток, завитков, петелек, спиралек.
Воспитатель показывает детям таблицу с вариантами элементов декора, еще раз обращает внимание на вологодские кружева и предлагает самим нарисовать «Морозные узоры»
Воспитатель. Ребята, давайте настроимся на работу.
Физкультминутка.
Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими)
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопают ладонями)
Не сидится им опять (встряхивание кистями)
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
- Теперь можем смело приступать к работе!
Дети работают самостоятельно.
Играет русская народная музыка, воспитатель ведет индивидуальную работу.
- А теперь, ребята, берите свои работы и выставляйте их на стол.
Дети раскладывают свои «Морозные узоры» на свободном столе проводится выставка работ и их обсуждение (можно составить коллективный альбом «Морозные узоры»)
- Посмотрите, какие чудесные получились у нас работы. У каждого получился свой, неповторимый узор. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!