Ольга Коновалова
Конспект НОД «Моя фамилия» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Познакомить детей с историей возникновения и образования фамилий.
• Развивать любознательность, обогащать словарный запас, расширять знания о родословной семьи.
• Воспитывать интерес к прошлому, уважение к старшим.
Материал:
листы бумаги с фамилиями детей, карандаши.
Предварительная работа:
беседа на тему «Моя родословная», анкета «Моя фамилия» интервью у родителей «Расскажи, что означает наша фамилия».
Словарная работа:
прадед, ушак, ономастика.
Публикация «Конспект НОД „Моя фамилия“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Методические приёмы:
рассказ, беседа, объяснение, наводящие вопросы,
графическое упражнение, словесная похвала, игра.
НОД
:
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть имя и фамилия. Имя вам выбирают родители, а фамилию никто не выбирает. Фамилия переходит от предков - прадедов, дедов, отцов.
- Можно прожить без фамилии? (Ответы детей.)
Почему, можно. Аня, подай мне книгу. (Воспитатель ожидает реакцию детей).
- Очень трудно, у нас в группе две Ани. Как же их различить? (По фамилии.)
- Когда – то очень давно на Земле людей было не очень много, у каждого было имя, чтобы различать друг друга. Но людей становилось всё больше и больше. Но очень часто встречались одинаковые имена. Чтобы было понятно о ком идет речь, люди использовали отчества, прозвища. Но это было неудобно.
- Тогда пришла идея придумать фамилию. Их придумывали по названию деревни, по имени отца и по профессиям.
В селе Грибановка жили Грибановы, в селе Гончарное жили Гончаровы, в селе Веселушки жили Веселовы.
- Придумывали фамилии и по профессиям.
У столяра фамилия Столяров, у кузнеца – Кузнецов, у плотника – Плотников.
- Часто придумывали фамилии по имени отца.
Сын Ивана – Иванов, сын Степана – Степанов и т. д.
Воспитатель: Интересные фамилии получались и от прозвищ! Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, и фамилия получалась. (Белов, Белый) Если ноги длинные, как у журавля, получится. (Журавлёв, Журавушкин)
- Как вы думаете, когда родился пра-пра-прадедушка человека по фамилии Зимин? (Зимой.)
- Ребята, у вас на столах лежат листы с вашими фамилиями, возьмите карандаши и напишите по образцу свою фамилию. (Дети по образцу печатают свои фамилии.)
Игра «Придумай фамилию»
(Дети садятся в круг, воспитатель катит мяч одному из детей и говорит любое имя, ребёнок должен придумать от этого имени фамилию и вернуть мяч обратно : Денис – Денисов, Иван – Иванов и т. д.)
Воспитатель: Некоторые фамилии разгадать легко, а некоторые трудно, потому что в их основе лежат старые русские слова. Например, фамилия Ушакова происходит от слова «ушак» — человек небольшого роста.
- Давайте попробуем угадать, от чего произошли ваши фамилии?
Например, моя Коновалова – она произошла от профессии врача, который лечил коней, их называли коновалами.
Левченко – может быть от имени пра-пра-прадеда, которого звали Лев.
Гаврилова и Максименко – тоже от имени Гаврил и Максим.
Кузнецов и Гончар – от профессии кузнеца и гончара.
Коротков – в их роду, наверное, все были низкого роста.
Лобкова – может у пра-прадеда был широкий лоб.
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что не имя красит человека, а человек – имя. Так происходит и с фамилией. Есть такие люди, которые прославили своё имя и свою фамилию.
Кого из известных людей вы уже знаете? (Портреты).
Александр Пушкин – великий поэт,
Валентина Терешкова – первая женщина космонавт,
Юрий Гагарин – первый космонавт,
Павел Бажов – уральский писатель,
Владимир Путин – президент России.
- А кого из известных людей с такой же фамилией вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Есть ученые, которые разгадывают происхождение имен и фамилий. Наука эта называется ономастика. Не обязательно вам запоминать это слово. Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас будет заниматься этой интересной наукой.
Игра «Волшебный колокольчик»
- Ребята, у меня есть волшебный колокольчик, у кого он окажется, тот расскажет нам о значении своей фамилии.
Воспитатель: Я надеюсь, что вы станете достойными и уважаемыми людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите своё имя и фамилию.