Слукина Олеся Олеговна
Конспект НОД «Масленица» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД “ Масленица”(старшая группа).
Воспитатель Слукина О. О
Образовательная область: «Познание»
Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Музыкальное развитие», «Коммуникация».
Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
— продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках, а именно Масленице.
Публикация «Конспект НОД „Масленица“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
— Познакомить с историей возникновения и традициями праздника широкой Масленицы. Рассказать о символе Масленицы.
— Дать представление о значении каждого дня Масленицы.
2. Развивающие задачи:
— Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.
— Развивать координацию речи с движением.
— Развивать мелкую моторику, учить снимать мышечное напряжение.
— Развивать внимание, любознательность.
3. Воспитательные задачи:
— Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.
— вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения стихотворения, прослушивание песни и рассматривании слайдов на тему Масленица.
4. Речевые задачи:
Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «зять», «тёща», «трапеза», «символ», «седмица». Учить детей использовать в речи пословицы и заклички.
Оборудование: Магнитофон, мольберт, 2 кисти, 2 набора гуаши, 2 листа размером с мольберт с нарисованным желтым кругом в центре.
Демонстрационный материал: иллюстрации и рисунки к празднику Масленица, изображение картин «Масленица» художника Б. Кустодиева. Аудиозапись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Работа с демонстрационным материалом — иллюстрации на тему «Масленица».
-Ребята, что вы видите на иллюстрациях?
(Обобщаю ответы детей)
На иллюстрациях вы увидели, что народ веселиться, играет, угощается блинами. Почему же всем так весело? Какой же это праздник?
Я вам сейчас попробую помочь, послушайте стихотворение:
Прослушать стихотворение на тему: «Масленица»
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный, чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно весело пройдет
Сырная Седьмица,
А за ней Великий пост,
Время чтоб молиться.
2. Масленица — это праздник, который еще называется как масленичная (сырная) неделя. Масленица – это веселые проводы зимы, после неё люди ждали наступления тепла и наступления весны. Называлась Масленица — широкая, весёлая, «барыня-масленица», «госпожа масленица». Это был один из самых любимых в народе праздников.
Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда и название – Масленица. Всю неделю нужно было кушать блины, потому что блины – это символ Масленицы, так как напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку.
-Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы детей).
Обобщаю ответы детей: — Правильно, и солнышко и блинчик круглые, желто-золотистого цвета.
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем зиму провожать!
Раз, два, три,
Вот весна идет, смотри!
Вы ей двери отворите,
Дружно в гости позовите!
(Пришла масленица)
Подвижная игра «Солнышко».
Нам для игры потребуется два больших листа, мольберты 2 штуки, на каждом листе нарисован большой желтый круг и гуашь желтого цвета. Дети делятся на две команды. Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышко. Должно быть столько лучиков, сколько ребят в команде.
Вот и закончилась игра. И один из смыслов праздника Масленицы в том, что все имеет конец: конец зимы, конец года — и одновременно — все возрождается к новому движению. Так и после долгой, холодной и суровой зимы приходит какое время года? (Теплая, греющая, звенящая Весна).
Масленичную неделю называли еще, «Седмица», как вы думаете почему? (Потому что длилась она одну недельку, всего 7 дней). Все люди отдыхали, праздновали Масленицу. У всех людей, а особенно детей, сил и задора хватало на всё, была всеобщая радость и веселье. Каждый день Масленицы имел свое значение и назывался по-особенному, а еще были правила поведения на этой неделе.
Понедельник — «встреча»- закликание Весны.
В этот день из соломы сооружали чучело, надевали на него женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Пелись радостные веселые песни.
Вторник — «заигрыш».
В этот день начинались развлечения: катания на санях, гуляния взрослых и детей, представления с театрализованной деятельностью. Сооружались крупных размеров балаганы, так назывались сцены, на которых устраивали представления различные гости: скоморохи, Петрушки и другие актеры. Люди наряжались в маски, одевали яркие, праздничные одежды. Большими группами катались по деревням, многие ездили у лошадиных упряжках с гармонями и бубнами. Народ очень любил кататься с гор, которые специально готовили к Масленице.
Среда — «лакомка», сладкоежка», «разгул».
Именно в этот день начинали активно печь, и есть блины. Во всех домах вкусно пахло блинами и другими яствами. В каждой семье старались накрыть стол с вкусной трапезой. Около базаров и на площадях появлялись маленькие театры, торговые палатки-лотки. В них продавались горячие напитки, орехи, медовые и мятные пряники.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
Мама нам печет блины,
очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
и едим их со сметаной.
Положи блинок в ладошку:
Угости мурлыку- кошку,
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
(Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов).
Четверг — «разгуляй-четверток», «широкий».
На этот день приходилась середина игр и веселья. Устраивались кулачные бои, со своими строгими правилами. 1) нельзя бить лежачего (пословица — «лежачего не бьют», 2)нельзя вдвоем и больше, нападать на одного («двое дерутся — третий не лезь», 3)нельзя бить ниже пояса. За нарушение этих правил грозило наказание. В этот день колядовали, то есть ходили по дворам, поздравляли соседей, водили хороводы и плясали, пели частушки (объясняю, что частушка-это народная мини-песенка или четверостишие шутливого содержания) :
А мы с вами знаем закличку для солнышка, давайте произнесем ее:
Солнышко покажись.
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Обсудить с детьми смысл закличек.
(можно провести игру «богатырь»)
Пятница — «тёщины вечера» или «вечорки» — масленичные бои.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А тех, кто недавно поженились (молодожены, особенно поздравляли, и веселились вместе с ними. В этот день зять едет к теще на блины (зять-это муж дочери, а теща- это мама жены).
Суббота — «Золовкины посиделки»
Масленичная суббота всегда была женским днем. В этот день оказывали честь семье мужа: молодая жена приглашала к себе на блины родственников со стороны мужа.
Воскресенье — «прощённый день» или целовальник.
Блинами провожали Масленицу, чтобы год был урожайный, плодородный. А еще обычай этого дня таков, надо было друг у друга просить прощения, особенно, если люди до этого были в ссоре, произносилось: «Прости меня, пожалуйста». Второй отвечал: «Бог тебя простит». Обида была забыта. Люди обнимались и целовались.
Воспитатель: сейчас я вам прочитаю небольшой стишок, а вы внимательно его слушайте, хорошо?
Зима уходит, мы весну встречаем,
Ее приход повсюду ощутим.
Все беды, все плохое мы сжигаем,
И все дру другу в этот день простим.
Прощеный день приносит обновленье,
И тает снег, и в душах тает лед…
Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем,
Весна идет! Весна! Весна идет!
3. Ребята, а вы любите блины?
Давайте и мы напечем много вкусных и золотистых блинов:
Игра “Собери блин” (Круг поделен на неравные кусочки, детям надо собрать их так, чтобы получился ровный и красивый блин)
Загадки.
Этот праздник знаешь ты,
На него печем блины.
Зиму прочь им прогоняем,
Весну красную встречаем.
Дети. Масленица
Без него не обойтись,
Если с тестом завелись,
Без него и блин, не блин,
Сей продукт необходим!
Он на солнышко похож,
Его мигом режет нож,
В холодильнике хранят,
С хлебом съесть его хотят!
Дети. Масло
Блин вышел комом, вот беда,
Без неё нам — никуда.
Дети. Сковорода
Символ зимушки — зимы,
Сжечь сегодня мы должны.
Руки, ноги, голова,
Но не жалко нам тебя.
Догорай скорей дотла,
К нам тогда придет весна.
Дети. Чучело Масленицы
Славно мы повеселились, поиграли, порезвились,
Пора нам, ребятки, прощаться с Масленицей.
Ты прощай, прощай наша Масленица.
Ты прощай, прощай наша широкая.
Воспитатель:
- Ребята, с традициями какого праздника мы познакомились?
(ответы детей)
- Сколько дней длился праздник.
(ответы детей)
- Что готовили на Масленицу? Почему?
(ответы детей)
-Вам понравилось сегодняшнее занятие?
Воспитатель угощает детей блинами.
Какая же Масленица без блинов горячих, румяных, с пылу, с жару! Напекли мы вам поесть сотен пять, а может шесть! Песню дружно запевай, Масленицу провожайте!
Исполняется хоровод:»Прощай Масленица»