Елена Черенкова
Конспект НОД (комплексное игровое занятие): «Путешествие в деревню Дымково».
▼ Скачать
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование, «Игровая», «Социализация».
Виды детской деятельности: коммуникативная, музыкально - художественная, игровая, продуктивная, познавательно - исследовательская.
Цели: познакомить детей с историей возникновения дымковского промысла по изготовлению глиняных игрушек; закреплять знания детей об особенностях дымковской росписи (элементы росписи – круги, кольца, точки, полоски; цвет); воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства; дать первоначальное представление о русской традиции проведения ярмарки; развивать интерес дошкольников к русскому народному творчеству, фольклору России; совершенствовать технические навыки рисования; Воспитывать уважительное отношение к игрушкам, сделанным мастерами.
Публикация «Конспект НОД (комплексное игровое занятие): „Путешествие в деревню Дымково“,» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Планируемые результаты: имеет представление о народном быте и изделиях декоративно – прикладного искусства, фольклора России; самостоятельно оформляет трафарет игрушки; интересуется играми, жизнью людей, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: подборка слайдов по теме «Дымково», дымковская игрушка козлик, элементы росписи для фланелеграфа, кисти, краски, салфетки, карусель, кукла Петрушка, трафареты козликов, иллюстрации дымковских игрушек.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
-Ребята, любите ли вы путешествовать? Предлагаю вам отправиться сегодня в путешествие в деревню Дымково на поезде. Занимайте места в вагонах – и в путь.
Дети с воспитателем «паровозиком» идут в ИЗО-студию.
-Вот мы и прибыли на станцию Дымково.
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказки превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Э. Чурилова.
2. Беседа об истории села Дымково.
-Ребята, а вы хотите узнать, почему село так красиво назвали – Дымково, да то, как появились дымковские игрушки? Садитесь поудобней и слушайте. А я вам расскажу да всё покажу.
1. Слайд: Жили в одном селе люди.
2. Слайд: Когда на улице было холодно и зимний мороз, сковывал землю,
3. Слайд: в домах затапливались печи,
4. Слайд: дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым.
5. Слайд: Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе всё лето и осень с утра до позднего вечера:
6. Слайд: сеяли хлеб,
7. Слайд: готовили еду, пасли домашних животных:
8. Слайд: коров,
9. Слайд: овец.
10. Слайд: Дети играли на лугу, пели песни.
11. Слайд: Ребята, раньше у детей не было ни книг, ни телевизоров, ни компьютеров, ни игрушек, как вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек?
12. Слайд: Набрали на берегу реки глины. Посмотрите, вот из такой глины лепили мастера игрушки. Воспитатель показывает глину.
13. Слайд: Вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки:
14. Слайд: барыни,
15. Слайд: козлики,
16. Слайд: лошадки,
17. Слайд: –
18. Слайд: свиньи,
19. Слайд: олени. Яркие, весёлые, задорные – полюбились они детям. Давайте получше присмотримся к игрушкам.
20. Слайд: Полюбуемся на них.
– Какого цвета в них больше всего?
- Какими цветами мастера расписывали по белому?
21. Слайд: Из глины козлик в яблоках, собою хорош, очень пригож.
– Какими узорами украшен козлик?
Выставить названные элементы на фланелеграф.
22. Слайд: А вот олень на стройных ногах,
Вся краса у оленя в рогах.
– Какими узорами украшен олешек?
Выставить элементы на фланелеграф.
23. Слайд: А вот дымковская барыня:
У неё руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
С ними издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
- А каким узором украшена юбка у барышни?
Выставить элементы на фланелеграф.
24. Слайд: Чтобы не было скучно, всю зиму жители деревни Дымково лепили игрушки из глины и расписывали их. Как только наступала весна, в одной самой большой деревне устраивалась ярмарка. И люди с разных сёл и деревень привозили на ярмарку свои товары и продавали их.
3. Игра «Карусель».
Звучит голос Петрушки.
Эй, честные господа,
Скорей пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары- бары,
Всяки разные товары.
Подходите, подходите,
Посмотрите, посмотрите…
- Ребята, да это же весёлый Петрушка приглашает нас на ярмарку.
Петрушка. Здравствуйте, ребята! А вы, знаете, что такое ярмарка? Ярмарка – это праздник, веселье. На ярмарке продают разные товары, сладости. Как вы думаете, что привозили на ярмарку жители деревни Дымково?
- Подожди, Петрушка, не шуми. Давай я покажу игрушку, может ребята узнают её.
25. Слайд: Правильно это карусель. А ребята знают такую игру. Пойдём, Петрушка, поиграем вместе с детьми.
Проводится игра «Карусель».
4. Слушание сказки (устное народное творчество).
26. Слайд: Сегодня я хочу рассказать вам сказку про козлика Золотые Рога.
Жил – был козлик Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в завитках – красных, оранжевых, жёлтых, белых. Гулял козлик по полям и горам, по лугам и лесам. Никого козлик Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Как-то раз окружили козлика серые волки. Да только козлик Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых волков и говорит: «Пора бы и поужинать, а волки все какие-то худые». А волчий круг всё уже. Козлик Золотые Рога и говорит: «Ошибся я: есть и жирные головы». А волки всё ближе. Закричал козлик Золотые Рога на весь лес: «Жирную пару волков на ужин выбрал!». Сверкают при лунном свете Золотые Рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутёк!
Воспитатель рассказывает сказку и лепит козлика, из шкатулки достаёт сначала выбеленного козлика, а потом – расписанного.
5. Расписывание трафаретов.
Петрушка сел в стороне, загрустил.
-Что с тобой, Петрушка? Отчего не весел, голову повесил?
Петрушка. Больно мне ваш козлёнок понравился. Мне бы такими игрушками завтра на ярмарке торговать.
-Петрушка, не расстраивайся, мы тебе поможем. У меня есть вот такие трафареты дымковских игрушек. Ребята, давайте их раскрасим для Петрушки.
Дети расписывают подготовленные трафареты, звучит русская народная музыка, по окончании работы дети дарят Петрушке и гостям свои работы.
6. Рефлексия.
Петрушка. Спасибо! А у меня для вас есть угощение – какая же ярмарка без сладостей!
Петрушка раздаёт детям петушки на палочке, прощается и уходит.
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Но нам пора возвращаться в группу. Занимайте места в нашем поезде и в путь.
Дети вместе с воспитателем отправляются в группу. По возвращении в группу педагог побуждает детей рассказать помощнику воспитателя о путешествии: где были, что делали.
Литература
1)Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2010.
2)Шаламова Е. И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М., 2009.
3)Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 2002.
4)Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М., 1984.
5)Лунина С. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М., 2005.