Закирова Лариса Владимировна
Конспект НОД в старшей группе «История русского народного костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД : История русского костюма. Старшая группа.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое, художественно -эстетическое развитие.
Цель: познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида, учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи, воспитывать интерес и уважение к русской культуре к русским традициям.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „История русского народного костюма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня совершим путешествие в прошлое и познакомимся с историей русского костюма, с особенностями его внешнего вида.
У каждого из нас тоже есть своя собственная история. Сначала вы были маленькими, потом научились ходить, пошли в детский садик, у вас появились друзья и т. д. Все эти события составляют вашу историю.
Вещи окружают человека с глубокой древности. У них своя богатая и интересная история. Сегодня мы познакомимся с историей русского костюма. Чтобы узнать, как одевались русские люди в старину мы будем путешествовать по станциям. Их четыре (показать карту- схему 1-2-3-4).Сейчас мы отправляемся на станцию номер один, которая называется «Добрые молодцы и красные девицы.»
Воспитатель: Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! Так приветствовали друг друга в стародавние времена на Руси. Считали, что парень должен быть крепким, здоровым и бодрым. А слово «красная» означало - красивая. Если «красная девица» значит? Вопрос детям: какая?
Воспитатель: Правильно, значит красивая. Что же делает девушек красивыми? Красивая одежда. (прошу сесть детей на ковёр)
Воспитатель: Вот нас встречает красная девица- кукла в русском костюме. Давайте рассмотрим его: рубаха, сарафан, передник, корона- кокошник, иногда - платок. Это женский костюм. (Показать иллюстрацию мужского русского костюма). Основой мужского костюма тоже была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез сбоку - за это называлась косоворотка. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали поясом - кушаком. Обязательной частью мужского костюма были широкие длинные штаны - порты. Их заправляли в сапоги или обёртывали онучами (онучи - это узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти.
Воспитатель: Отправляемся на станцию номер два «Музыкальная».Включить русскую народную песню «Ах, вы сени.» Предложить танцевальную игру «Плетень».Дети танцуют, когда музыка останавливается - девочки выстраивают свой плетень руки- крест на крест, а мальчики- свой. Шеренга девочек подходят к шеренге мальчиков и кланяются. Так и шеренга - мальчиков.
Воспитатель: Нас ждёт станция номер 3 - «Игровая.»
Одежду на Руси женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили специально подготовленные люди. Как они назывались?
Дети: Портные
Воспитатель: Раньше портные назывались по- разному, в зависимости от того, что они шили. Встанем в круг и поиграем. Кому мяч в руки попадёт, тот и называет портного.
Тот, кто шьёт шапки?- шапочники.
Шубы- шубники
Рукавицы- рукавичники
Карманы- карманники
Кафтаны - кафтанники
Воспитатель:Переходим на станцию номер 4. Садимся за столы.
Скажите в чем сходство женского и мужского русского костюма?
Дети: рубаха
Воспитатель: давайте внимательно рассмотрим рубаху. По вороту, рукавам, иногда по подолу русские мастерицы украшали её вышивкой, тесьмой. Это не просто узор, орнамент. Каждый элемент что-то обозначал. Извилистая линия- это вода; круг- солнышко, квадрат и ромб- земля, а крест - это оберег от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесёт им счастье, здоровье, хороший урожай, спасёт от злых сил. Перед вами шаблоны русских рубах. Придумайте свой узор и украсьте рубахи. (после обсуждения)
Воспитатель:Наше путешествие закончилось. Вот вы и познакомились с историей русского костюма. Что вам понравилось? Что запомнилось? Что нового вы узнали? Что было непонятно?В чём была трудность?