Виктория Ситникова
Конспект НОД интегрированной «История русского костюма» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать
Конспект
интегрированного НОД
в подготовительной к школе группе
Образовательные области «Познание», «Художественно-эстетическое развитие»
«История русского костюма»
Подготовила и провела
Воспитатель Ситникова В. А.
Цель: формировать патриотические чувства дошкольников.
Публикация «Конспект НОД интегрированной „История русского костюма“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Подготовительная группа
- Русский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Задачи: познакомить детей с названием русских костюмов, названием тканей. Расширять представление об истории русского народа. Развивать речь, умение делать элементарные умозаключения. Воспитывать художественно-эстетический вкус и навыки рисования народного орнамента.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину», чтение и рассматривание книг с русскими народными сказками, пословицами, отгадывание народных загадок, разучивание народных потешек, считалок, русских народных игр «Ручеек», «Жмурки», «Горелки». Посещение мини-музея детского сада «Русская изба».
Словарная работа: старина, ремесленники, домотканая, сундук, мешковина, холст, ситец, атлас, крестьяне, душегрея, символ, обёртывали, онучи, лапти, фасон, обычай.
Методы и приё мы: наглядный - показ игрушек, картинок, предметов. Словесный- рассказ, объяснение, беседа; вопросы к детям, указания. Практический – помощь по необходимости в изодеятельности.
Материал к занятиям: куклы в русских национальных костюмах, иллюстрации с изображением костюмов, сундук (сувенирный) с образцами тканей, пословицы. Кисти, гуашь, трафареты русских костюмов.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Звучит русская народная песня «Уж мы сеяли ленок». Дети идут хороводом.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли Танюша и Ванюша (воспитатель показывает куклы). Рассмотрите внимательно их одежду.
Как вы думаете, одежда кукол отличается от нашей с вами одежды? Так люди одевались на Руси в старину. И сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси. Давным-давно одежда служила только для защиты от холода или жары. Но постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей.
В старые времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей и разного фасона.
Ребята, посмотрите на сундук. Его принесли с собой Танюша и Ванюша. Хотите посмотреть, что там лежит?
(Дети рассматривают ткани, определяют её качество)
Воспитатель: Из мешковины шили себе одежду крестьяне. Она была серого цвета, сначала некрасивая. Ткань делали дома, поэтому её называли – домотканая. Затем ткань научились отбеливать. Её складывали в чан, кипятили и развешивали на солнышке. Ткань выгорала и становилась белой. Красок в старину у крестьян не было, и люди красили одежду луковой шелухой, травами, кореньями, ягодами. Более богатые люди носили одежду из атласа и ситца. Такую ткань делали в ремесленных мастерских. (Воспитатель показывает ткань и обращает внимание детей на её качество)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим картинки, на которых изображены люди, жившие на Руси в старину. Посмотрите, как они одеты. Это костюм замужней женщины, он называется навершник. Навершник всегда украшали вышивкой или аппликацией из дорогих тканей. Навершник и сарафаны были очень широкими. Есть такая пословица: «У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь положи». Ребята, а как вы можете объяснить смысл этой пословицы? (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: А это костюм девушки. На сарафан девушки надевали душегреи. Душегреи – это коротенькая кофточка на лямках.
А это мужской костюм. Основными частями костюма были рубахи и порты (штаны).
Ребята, посмотрите, как одевались крестьянские дети. Мальчики носили штаны и длинные рубахи с длинным рукавом. Рубашки подвязывали поясом – кушаком. На ногах носили лапти. А вместо носков на ноги наматывали кусок ткани и завязывали веревкой. Называлась она онучи. А девочки носили длинные сарафаны, рубашки у них были тоже с длинным рукавом, а на голову повязывали ленточку.
В старину, как и теперь, дети любили играть. А вы любите играть? Тогда поиграем.
Проводится подвижная русская народная игра «Ручеек».
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами отправимся в ремесленную мастерскую, и будем расписывать красками русские народные костюмы.
Дети по своему желанию выбирают трафарет костюма, раскрашивают его, рисуют элементы. Звучат записи песен «Лапти», «Во кузнице».
3. Заключительная часть
Дети рассматривают работы друг друга, определяют, кто в таком костюме ходил в старину, рассказывают, что больше им понравилось и запомнилось на занятии. Воспитатель рекомендует в выходные дни посетить с родителями Саратовский краеведческий музей, где посетить экспозицию с крестьянским бытом.