Татьяна Поникарова
Конспект НОД «Изготовление обрядовой куклы «Мартинички»
▼ Скачать + Заказать документы
Изготовление обрядовой куклы Мартинички
Участники: дети старшего дошкольного возраста.
Длительность: 25 минут
Цель: Формирование у детей интереса к традициям и культуре русского народа, через ознакомление с устным календарем «Месяцесловом», изготовление традиционной обрядовой куклы «Мартинички».
Образовательные области:
- познавательное развитие,
- речевое развитие
- социально-коммуникативное развитие,
- художественно-эстетическое развитие.
- физическое развитие
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Изготовление обрядовой куклы „Мартинички“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы из ниток, Мартинички
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы - Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.
- Познакомить с новым способом (приёмом) работы с нитью: наматывание на картонную основу, завязывание узлов, формирования частей (заготовок) для изготовления куклы.
- Формировать умение детей изготавливать народную куклу «Мартинички».
- Формировать умение работать на результат, доводить начатое дело до конца (завершения).
- Продолжать формировать навык правильного обращения с ножницами, совершенствовать способы работы.
- Обогащать и активизировать словарь (введение новых слов, с объяснением значения: «мартиничка», «околица», «изгородь»,).
- Формировать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности
Развивающие:
- Содействовать развитию у детей устойчивого внимания в процессе выполнения последовательных действий, с опорой на наглядность и устные указания воспитателя.
- Развивать умение высказывать свои мысли, объясняя их,
- Развивать умение формулировать связные высказывания.
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение работать в группе, на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
2. Воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.
- Совершенствовать навыки игрового взаимодействия.
- Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.
- Воспитывать художественно-эстетический вкус.
- Воспитывать умение аккуратно выполнять свою работу.
- Воспитывать вежливое обращение друг к другу.
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками
В НОД использованы
методы:
Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ
приемы:
художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.
Материалы, инструменты (для каждого ребенка и для меня) :
- полушерстяные нитки красного и белого цвета (отмеренные нитки нужного цвета, собраны в клубочки; нарезанные нити для перевязывания деталей куклы)
- картонные заготовки для наматывания ниток;
- отрез атласной тесьмы красного цвета;
- ножницы и картонные тарелки
- пошаговая схема завязывания поочередно 2-х узелков.
- тематические картинки (иллюстрации «Декабрь», «Январь», Февраль», «Март», картинка «Грач», сюжетные картинки: «Грачи прилетели», «Праздник закликания весны»;
Оборудование:
- скамья вдоль ковра;
- мольберт с магнитами:
- столы для детей расставлены полукругом, они будут сидеть лицом к экрану проектора;
- стол для демонстрационной работы воспитателя перед столами детей;
- магнитофон, песней «Клубок», для сопровождения игровых действий «Уж я улком шла…», записи игры на русском народном инструменте – балалайка, в исполнении А. Архиповского;
- видеопроектор со слайдами пошагового изготовления куклы «Мартинички»;
- белый экран.
Предварительная работа
Знакомство детей:
- с бытом и укладом жизни крестьянской семьи, через проектную деятельность («Мир деревни. Русская изба»);
- проведение русских народных подвижных игр;
- с календарными праздниками, их традициями (Рождество, Зимние Святки –Колядки);
- с устным народным календарем «Месяцесловом»;
- традицией изготовления куклы «Пеленашки»;
- экспонатами мини-музея «Русская изба»;
- беседа с детьми, с целью формирования понятий: «обряд», «обрядовая кукла», «заклик» или «закличка»;
- прослушивание записи «заклички весны» (в исполнении детей);
- хороводная игра «Клубочек»;
- выполнение домашнего задания: выучить «заклички» весны (всем детям группы).
Ход НОД
(Девочки в русских (стилизованных) сарафанах, мальчики в рубахах, педагог в этнографическом костюме (женская рубаха, курский сарафан, пояс, завеска, платок)
- Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобнее (воспитатель приглашает жестом детей пройти).
- У русского народа гостям всегда рады! Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком! (дети садятся на скамью)
Воспитатель: - Какое время года сейчас?
Ответы детей: Пришла весна. (Наступила весна).
Воспитатель: – Правильно. На смену какому времени года пришла весна?
Дети: Весна пришла на смену зиме.
Воспитатель: - Кто помнит, как называются зимние месяцы?
Ответы детей: Зимние месяцы называются: декабрь, январь и февраль.
Воспитатель – Как называли декабрь по народному календарю?
Ответы детей: Декабрь называли «Воротами зимы», а еще «Студьнем».
Воспитатель: – Почему «ворота зимы»?
Ответы детей: Первый месяц зимы. С него зима начинается.
Воспитатель – А почему «Студень»?
Ответы детей: Всем холодно, На дворе морозно.
Воспитатель: – Правильно, молодцы. А второй месяц зимы. ?
Дети: Январь называли «Шапкой», или «Крышей зимы»,
Воспитатель: - Да, Как вы думаете, почему так в народе январь называли?
Дети: Много снега везде. На кустах и на елке снег похож на шапку.
Воспитатель: Согласна… А как называли в народе февраль?
Ответы детей: Февраль называли «Бокогрей», «Снежень», «Сечень», «Ветродуй».
Воспитатель: - Да. Февраль в народе прозвали «Ветродуй». Почему?
Дети: В феврале дуют сильные ветры, метут метели.
Воспитатель - Правильно. Тогда почему «Бокогрей»?
Ответы детей: Солнышко светит ярко. Щеки греет.
Воспитатель: - Верно, хотя в феврале еще студено, да все ж солнце пригревает - становится потеплей, и к весне ближе.
Воспитатель: - Ребята, есть в феврале день, который по народному календарю называли «Зимобором». Кто может объяснить название «ЗимоБор» ?
Ответы детей: В феврале зима с весной борются - кто кого победит.
Воспитатель: - Правильно! Вы такие молодцы, так много вспомнили о зимних месяцах!
Воспитатель: - Как вы думаете, почему люди, птицы, животные с нетерпением ждали весну?
Ответы детей: Зима долго идет. На улице холодно. И потому, что все запасы еды, заканчивались.
Воспитатель: Да, молодцы. В народе говорили: «Красна весна, да голодна». Мы с вами знаем о том, что раньше люди жили своим хозяйством. Держали домашний скот (то есть домашних животных, растили овощи, зерновые культуры. И питались тем, что смогли заготовить на долгую зиму.
Поэтому, закликая (зазывая к себе) весну люди говорили: «Зима надоела – все хлебы поела».
Воспитатель: - Как называется первый месяц весны?
Ответы детей: Первый месяц весны называется – март.
Воспитатель: - Правильно, а в народе называли – «Позимье» (то есть этот месяц идет после зимы). Вот что в народе о нем говорят: «Март «февралю-бокогрею» младший брат», «Февраль силен метелью, а март – капелью». То пригреет солнышко, то опять приморозит.
С середины марта ожидали прилета грачей: «Грач на горе, так и весна на дворе». «Грач зиму расклевал».
Возвращение первых перелетных птиц было верным признаком начала весны.
22 марта – день весеннего равноденствия – день стал равен ночи.
Воспитатель: Как вы думаете – по каким признакам мы с вами это заметили?
Ответы детей: Мы идем в детский сад – на улице уже светло.
Воспитатель: - А зимой в это время как было?
Дети: Когда шли в садик было еще темно.
Воспитатель: Молодцы, вы наблюдательные.
В старину, в день весеннего равноденствия молодежь сходилась (собиралась) за околицу (изгородь (забор)вокруг всего селения, обозначающая его границы). Деревенские дети с крыш и заборов весну кликали:
Весна-красна!
Что принесла?
Теплое солнышко,
Красное летечко…
Обрядом «закликания» весны начинался цикл весенне-летних праздников в русской деревне. Обязательным было выпекание изготовленных из теста птичек-жаворонков и изготовление обрядовых кукол «Мартиничек».
Гости дорогие, не засиделись ли вы без дела?
Давайте поиграем! Вставайте в круг…
(Под песню «Клубок»)
Проводится игра «Уж я улком шла, переулком шла…»
(Дети встают в хоровод, идут и поют)
Уж я улком шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла,
Клубок катится,
Нитка тянется,
Клубок дале-дале-дале,
Нитка доле-доле-доле,
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась…
На этих словах один участник разрывает круг и, вторично начав напевать («уж я улком шла», неспеша вращается на месте, и вся цепочка участников завивается вокруг него «клубком».
Когда клубок закрутился полностью, все поднимают руки, не расцепляя их, а «хвостик» нитки, стоящий в середине, выпутывается из «клубка», проходя под воротами и вытягивая всех остальных.
Воспитатель: – Вот молодцы, получилось клубочек распутать и нить не оборвать.
- Ребята, а давайте мы с вами поможем Весне Зиму побороть.
Сделаем своими руками куколок «Мартиничек».
В старину, изготовив такие пары куколок, их развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер. Казалось, что они борются между собой.
«Мартинички» служили ярким дополнением к шумным детским играм с выпеченными из теста птичками - «жаворонками». Которых тоже нанизывали (накалывали) на ветки кустов или деревьев, приглашая вернуться домой перелетных птиц.
- Проходите к столу, (приглашаю детей занять места за столами, где приготовлены материалы для изготовления кукол «Мартиничек») присаживайтесь (дети садятся за столы).
Праздник закликания (или зазывания) весны приходился на март месяц. Отсюда и название куколок - «Мартинички». Вязали их парами: из шерстяных нитей: одна куколка белая, а другая красная.
– Как вы думаете, почему куколок делали именно в таком цвете?
Ответы детей: (Белая, как снег, как зима. Красная – как солнышко. Горячая, яркая, радостная).
Воспитатель: - Все верно, молодцы! Белая - символ уходящей зимы, а красная – символ весны и жаркого солнца. Посмотрите на них внимательно: они одинаково сделаны?
Дети: (Нет, по-разному. У красной –юбочка, а у белой – ножки.)
Воспитатель: Для чего белой кукле сделали ножки?
Ответы детей: (чтобы она ушла поскорей.)
Воспитатель: - И так, начнем.
- Я дуду вам рассказывать и показывать как делать кукол. А вы - внимательно слушайте и смотрите, а затем делайте как я. Если нужна помощь – попросите, я помогу. (Параллельно с показом воспитателя будут демонстрироваться слайды с пошаговым выполнением работы на большом экране.)
Как я уже сказала, «Мартиничек» делают парами. Мы с вами успеем сейчас сделать по одной. На столах расставлены тарелки с клубочками белого и красного цвета. Выберите, которую из куколок вы будете делать и садитесь за стол.
Выбрали? Хорошо.
- У каждого из вас на тарелке лежат два клубка ниток: возьмите тот, что больше (беру со своей тарелки больший клубок и картон).
Сначала мы сделаем туловище. Приложите конец нити к нижнему краю картона, прижмите пальцем. Всем видно? (дети выполняют действие после показа воспитателя) Слайд№1
- Хорошо. Теперь будем наматывать нить на картон, вот так: ровно, не спешите (показываю). Слайд№2
- Получилась «мотанка».
- Берем красную нить, один конец пропускаем под нитями «мотанки» (показываю и жду, когда сделают, подводим к верхнему краю картона,.
Слайд №3
Смотрите на схему: как завязать узелки.
Нужно крепко потянуть, вот так… и завязать нить на два узелка (показываю, помогаю, если нужно).
- Готово. Теперь, внимание!
Нужно расстричь «мотанку» с нижнего края картона, вот так. (показываю, помогаю, если нужно).
Слайд№4
У нас получился вот такой «бантик». У всех получилось? Молодцы.
- Будем формировать головку: складываем наш «бантик» пополам, середина у нас перевязана красной нитью (показываю, жду,
от узелка отступаем вот столько (показываю 1,5-2см, левой рукой зажимаем «мотанку» в этом месте… а правой – берем с тарелки отрезанную красную нить… один конец зажимаем, оставляя небольшой хвостик (показываю) вот так, всем видно?
Слайд№5
Затем свободным концом нити делаем 2-3 оборота и туго затягиваем (смотрю и помогаю) и завязываем на 2 узла.
Слайд№6
Головка готова.
- Положите куколку на стол. Нам нужно сделать руки.
Для этого снова берем картон и оставшийся клубочек ниток. Как в первый раз наматываем нить на картон (показываю, жду).
- Закончили? Хорошо.
- Аккуратно снимаем «мотанку» с картона, кладем на стол. …сгибаем пополам … придерживаем оба конца «мотанки» левой рукой (показываю) – у нас получилась вот такая петелька (показываю).
Берем красную нить правой рукой, пропускаем один конец через петельку
Слайд №7
завязываем крепко на 2 узла.
Слайд №8
- Готово. Берем нашу куклу, делим нити на две равные части (показываю).
Слайд №9
- берем ручки, укладываем (красной меткой - середина ручек) между половинок нитей (показываю).
Слайд №10
- левой рукой обжимаем "юбочку" под руками куколки, правой - делаем два оборота красной нитью и туго перетянув, завязываем узелки.
Слайд №11
Теперь перевяжем ручки с каждого края, так же, как мы делали голову куколки (показываю, если надо - помогаю).
Слайд №12
- Получилось? Молодцы!
Слайд №13
Посмотрите внимательно на мою пару кукол.
Слайд №14
Что вы видите?
Дети: (Красная готова)
- Да! А белая?
Дети: (Надо сделать кукле ножки. Мы хотим, чтобы зима ушла.)
- Хорошо. Делим свободные концы белых нитей пополам, вот так (показываю).
Слайд №15
– И каждую из них, ближе к краю, перевяжем красными нитками. Так же как мы делали ручки. Вот так… (показываю).
Слайд №16
- Замечательно! Куколка «Зима» готова.
Теперь соединим наши куколки в пары красной тесьмой и развесим их на нашем участке, весну покликаем (позовем!
А с весной: солнце станет пригревать, вернутся перелетные птицы, будут вить гнезда и выводить птенцов. Природа проснется, появится зеленая трава, все расцветет. Значит – приблизится время нового урожая.