Зоя Несвитайло
«Геометрические фигуры вокруг нас». Конспект НОД («Познание») для детей средней группы (4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Геометрические фигуры вокруг нас»
Аннотация: Конспект непосредственно образовательной деятельности - «Познание», для детей средней группы (4-5 лет). Дети закрепляют названия геометрических фигур, умение определять фигуры на ощупь, находить геометрические фигуры в предметах окружающего мира. В основном решаются задачи образовательной области «Познание», а также представлены области «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Физическая культура», «Художественное творчество».
Публикация «„Геометрические фигуры вокруг нас“, Конспект НОД („Познание“) для детей средней группы (4–5 лет)» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Поставленная проблемная ситуация создает мотивационную готовность дошкольников к взаимодействию с воспитателем, а успешное сочетание разных видов деятельности (коммуникативная, познавательная, двигательная) позволяет сохранить у детей познавательную активность на протяжении всей деятельности.
Программное содержание:
Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о геометрических фигурах.
Задачи:
1. Обучающие:
• Учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;
• Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога;
• Закрепить знание свойств геометрических фигур, умение соотносить сенсорный образец с предметами окружающего мира;
• Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности;
• Продолжать учить составлять рисунок из готовых форм;
• Закреплять умение наклеивать готовые формы на картонную основу.
2. Развивающие:
• Расширять представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе; уточнить понятие «семья», «родственники»;
• Развивать связную речь;
• Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, воображение;
• Развивать интерес к аппликации как виду деятельности.
3. Воспитательные:
• Воспитывать познавательный интерес;
• Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу во время совместной деятельности;
• Воспитывать желание помогать другим, нуждающимся в нашей помощи.
Методы:
• 1. Игровые: мотивация, физкультминутка;
• 2. Словесные: беседа, рассказ, объяснение, проблемные вопросы;
• 3. Наглядные: рассматривание геометрических фигур, предметов ближайшего окружения, образца для аппликации;
• 4. Практические: выполнение творческого задания - аппликация «Самолет».
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы о профессиях, наблюдение за предметами ближайшего окружения, знакомство с техникой работы по образцу.
Здоровье сберегающие технологии: гимнастика для глаз «Совушка», физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Аппаратное обеспечение: магнитофон.
Программное обеспечение: аудиозапись (сл. Ю. Ким, музыка В. Дашкевич «В гостях у сказки»)
Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных навыков и умений воспитанника через образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество».
Образовательные ресурсы: программа «Детство» Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. ; «Математика-это интересно. Игровые ситуации для детей». Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. ; «Логика и математика для дошкольников» Носова Е. А.
Ход НОД
I. -Ребята любите ли вы сказки? Сегодня мы с вами придумаем свою сказку. Согласны? (ответы детей). Сказка будет необычная, а математическая. (звучит аудиозапись «В гостях у сказки»)
В одном царстве-государстве геометрических фигур жил-был царь. Это был большой желтый квадрат (дети кладут перед собой фигуру). Царицей там был большой желтый круг (находят круг и кладут его рядом с квадратом). Были еще царевич-маленький желтый квадрат и царевна-маленький желтый круг.
-Посмотрите внимательно на фигуры, которые вы положили. Чем они похожи? (Цветом).
-Как одним словом назвать царя, царицу, царевича, царевну? (семья).
-Кем в этой семье является царь? (царица).
-Кем им приходится царевич и царевна?
-Кто между собой царевич и царевна?
-А у вас есть братья и сестры?
- А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья». Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.
- А как должны относиться люди друг к другу в семье? (уважать, защищать, дружить, ухаживать).
- А еще у царской семьи были слуги, они выполняли разную работу.
- Как вы думаете, что делал лекарь? (лечил)
- А как называется сейчас человек, который лечит людей?
(доктор, врач)
-Где работают врачи? (в больнице, поликлинике)
-Лекарем был маленький синий треугольник.
-Большой зеленый прямоугольник был парикмахером.
-Чем он занимался? (делал прически, стриг волосы).
-Как вы думаете, кто готовил обед? (повар). Поваром был маленький красный овал.
II. - Жители этого государства жили дружно и счастливо, пока не случилась беда. Злой волшебник заточил всех жителей страны в темное подземелье. Вы хотите помочь геометрическим фигурам? (Да)
Физкультминутка
Путь к подземелью долгий и трудный. Сначала нам придется идти по топкому болоту и, чтобы не провалиться в него, нужно наступать только на проложенные следы.
1. «Топкое болото» На полу выложена дорожка из синих следов правой ноги и зеленых следов левой. Дети идут по дорожке, называя ногу.
Вот и вход в подземелье. Чтобы добраться до двери, за которой спрятаны наши друзья, надо пройти по длинному коридору, у которого потолок становится все ниже и ниже.
2. «Вход в подземелье» Дети идут по группе, сначала нагибая голову, затем прогнувшись, на корточках, ползком.
III. – Дверь закрыта на хитрый замок. Чтобы открыть его,
следует выполнить одно задание.
Дид/игра «Найди пару»
Каждый ребенок получает карточку и находит ей пару. ( Карточки парные: на одной из них – цифра, на другой - соответствующее ей количество точек).
IV. - Замок мы с вами открыли, можно заходить в подземелье и пытаться найти фигуры. Ребята в подземелье очень темно, чтобы наши глаза привыкли к темноте нужно сделать зрительную гимнастику.
Гимнастика для глаз «Совушка»
Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4.
Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-5. (Повторить 4-5 раз).
Дид/игра «Найди на ощупь»
«Подземелье»- муфта, сшитая по принципу рукава. В муфте находятся геометрические фигуры по количеству детей. Каждый ребенок двумя руками ощупывает какую-либо фигуру и, не вынимая ее из муфты, называет ее.
Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять.
Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца складывают пальчика обеих рук в виде геометрических фигур. Показывают раскрытую ладошку.
v. Дид. / игра. «Подбери по форме».
Ребенок получает карточку, представляющую собой лист бумаги, разделенный, на пять квадратов. В среднем из них расположена какая-либо геометрическая фигура. Ребенок выбирает ту карту, на которой расположена фигура, которую он достал из муфты, и начинает подбирать картинки, напоминающие по форме эту фигуру.
_ Молодцы, ребята! Вы справились со всеми трудностями, которые подстерегали вас на вашем пути, освободили геометрические фигуры из заточения. Наши друзья благодарят вас за это. Им очень хочется быстрее попасть домой, но как это сделать? А давайте отправим их домой на большом, красивом самолете. Вы, конечно, спросите где его взять? Конечно, сделать!
Аппликация (коллективная работа) «Самолет»
Дети собирают из геометрических фигур самолет и приклеивают на большой лист картона.
Царская семья благодарит детей за подарок, за помощь.
Заключительная часть.
- Молодцы, ребята! Я тоже хочу поблагодарить вас за то, что вы были смелыми, дружными, внимательными и старательными.
_ Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
- Какое задание было самое интересное?
- Какое задание самое трудное? (ответы детей).
-Кому сегодня было интересно пусть возьмет себе улыбающийся смайлик, а кому было трудно, не интересно- грустный смайлик.
Приложение: