Наталья Цыцулина
Конспект НОД. Формирование целостной картины мира. Акция «Елочка — колкая иголочка» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Формирование целостной картины мира. Акция «Елочка колкая иголочка" подготовительной к школе группы
воспитатель первой категории
Наталья Владимировна Цыцулина
Цель непосредственно образовательной деятельности:
Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать отрицательное отношение к тем, кто наносит вред природе.
Задачи образовательных областей:
Познание:
Публикация «Конспект НОД, Формирование целостной картины мира, Акция „Елочка — колкая иголочка“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
• Формировать устойчивый интерес к природе;
• Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений воспитанников о природе;
• Расширять представления воспитанников о хвойном лесе и его обитателях;
• Познакомить воспитанников с новыми обитателями хвойного леса: рысью и клестом.
• Воспитывать понимание ценности каждого дерева;
• Развивать логическое мышление.
• Развивать мелкую моторику.
• Социализация:
• Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
• Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.
• Коммуникация:
• Обогащать словарный запас детей (хвоя, хвойные деревья, дренаж, клест, рысь, крылатки, чешуйки)
• Развивать умение связно высказывать свое мнение
• Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
• Безопасность:
• Формировать навыки бережного и безопасного поведения в окружающей природе;
• Закреплять умения безопасно работать с палочками для посадки семян.
• Музыка:
• Развивать эмоциональность.
• Физическая культура:
• Совершенствовать двигательную активность.
• Труд:
• Формировать умение работать в коллективе.
• Закреплять умение сажать семена и ухаживать за ними
Предполагаемый результат: формирование у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.
Направление: познавательно - речевое.
Образовательная область: познание.
Виды деятельности: познавательно - исследовательская, трудовая, коммуникативная, музыкально - художественная, двигательная, продуктивная.
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей в непосредственно-образовательной деятельности
Форма организации детей : групповая
Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, сказочный персонаж, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, музыкальное сопровождение, посадка семян ели, показ слайдов, самоанализ воспитанников, пооперационные карты, исполнение воспитанниками песни «Ёлочке не холодно зимой»
Интеграция областей: Социализация, коммуникация, физическая культура, музыка, безопасность, труд, здоровье.
Предварительная работа:
• Беседы с детьми об истории празднования Нового года в России, о роли новогодней елочки.
• Беседы на тему «Как сохранить хвойный лес», «Обитатели хвойного леса», «Лесные друзья елочки».
• Цикл познавательных занятий «Есть у елочки друзья»
• Выставка «Новогодняя елочка» совместно с родителями
• Экологическая акция «Как у наших у ворот, ай да елочка растет» закладка «Аллеи выпускников»
• Изготовление и размещение листовок «Берегите елочки!» в микрорайоне №1 г. Октябрьского РБ
• Разучивание песни и стихотворений о ёлке, отгадывание загадок.
• совместная работа с детьми младшей группы по изготовлению листовок «Берегите елочки!
• Триз игра «Хорошо – плохо». Что хорошего в том, что на новогодние праздники ставят живые елочки дома, что плохого в этом.
• Рисование, аппликация на тему «Елочка и ее лесные друзья».
• Изготовление новогодних букетов и композиций, которые могут заменить живую елку на новогоднем празднике.
• Изготовление книжки с рассказами и рисунками детей «Пусть живые елочки встречают Новый год в лесу».
Участие родителей: Совместно с детьми изготовление новогодних букетов и композиций, которые могут заменить живую елку на новогоднем празднике.
Оборудование: мультимедийное устройство, слайды, стаканчики с грунтом, палочки, фартуки, семена ели, искусственная ёлка, новогодние игрушки, сказочный персонаж - ёлка, пооперационные карты.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
(Зал украшен плакатами, рисунками). Слайд №1.
В: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте поздороваемся! Как вы думаете, почему в нашем зале появилась елка? (ответы детей).
В каждом доме принято под новый год наряжать елку. Давайте в нашем зале нарядим елку. (Дети вешают на елку елочные игрушки). Посмотрите, как хороша новогодняя красавица. Садитесь на свои места.
Выходит елка.
В:Здравствуй, елочка.
Елка: Здравствуйте, дети. Скоро праздник Новый год (говорит грустно)
В: Да. Ты не рада празднику?
Елка: Нет, совсем не рада.
В: Почему?
Елка: С давних пор Новый Год – любимый праздник взрослых и детей, а елка – символ праздника. Каждый раз под новый год уменьшается количество елок в лесу. И лесные обитатели от этого очень страдают. Чтобы вырастить красавицу ёлку необходимо 100–120 лет. А нам лесным жителям так бы хотелось, чтобы люди бережно относились к лесу и его обитателям.
В: Что человек может сделать для того, чтобы сохранить лес? (Проводит чистку леса, сажает молодые деревья, охраняет лес от браконьеров, бережет от пожаров и т. д.). Мы с ребятами тоже много сделали для этого.
Мы в детском саду наряжаем искусственную елку, а живая ель растет в лесу.
Ё : Какие вы молодцы!
В: Посмотри елочка, осенью мы посадили молодые деревца и заложили «Аллею выпускников» Слайд №2. Какие деревца сажали? Что мы сделали? Слайд №3
Нам в этом помогли наши родителей. Слайд №4. А в посадке деревьев нам помогали папа Саши – Сергей Александрович, мама Артема – Светлана Салаватовна, дедушка Леры – Юрий Федорович, а саженцы из питомника привезли родители Халимовой Камиллы.
В: Слайд №5. А чтобы сохранить наши молодые сосеночки папа Тимура - Марат Фанизович сделал нам ограждение.
Вместе с малышами оформили листовки «Берегите елочку!» Слайд №6
А потом, что мы сделали ребята? (ответы детей – развесили на домах вокруг, раздавали прохожим) Слайд №7
Свой еловый лесок появился в нашей группе. Только деревья в нём не обычные, а сказочно-новогодние, рукотворные. Ребятам вместе с родителями смастерили новогодние деревца из подручных материалов. Посмотрите, как получилось! Слайд №8,9
Здесь ёлочка, сделана из помпонов (сделала Софья Мерман вместе с мамой Татьяной Александровной, есть ёлка из бумаги (смастерил Дима Гуменюк с мамой Светланой Витальевной) и ёлочка из мишуры (сделала Лера Масленникова вместе со своей мамой Анастасией Юрьевной). Дети нашей группы и родители считают, что каждое сказочное деревце сделано для того, чтобы сохранить жизнь настоящей живой ёлке.
Дети исполняют песню «Ёлочке не холодно зимой»
Ё : Молодцы ребята! Как вы много сделали.
В: Мы с вами уже знаем о том, что лес не может быстро восстанавливаться. Ели нужно много лет, чтобы стать лесной красавицей. Слайд №10
Как вы думаете, можно ли определить возраст ели по внешнему виду? Как это можно сделать? (рассуждения детей)
Слайд №11. Ёлка растет всю жизнь. Каждый год на концах веток вырастают молодые побеги-мутовки, растущие с одного места в разные стороны. По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели.
Ё : А вы знаете, ребята, что елочка– хвойное дерево?
Д: Да, знаем.
Ё : Почему оно называется хвойным?
Д: Потому что у ее вместо листьев иголки. Которые называются хвоинки или хвоя.
В: Говорят что, хвойные деревья «зимой и летом одним цветом». Но это не совсем так хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу? (Ответы детей) Земля под деревьями застлана ковром из опавшей хвои. В детском саду растут ели, мы с вами наблюдали за ними каждый сезон и заметили под деревьями ковер из опавших хвоинок.
Ё : А какие хвойные деревья вы знаете?
( Дети перечисляют хвойные деревья: пихта, сосна, туя, кедр) Слайд №12.13
Ё : Молодцы.
В: Обитатели леса тоже играют огромную роль в жизни леса. Расскажите, кого вы знаете из обитателей хвойного леса и почему они любят в нем селиться? Слайд №14
Дети: Заяц любит жить в еловых лесах. Питается корой еловых деревьев, а под еловыми лапами прячется от хищных зверей.
Белка часто скачет по веткам ели. Ест белка семена и молодые еловые веточки. На ели у белки дупло, еловые ветки защищают ее дом от ветра в зимнюю непогоду.
Зимой в густых еловых лесах по корягами спят медведи в берлогах. Потому что, его берлога находится под еловыми корнями.
Ё : (Слайд № 15.)Я вас хочу познакомить с еще одним обитателем хвойного леса - это рысь. Этот зверь любит еловые леса, его легко узнать по кисточкам на ушах, короткому хвосту и высоким ногам. У нее широкие мохнатые лапы, что помогает ей передвигаться по глубокому рыхлому снегу. Очень густой зимний мех спасает от морозов. Рысь прекрасно лазает по деревьям и неплохо плавает. Охотится на зайцев-беляков, тетеревов, рябчиков, мышей. Логово рыси спрятано в корнях упавших старых елей.
В: А еще в хвойных лесах обитают птицы. Какие птицы любят жить в хвойных лесах и почему? Д: Ответы
(Слайд №16). А вы знаете эту птицу? Это Клест-еловик, его называют «северным попугаем» за необычные крестообразные клюв с перекрещенными концами. Про них говорят: «Кривлен нос — зелен хвост». Концы клюва загнуты в разные стороны и напоминают щипцы. Птица вставляет клюв между чешуйками еловой шишки, отгибает их и достает семечко. Цепляясь за шишку острыми коготками, клест иногда раскачивается на шишке, как на качелях. Ест он и почки ели. Клест — птица небольшая, чуть больше воробья, единственная из всех птиц выводит птенцов зимой, в самые сильные морозы. Они строят из мелких веточек гнездо с толстыми стенками, утепляя его мхом, шерстью, перьями. Свой дом птицы прячут у самого ствола, среди толстых веток старых густых елей, укрытых снегом. В таких местах нет ветра. Самец даже поет зимой. Мама-клест сидит на кладке полмесяца. Папа-клест кормит ее семена еловых шишек.
Весной ель начинает цвести, летом на месте цветка образуется шишка, а осенью в ней созревают семена и осыпаются на землю. (Слайд№17). Семечко попадает в землю, начинает прорастать, но не обязательно рядом с взрослым деревом, их может отнести ветром, птицы и мелкие животные тоже разносят семена по лесу. И через некоторое время весной то тут, то там появляется ростки длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. (Слайд №18). Пройдет сотня лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь. Какую пользу приносит ель?
Дети: Ель полезное дерево. Оно издаёт приятный запах и очищает воздух от бактерий. Человеку полезно дышать таким воздухом для здоровья.
В: Правильно. Слайд №19. Вокруг городов высаживают специальные питомники, где выращивают ёлочки. Еловые посадки улучшают экологическое состояние города. Пока ель достигнет 1-2 м проходит 10-15 лет. И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц.
Лес это дом для растений и животных, а человек в нем гость, а гость должен быть чутким, внимательным и не мешать хозяевам. В народе говорят, что каждый человек должен посадить дерево.
И сегодня, я предлагаю вам ребята посадить собственное дерево. Мы создадим свой мини-питомник, может быть, через много лет из них вырастут лесные великаны.
Подойдите к столам. Что вы видите на столах? Стаканчики мы наполнили заранее, давайте вспомним, как мы это сделали.
В стаканчик, мы насыпали дренаж. Для чего нужен дренаж? (ответы детей).
Какая нужна земля? (ответы детей)
Нужна ли вода? Для чего нужна вода? (ответы детей)
Ребята, а для чего нам палочки? (ответы детей – для того, чтобы сделать палочкой ямку, положите туда семечко, и присыпать землей).
В: Правильно. Палочки нужны для того чтобы сделать углубление. Как надо правильно пользоваться палочками? (нельзя размахивать палочкой, так как можно поранить соседа; нельзя поворачиваться с палочками к соседу; после выполнения работы необходимо положить палочку на место;)
В: Молодцы. Разогреем наши пальчики перед работой.
Физминутка «Елочка» (пальчиковая гимнастика)
Перед нами елочка : (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки»)
Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальцы выставлены).
Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз).
Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе или смотрят вниз).
В: Наденьте фартуки и подойдите к столам. Уточним порядок работы.
(пооперационные карты) Слайд №20.
Приступайте к посадке. (дети выполняют задание)
Молодцы ребята! Теперь будем ждать, когда появятся всходы. Вы будете заботиться о молодых росточках: поливать, беречь их от сквозняков, а когда саженец будет достаточно большим, можно будет пересадить его на улицу. Пройдет много лет прежде, чем вырастет красивое дерево. (дети снимают фартуки)
Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей)
Что вам показалось наиболее интересным? (Ответы детей)
Рефлексия (Елочка зеленая – мне очень понравилось, как я занимался,
Елочка желтая – мне не понравилось, как я занимался)
Ё : Спасибо вам, мне было очень приятно с вами заниматься.
Список литературы:
Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. Автор-составитель М. П. Костюченко.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. О. В. Дыбина
Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада : Сост. Нищева Н. В.
Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. С. Н. Николаева.
Фото из архива автора.