Людмила Размочаева
Конспект НОД по ФЦКМ «Под крышей дома своего»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
«Под крышей дома своего»
Разработала Размочаева Людмила Петровна, воспитатель МБОУ СОШ №12, г. Сургут
ОО Познание ФЦКМ
Цель. Продолжать знакомить детей с традициями русской народной культуры.
Задачи.
Познание. Дать детям представление о русских посиделках, особенностях труда и быта людей в деревне.
Формировать представление детей о русской избе на Руси.
Чтение художественной литературы. Развивать интерес к русскому фольклору.
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „Под крышей дома своего“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Художественное творчество. Закреплять знания детей о народных промыслах.
Социализация. Воспитывать любовь к своей Родине.
Словарная работа: печь, чугун, горшки, ухват, сундук, прялка, веретено.
Предварительная работа. Ознакомление с русской народной культурой и традициями с помощь НОД.
Оборудование: скамейка половики, стол, божница, сундук, самовар, прялка, веретено, чугунок, ухват, и др.
ХОД
Воспитатель. Дети, вы любите путешествовать?
Я тоже очень люблю. А как можно путешествовать? (ответы детей)
Правильно, можно на машине, можно перелетать на самолёте, переезжать на поезде. Всё верно, а можно путешествовать в прошлое. Кто знает, что такое прошлое?
Ответы детей.
Воспитатель. А вы хотите побывать в прошлом?
[/i]Ответы детей.
Для этого нам необходимо переместиться в пространстве. А поможет нам в этом современная техника и наше воображение.
Дети, а кто из вас бывал зимой в деревне? (ответы детей)
Да вы там бываете только летом. А как вы думаете, запахи деревни отличаются от запахов в городе?
Ответы детей уточняются, дополняются.
Правильно в городе совсем другие запахи, у нас много машин, много выхлопных газов, дымят дымовые трупы ГРЭС, очень много народу и у каждого свой запах. А деревня имеет свой характерный запах. Чтобы обогреть дом, что надо сделать? (ответы детей)
Верно, чтобы обогреть дом топят печи, в каждом доме есть своя живность: свиньи, коровы, козы, лошади и т. д. Всё это даёт свой неповторимый запах.
Воспитатель. Назовите месяцы зимы, сколько их? (ответы детей)
Правильно. Декабрь, январь, и февраль считались на русской земле волчьим временем, по верованиям древних, зима в образе волка нападает на мир и мертвит его своими острыми зубами-холодами. Воспитатель. Когда наступали самые короткие дни и самые длинные ночи наши предки думали, что зима победила солнце, что оно одряхлело, утратило свою лучезарность готовится угаснуть. По поверьям древних славян, зима подобно злой мачехе. Почему, как вы думаете?
Выслушать ответы детей.
Воспитатель. На Руси наступление зимы накладывало отпечаток на весь характер крестьянского быта, труда. А крестьяне это кто? (ответы детей)
Верно. Появление санного пути позволяло подвозить дрова, лес для ремонта хат, овинов, сараев. Выпекали пряники в виде перелётных птиц, чтобы те побыстрее вернулись. День зимой с воробьиный коготок.
Как коротали люди длинные вечера? В те времена в деревне развлечений не было. Это сейчас в каждом доме есть телевизор, компьютер, есть кинотеатры, где можно всей семьёй посмотреть фильм, посидеть в кафе. А тогда всё было иначе. Люди ощущали потребность в общении, хотели себя показать и на других посмотреть. После сбора урожая молодёжь устраивали посиделки.
Начинались посиделки с Покрова дня (14 октября) и заканчивались к весне. С Покрова наступали холода, и уже холодно было молодёжи хороводы водить на улице. Поэтому они собирались в теплых избах. Считалось, что «Весело Покрова проведёшь – дружка себе найдешь!». Собирались на посиделки в самой большой деревенской избе, назывались они «откупными». Прежде чем войти в дом спрашивали: «Пустите нас на посиделки в свою избу?». И если получали согласие, то приносили угощение за это. Девушки приходили не с пустыми руками, приносили с собой работу: мяли кудель, чесали её, пряли, вязали, вышивали. Девушки рукодельницы демонстрировали своё умение. Пряди, кума, не ленися,
По донечку не вертися,
По лавочке не тянися.
Слайд с изображением девушки за прялками Ф. В. Сычков
"Подружки"
А если какая-либо девушка, заигравшись не справлялась с работой – ей старались помочь. К явным лентяйкам относились неодобрительно, над ленивыми и нерасторопными смеялись: «Ой, Окуля, Окуля, еше замуж ладится». Про нерадивую пряху пели:
Пряла наша Дуня не тонко, не толсто,
Потоньше полена, потолще оглобли.
Но не только ведь для работы собирались девушки? Где ж дружков себе находили? Да на посиделках! Парни тоже приходили с работой – плели лапти и корзины, шили шубы, валяли валенки, обрабатывали овчину.
Воспитатель. А между делом песни пели, беседы вели. В долгие зимние вечера самое время рассказывать истории да сказки. Вот и говорили: «Мели Емеля – твоя неделя».
А сколько сочинялось пословиц, поговорок, загадок, небылиц. Любили и поиграть. Давайте и мы поиграем. Предложить игру «Гори-гори ясно», водящего выбрать считалкой.
Воспитатель. Дети, а вы хотите побывать на деревенских посиделках? Так давайте постучимся вот в эту избу, и попросимся на посиделки.
Младший воспитатель переодевается в народный костюм, играет роль «Хозяйки».
Перемещаются помещение, которое оборудовано под «Уголок русского быта». Дети стучатся в дверь.
Дети. Хозяюшка мы до вас пришли.
Хозяйка. Совершает поклон. Добрый вечер, детушки. Вечер добрый, милые.
Напомнить детям значение русского поклона: «Моя правая рука, свободна от оружия, моё горячее сердце, мои светлые мысли – всё это вам!». Дети повторяют.
Входя в избу, волей –неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку не лоб можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.
Проходят в «избу».
Хозяйка. Зачем пожаловали?
Дети. Можно к вам на посиделки?
Хозяйка. Чем откупитесь?
Дети. Попросите, что хотите.
Хозяйка. А вы, детушки поведайте, что в народе про мороз да зиму говорят?
Дети называют приметы, пословицы, поговорки.
• Воробьи дружно укрепляют свои укрытие – через несколько дней наступят сильные морозы.
• Вороны сидят на верхушке деревьев – морозу.
• Дрова в печи горят с треском – к морозу.
• Новый год – к весне поворот.
Хозяйка. Отгадайте мою загадку. «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка»?
Дети пытаются отгадать загадку.
А вот вам моя отгадка: стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе – жар.
Хозяйка. Честной народ, заходите в мою горницу.
Воспитатель. Мы с вами находимся в крестьянской избе. Много необычного для нас в ней. Хозяюшка расскажи нам про свою горницу.
Хозяйка. Горница у меня небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите
А я про всё вам расскажу!
Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы.
Без печи хата – не хата.
С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Образ печи стал традиционным для русских сказок. Назовите мне сказки, в которых говорится про печь.
Дети. «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».
Хозяйка. Хорошая печь – гордость печника и хозяина дома. Печь не только обогревала избу. Как детки думаете, а для чего печь еще нужна?
Выслушать ответы детей.
Верно дети, печь и лечила и кормила и ночлег давала.
Правый угол от печи назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка. Отсюда и слово закуток,то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок.
Другой, левый от печки угол, называется красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для гостей.
Русский народ всегда славился своим гостеприимством:
Что есть в печи – всё на стол мечи.
Не красна изба углами, а красна порогами.
Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».
В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная,очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.
- Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Рассмотрите её внимательно.
Дети рассматривают посуду на столе.
Как вы думаете, из чего она сделана и как называется?
Дети. Сделана из дерева, глины, коры. Она деревянная, глиняная.
Хозяйка. Верно. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло. Ведь неудобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.
А хорошо ли вам детушки сидеть? (ответы детей) А знаете, как это называется?
О лавке, скамье
. Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол.
О буфете, шкафах. Шкафы были различных размеров и видов, были украшены резьбой, токарными деталями, росписью.
О сундуке.
Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь.
Об утюгах.
Утюги были двух видов, в которые клали раскаленные угли и которые ставились на печь.
Об ухвате
Им отправляли в жар горшки с пищей. Это приспособление, представляло собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце.
Хозяйка. Вечерами, когда темнело избы, освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные коновые светцы, которые можно было закрепить в любом месте.
А пол покрывали половиками домоткаными.
Русская народная пословица гласит: «Делу время – потехи час». Давайте поиграем в игру.
Проводится музыкальная игра
«Баба шла, шла, шла…»
Хозяйка. Мы всё поём да веселимся, а за окном стужа да вьюга, на дворе холодно, да темно. У меня для вас припасена еще одна игра,
«Доскажи словечко»
Доскажите словечко (Рефлексия):
1- Зимой нет теплей, а летом нет холодней (загадка… ПЕЧКА
2.- Обогреватель в сельском доме …ПЕЧКА
3. Полка, на которую ставились иконы. БОЖНИЦА
4 Предмет мебели для хранения посуды, одежды. БУФЕТ, ШКАФ
5. На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. ЛАВКА
6. Загадка. Под крышей - ножки,
На крыше – ложки,
А рядом с ними
С похлебкой плошки. СТОЛ
7. Бабушкино хранилище. СУНДУК
8Доскажи словечко. - Волк, смотри, - сказал он волку, - Станешь зубы класть на …
. ПОЛКА
9. Назовите одним словом (показать картинки). ПОСУДА
10. С помощью нее получали нитки. ПРЯЛКА
11. Загадка Чем дольше я верчусь, тем толще становлюсь.
12. Загадка
Шипит недовольно, кусается больно,
Опасно его оставлять одного.
С ним надо поладить,
И можете гладить,
Но гладить не стоит его. УТЮГ
13. В нем готовили пищу в печке. ЧУГУНОК
14В ней толкли зерно, очищая его от шелухи. .СТУПА
Молодцы, умеете загадки отгадывать. Ой! Полна горница гостей, а хозяйка припозднилась. Пора нам наши посиделки начинать. Да, бездельников у нас сильно не любят. Про них говорят:
•Люди жать, а мы на солнышке лежать.
•Горька работа, да сладок хлеб.
У нас на посиделках все работают. Завтра мне на базар надо, а у меня ещё вон, сколько игрушек не расписанных. Может, поможете
У меня всё уже приготовлено для работы. Рассаживайтесь поудобнее, выбирайте себе дело.
Хозяйка. Теперь у нас все при деле. Кто за прялкой сидит, кто расписывает подносы, ложки, игрушки, а кто игрушки делает из глины. И я у печки сяду – прясть примусь, а чтобы вас порадовать песню затяну.
Исполняется песня:
Крутись, веретёнце"
Хозяйка: Молодцы! Хорошо поработали, помогли мне.
Воспитатель. Дети как можно назвать хозяйку этого дама.
Дети. Хозяйка гостеприимная, трудолюбивая, добрая, она рукодельница.
Русские люди никогда не боялись труда. Засиделись мы, пора и возвращаться.
Дети прощаются и уходят.