Анна Шумкова
Конспект НОД «Древесина» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА «Древесина».
Возраст: 6-7 лет
ЗАДАЧИ: Познакомить детей с происхождением, свойствами, использованием древесины. Актуализировать словарь по лексическим темам «Деревья», «Мебель», «Посуда», «Музыкальные инструменты», «Игрушки». Обогатить словарь прилагательными. Развивать фонематический слух, графические навыки, внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к лесу, деревьям. Сберегать здоровье детей посредством физминуток.
Публикация «Конспект НОД „Древесина“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
ОБОРУДОВАНИЕ: Деревянный сундук и предметы в нем, связанные с древесиной : бумага, карандаши, линейка, коробка, игрушка и др. Демонстрационная картинка «Части дерева». Деревянные дощечки, вода, ванночки для воды. Предметные картинки деревянной мебели и посуды. Предметные картинки деревянных инструментов, музыкантов. Предметная картинка «Корабельные сосны», «Кораблестроение». По две деревянных ложки на ребенка. Демонстрационная картинка «Рамочки». Картонные трубочки от туалетной бумаги, фломастеры. Аудиозапись «Шум леса».
Предварительная работа: рассматривание различных видов деревьев, их распознавание на участке.
Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Организационный момент.
На столе стоит деревянный сундук с предметами из дерева.
В. : Здравствуйте, ребята! Рассмотрите предметы в моем сундуке. Что их связывает?
Дети рассматривают предметы и высказывают предположения.
В. : Ребята, мы поговорим о древесине. Как вы думаете, где берет ее человек? (ответы детей). Послушайте стихотворение.
Вдали от города большого
Где шум заводов, суета,
Ветвями слившись в хороводе,
Леса дремучие стоят.
Березок длинные сережки,
Колючих елок длинный строй,
Высоких соосен запах дивный
Мы вдруг почувствуем с тобой.
Мы любим лес! Но что же делать,
Когда для жизни нам нужны
Такие разные предметы…
Раз так – рубить его должны,
Чтоб получилась древесина
Для лодок, кораблей, плотов,
Для дров, пылающих в камине,
И для строительства домов.
Но знай: нельзя рубить деревья,
Которым слишком мало лет!
Они ведь вырасти могли бы.
От тонких даже пользы нет!
Или такие, что столетия
В лесу нетронуты стоят,
Ведь их другие поколения
Еще увидеть захотят.
Шумят вершинами деревья…
И ввысь и в толщину растут,
Годами кольца набирая,
Всем людям красоту несут.
В. : Да, ребята, древесина – это природный материал, получаемый из срубленного и очищенного от коры и ветвей ствола больших растений – деревьев. Кстати, какие деревья вы знаете? (дети называют). Из каких частей состоит дерево?
От названия дерева образуется название древесины : у березы - (березовая, у дуба - (дубовая, у ели -(еловая, у сосны - (сосновая, у кедра – (кедровая, у клена - (кленовая, у липы -(липовая, у ясеня -(ясеневая, у орешника - (ореховая).
В. : Древесину люди научились использовать еще в стародавние времена, отметив ее свойства. Какие же? Сейчас узнаем. Рассмотрите образцы. Какого цвета древесина?
Дети определяют, что цветовая гамма разнообразна: от почти белого до темно-коричневого.
В. : Это свойство древесины всегда использовалось при создании мебели и предметов обихода. Какую мебель вы знаете? Если мебель из дуба, то она темная, а из березы – светлая. Однако важную роль здесь играет не просто красота, а и прочность и долговечность материала. Попробуйте сломать деревянную дощечку. Не получится! Но зато ее можно разрубить и распилить. Именно поэтому в старину избы «рубили» из дерева: материал доступный, долговечный, крепкий, прочный. А с помощью специальных инструментов древесину можно виртуозно обработать – так появились наличники, коньки, деревянные ложки.
В. А пропускает ли дерево воду? (эксперимент – налить на дощечку воду).
Д. : Древесина воду не пропускает, т. е. она водонепроницаемая.
В. : Правильно, но со временем древесина от воды начинает набухать, темнеть, гнить, так как это натуральный природный материал, и постепенно воду пропускать. И все-таки это качество водонепроницаемости использовали для изготовления деревянной посуды, особенно в древности. Скажите, а такую посуду можно ставить на плиту или в печь? Почему? Что произойдет? (ответы детей). Да, в деревянной посуде хранят продукты или едят из нее, но варить и жарить в ней нельзя.
В. : А еще древесина обладает замечательным свойством плавучести. Что произойдет с бруском, если его поместить в воду (дети экспериментируют). Да, действительно, она не тонет в воде. Где же применяется это свойство?
Д. : Изготавливают лодки, корабли.
В. Правильно! Но для изготовления плавучих средств использовали древесину сосен. Сосны вырастают очень высокими и, самое главное для кораблестроения, прямыми (показать картинки). Именно из их стволов получаются длинные прямые доски. Такие сосны носят название «корабельные», а лес – «мачтовый».
В. Древесина обладает еще одним бесценным качеством: способностью резонировать, то есть усиливать колебания звуковых волн. Это используется при создании музыкальных инструментов (показать картинки) – скрипки, виолончели, гитары, фортепьяно, альта, флейты, кларнета, контрабаса и др. Лучше всего подходит древесина хвойных пород (ель, пихта, кедр, а также древесина ольхи, груши, клена. Вспомните, как называют музыкантов, играющих на этих музыкальных инструментах?
Д. Скрипач, виолончелист, контрабасист, гитарист и т. д.
В. А как звучат русская трещетка и ложки! Давайте поиграем на ложках и станем ложкарями!
Детям раздают ложки. Воспитатель называет слова, а дети отстукивают ложками столько раз, сколько слогов в слове. Слова – дерево, дуб, сосна, осина, дровосек, деревяшка, липа, орешник, дощечка.
В. И конечно же, из древесины делают и игрушки (показать картинки). Этот промысел на Руси существовал издревле. Какие национальные русские деревянные игрушки вы знаете?
Д. Матрешки.
В. Правильно, ребята! Матрешку считают символом России. Рассмотрите матрешек и найдите отличия, образуя слова наоборот.
Д. Высокая – низкая, толстая – тонкая, большая – маленькая, волосы темные- светлые, низкая матрешка веселая – высокая грустная, у одной корзинка маленькая – у другой большая, у одной яблоки мелкие – у другой крупные.
В. Отлично, а сейчас матрешки предлагают поиграть (проводится физминутка) :
Мы веселые матрешки.
поиграть пришли немножко.
Дети маршируют в такт.
Есть у нас платки, сережки и нарядные сапожки.
Показывают, как надет платок, немного массажируют мочки ушей, показывая сережки, нагибаются, показывая сапожки.
Щеки красные, тугие.
Надувают щеки.
Губки бантиком большие.
Вытягивают губы трубочкой.
Длинный яркий сарафанчик.
На рубашке одуванчик.
Показывают на себе сарафан, нагибаются, показывая одуванчик и на подоле цветы на фартуке.
Так давайте же, подружки,
Мы покружимся немножко.
Кружатся на месте.
Руки на бочок клади,
На носочках походи.
Ставят руки на пояс и кружатся на носочках.
В. Из древесины изготавливают рамы для картин и фотографий. Если вы посещали музей, то видели, что многие картины написаны художниками написаны художниками много веков назад, а деревянные рамы сохранились. О каком свойстве древесины это напоминает? На карточках найдите рамочки НЕ квадратные, НЕ овальные Какие же они по форме? Найдите и назовите форму рамки в правом верхнем углу. А теперь форму рамки в левом верхнем углу. Затем в правом нижнем углу.
В. Дерево растет в ширину и высоту. Его возраст можно определить по годовым кольцам. Дело в том, что дерево зимой спит, а весной, оживая растет в высоту, а главное, в ширину. Появляется прирос на стволе, или годовое кольцо, которое видно на срезе.
Давайте нарисуем такие кольца. Кстати, карандаши, которыми вы пользуетесь, вернее их корпус, тоже из древесины.
Детям показывают, как выглядят кольца на срезе и просят нарисовать их, раздав карандаши.
В. А знаете, какие деревья являются долгожителями? В нашем климате – это дуб и сосна, они могут прожить несколько сотен лет. Как вы поняли, деревья растут долго и медленно. Срубить их - быстрое дело, а вот вырастить… Что, по вашему мнению, случится на Земле, если срубить все деревья? (ответы детей).
Известно, что древесина хорошо горит. С одной стороны, это помогает людям – развести костер, приготовить пищу, согреться, но это и большая опасность: иногда пожар уничтожает тысячи га леса, который рос несколько столетий. Значит, от чего нужно беречь лес?
Д. От пожара, от вырубки, от насекомых-вредителей.
В. Древесина служит основой для изготовления бумаги. Но мы знаем, что лес надо беречь, а бумагу не расходовать бездумно. Вот поэтому для наших поделок мы возьмем т. н. «бросовый материал, годный к вторичному использованию. – картонные трубочки.
Дети ставят трубочки вертикально и произвольным образом рисуют фломастером веселые рожицы или что-либо другое.
В. Мы узнали о деревьях и древесине много нового. Древесина необходима людям, но как приятно побывать в лесу и подышать свежим, ароматным удивительным лесным воздухом и послушать его обитателей.
Дети ложатся на ковер. Закрывают глаза и слушают аудиозапись шума леса.