Худякова Маргарита
Конспект НОД для работы в музейной комнате «Украсим полотенце» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
БПОУ УР «Дебёсский политехникум»
Конспект НОД для работы в музейной комнате
Тема: «Украсим полотенце»
Для детей среднего дошкольного возраста
Выполнила:
Худякова Маргарита Александровна, 444 группа
Дебёсы, 2018
Тема: «Украсим полотенце»
Возраст : средняя группа
Публикация «Конспект НОД для работы в музейной комнате „Украсим полотенце“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Цель: Формирование интереса к удмуртскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
Задачи:
Обучающие:
• Совершенствовать умения создавать из квадратов разного размера и цвета узорный элемент на прямоугольной заготовке;
• Закрепить умение вырезать квадраты, соразмеряя их размеры.
Развивающие:
• Развивать мелкую моторику, чувство формы, глазомер и цветоощущение.
Воспитывающие:
• Воспитывать интерес к составлению элементов удмуртских орнаментов.
Интеграция:
• Развитие речи
• Формирование элементарных математических представлений
• Игровая деятельность
Словарная работа : полотенце (чушкон).
Демонстрационный и раздаточный материал: Образцы полотенец (фото, три полоски бумаги разного цвета (красный, чёрный, зелёный, прямоугольный белый лист бумаги, кисточки для клея, клей, салфетки, ножницы.
Ход занятия:
Дети входят в группу, их встречает воспитатель в удмуртском костюме.
Воспитатель: Зечбуресь, пиналъёс! Здравствуйте, дети!
Дети: Зечбуресь! Здравствуйте!
Воспитатель: Доброе утро, я всем говорю,
Доброе утро, я людям дарю,
И улыбаются добрые люди
Видно слова они добрые любят.
Какие добрые и волшебные слова вы знаете?
Дети: Здравствуйте, спасибо, пожалуйста и т. д.
Воспитатель: Я думаю, мы будем чаще говорить такие слова друг другу. Сегодня мы будем продолжать учить уши внимательно слушать, язык работать и верно говорить, а мудрые головы думать и узнавать ещё много нового.
Ребята, в какой республике мы с вами живём?
Дети: Мы живём в Удмуртской Республике.
Воспитатель: Люди какой национальности проживают в Удмуртии?
Дети: В Удмуртии проживают удмурты, русские, татары.
Воспитатель: В нашей республике проживают люди разных национальностей, каждый народ носит свою национальную одежду, у каждого народа есть народные умельцы. Удмуртские народные мастера вышивали и ткали полотенца (чушкон).
Дети: Повторяют слово полотенце (чушкон).
(Воспитатель показывает полотенце или картинку с полотенцем)
Воспитатель: Ребята, для удмуртов полотенце является оберегом и символизирует чистую и гладкую дорогу. Дорогих гостей встречают хлебом-солью, жениха с невестой встречают на свадьбах караваем с медом на полотенце. К свадьбе девушка должна была приготовить полотенца в приданое, а потом на свадьбе показывать гостям, какая же рукодельница и мастерица невеста. Особую роль как оберег от злых сил, от несчастий играет полотенце на проводах в армию молодых парней. Родители, близкие, родственники дарят будущему солдату полотенце и при этом говорят ему разные пожелания. Когда рождается маленький ребенок и его крестят в церкви, то крестные дарят малышу полотенце, как оберег. Такие полотенца всегда были красивыми и приятными, чаще всего концы таких полотенец украшались орнаментами. Посмотрите, из каких элементов составлен орнамент?
Дети: Орнамент составлен из квадратов, треугольников, полосок.
Воспитатель: Какого цвета орнамент на полотенце?
Дети: Орнамент красного, синего, чёрного, зелёного, жёлтого цветов.
Воспитатель: Элементы в орнаменте могут повторяться или чередоваться друг с другом по форме или по цвету. Где расположен узор на полотенцах?
Дети: Узор расположен по краю полотенца.
Воспитатель: Как расположен узор на полотенце?
Дети: Квадраты наложены друг на друга.
Воспитатель: На полотенцах обычно украшаются только концы. Вы хотите, поближе познакомиться с народными умельцами народа Удмуртии?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте все вместе попробуем украсить полотенца удмуртским народным орнаментом и отправим им посылку с сюрпризом – нашими полотенцами. Прежде, чем начнём, разбудим наши пальчики и подготовим к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в «замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Наши пальчики проснулись,
Потянулись, потянулись,
И встряхнулись.
(Воспитатель раздаёт материалы для выполнения изделия)
Воспитатель: Что вы видите перед собой?
Дети: Перед собой видим полоски разного цвета
Воспитатель: Как из полосок получить четыре квадрата?
Дети: Надо сложить полоску на четыре части и разрезать.
Воспитатель: Давайте возьмём полоску бумаги и сложим её пополам, ещё раз пополам и разрежем на месте сгиба и так все полоски. Какого цвета квадраты самые большие по размеру?
Дети: Самые большие квадраты красного цвета.
Воспитатель: Какие квадраты больше по размеру зелёные или чёрные?
Дети: Квадраты зелёные больше по размеру, чем чёрные.
Воспитатель: Какой квадрат самый маленький?
Дети: Самый маленький чёрный квадрат.
Воспитатель: Выкладываем узор по краю полотенца в следующем порядке : на самый большой красный квадрат накладываем зелёный квадрат углами к сторонам первой фигуры, затем кладём самый маленький чёрный квадрат.
Начинаем работать с клеем, клеить можно по-разному: два из них наклеивают по бокам нижней части силуэта, а третий – между ними выше, соприкасаясь нижними углами с двумя другими.
Чья работа готова выставляем на мольберт. Итак, наши работы готовы. Ребята, чьё полотенце вам понравилось больше и почему?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Давайте сложим свои работы в посылку.
А ещё наш народ любит играть в весёлые игры. Какие удмуртские народные игры вы знаете?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Давайте мы поиграем в игру с полотенцем.
Берётся удмуртское полотенце, как можно большей длины (для удобства игры) играют одновременно два человека. Ход игры контролирует воспитатель. Два ребёнка берут полотенце с разных концов и по сигналу воспитателя, разворачиваясь вокруг своей оси, начинают в него заворачиваться. Игра идёт до момента пока оба ребёнка не соприкоснулись друг с другом. Воспитатель отмечает точку на полотенце, где они соприкоснулись. Далее обратно дети разворачивают полотенце и по линии точки соприкосновения полотенце складывается. Выигрывает тот, у кого длина края больше.
Рефлексия:
Воспитатель: Что нового вы узнали? Какие новые слова? Были ли какие-либо трудности при выполнении вашей работы?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Сегодня мы сделали ещё несколько шагов в изучении истории родного края, культуры и традиций удмуртского народа.