Мариям Зокина
Конспект НОД для детей старшей группы «Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!»
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ, ОХРАНЯТЬ ЕГО, ЛЮБИТЬ!
старший дошкольный возраст 5-6 лет
Цель НОД:
формировать у детей основы экологической культуры, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие» :
- расширять представления детей о разнообразии окружающего мира;
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать любознательность, мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, умение самостоятельно делать выводы;
- укреплять познавательные отношения, развивая целостное восприятие мира природы;
- развивать логическое мышление, смекалку, зрительное и слуховое внимание, осязание через игровую деятельность.
- продолжать формировать познавательные интересы;
- развивать воображение детей.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие» :
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной речи;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
- воспитывать умение слушать и слышать воспитателя; действовать по словесной инструкции взрослого;
- развитие умений делать выводы.
«Физическое развитие» :
- формирование потребности в двигательной активности через проведение физкультминуток;
- приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений.
«Социально-коммуникативное развитие» :
- формировать бережное отношение к лесу и лесным обитателям, доброжелательное отношение к полученному результату;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развитие положительных качеств личности, сохраняя индивидуальность каждого ребенка;
- формирование умений принимать условия игровой ситуации, выражая положительные эмоции;
- обобщать полученную информацию, высказывая своё мнение.
«Художественно-эстетическое»
-формировать умение слушать музыку;
-развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.
Цель применения ИКТ в НОД:
Активизировать познавательную деятельность детей, поддержать мотивационную линию на протяжении всего занятия.
Планируемые результаты НОД:
Ребенок проявляет отзывчивость, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательной деятельности; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; умеет применять ранее усвоенные знания в новой ситуации; развивает логическое мышление, внимание, воображение, умение работать по правилу, умение слушать взрослого; ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УД:
Личностные - умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами; формирование познавательной и социальной мотивации; формирование умения прийти на помощь другу, лесному жителю; формирование способности учитывать чужую точку зрения; воспитывать нравственные ориентиры.
Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; закрепить умение замечать особенности, которых не должно быть в природе и пытаться исправлять их с помощью взрослого; умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.
Познавательные — развитие ориентировки в пространстве и времени; умение применять правила и пользоваться инструкциями; умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого; умение работать по заданному алгоритму.
Коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы; участие в совместной деятельности; формулирование собственного мнения и позиции.
Методы и приё мы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, дыхательной гимнастики, технических средств.
• Практические: конструирование, физкультминутка, дыхательная гимнастика, решение задач.
• Наглядные: рассматривание иллюстраций.
• Словесные: отгадывание загадок, вопрос - ответ, объяснение заданий и задач.
Материалы и оборудование:
Для педагога: проектор, экран, ноутбук, аудиозаписи со звуками леса.
Для детей : Знаки, указывающие о правилах поведения в лесу; разрезные картинки с изображением цветов; коврик для каждого ребенка.
Предварительная работа:
Ознакомление с правилами поведения в лесу; знакомство с лесными обитателями; формирование представлений о разных группах животных (птицы, звери, насекомые, местах их обитания; умения правильно сопоставлять знаки с соответствующими ситуациями; разучивание дыхательной гимнастики; закрепить умение ходить змейкой друг за другом.
Конспект НОД
Этап 1 Вводный (мотивационно - побудительный) 3 минуты
СЛАЙД 1
«Дружная семья»
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Руку дай соседу справа.
Руку дай соседу слева.
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева.
Педагог: Поднимаем правую руку над головой и гладим по голове соседа справа, приговаривая:
-Он такой хороший!
-Я такой хороший!
Я лучше всех!
(Дети повторяют вместе с воспитателем)
СЛАЙД 2 (Щелчок)
- Ой! Что это? ( Дети: Сообщение пришло) От кого интересно? Давайте его просмотрим.
Щелчок.
На экране видеообращение от Лунтика (видеозапись №1)
«Милые дети, у нас в лесу беда! Вупсень и Пупсень совсем разбаловались. Цветы на поляне пропали, веточки на деревьях сломали, разорили муравейники и гнезда птиц! Пожалуйста, помогите нам навести порядок и объяснить гусеницам как надо правильно вести себя в лесу» (дети внимательно смотрят, слушают, здороваются, сопереживают)
- Ребята, поможем Лунтику? (да)
- Куда же нам необходимо отправиться чтобы помочь? (в лес)
- А что такое лес?
- Какие деревья растут в лесу? Ответы детей
- Какие животные живут в лесу? Ответы детей
- Ребята, а как надо вести себя в лесу? Ответы детей
- Я очень рада, что вы помните, как надо вести себя в лесу. А это значит, что мы можем смело отправляться в путь.
- Раз! Два!
Три! Четыре!
Эй, ребята, шире шаг!
Нет, наверно, в целом мире веселей, дружней ребят!
Дети идут друг за другом по тропинке за воспитателем.
(Повторяют речевку вместе с воспитателем)
Этап 2 Основной (организационно-поисковый)
СЛАЙД 3
- Ну вот, мы с вами в лесу. Вам здесь нравится? Щелчок (Да)
(слышится пение птиц, аудиозапись «Звуки леса»)
-Ребята, какой воздух в лесу? Ответы детей
Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе?
Почему? Потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.
Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Проводится дыхательная гимнастика
Цель: формирование правильного дыхания: вдох через нос, выдох через рот.
Воздух свежий мы вдыхаем
Руки к солнцу поднимаем
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили. (дети повторяют вместе с воспитателем)
Обращает внимание на тропинки со следами гусениц
- Смотрите! Тут чьи-то следы!
- Как вы думаете, чьи они? - Гусениц!
- А куда же нам дальше идти? - По следам!
- Тогда отправляемся в путь!
Дети идут друг за другом по тропинке по следам гусениц за воспитателем.
СЛАЙД 4
На экране появляется изображение поляны без цветов.
- Ребята, а куда мы пришли? На поляну.
Что с ней не так? Ответы детей
- Кто же это все сделал? Вупсень и Пупсень
- Правильно нам Лунтик говорил.
- А почему она так выглядит? Ответы детей
- Она вам нравится? Нет
Чем мы можем помочь? Дети предлагают варианты помощи
Отличная идея! Посадим здесь цветы. Да
Игра разрезные картинки «собери цветок»
Цель: формирование навыков экологического воспитания.
СЛАЙД 5
На экране появляется изображение поляны с цветами.
Воспитатель обращает внимание на изображение. Дети внимательно смотрят на изображение и восхищаются.
- Ребята, какие вы молодцы! Теперь наша поляна красивая.
- Ребята, что мы еще можем сделать, чтобы гусеницы так себя больше не вели (Поставить знаки. Дети называют нужный знак (не рвать цветы, объясняя свой выбор). Щелчок
Появляется изображение поляны с цветами с соответствующим знаком.
Ребята, мы полянку спасли? Да!
(обращает внимание на тропинки со следами гусениц)
Снова следы! Что мы будем делать? Идти дальше по следам!
Давайте дальше пойдем по следам.
- Раз! Два!
Три! Четыре!
Эй, ребята, шире шаг!
Нет, наверно, в целом мире веселей, дружней ребят!
Дети идут друг за другом по тропинке, где шли гусеницы, за воспитателем.
(Повторяют речевку вместе с воспитателем)
СЛАЙД 6
Щелчок
Включается аудиозапись крика тревоги птицы. На экране появляется изображение дерева с разоренным гнездом.
Воспитатель обращает внимание детей на тревожный крик птицы.
Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на экран.
- Что вы видите? Дерево
- Что сделали гусеницы с гнездом? Ответы детей.
- Кто живет в гнездах? Ответы детей.
- Каких птиц вы знаете? Перечисляют лесных птиц.
- Зачем птицы строят гнезда? Ответы детей.
- Чего нельзя делать с гнездами? Почему? Нельзя разорять гнезда птиц. Объясняют свои ответы.
Предлагает поставить соответствующий знак. Дети, объясняют какой знак нужно поставить (не разорять гнезда, объясняя свой выбор.
Щелчок
Появляется изображение дерева с гнездом с соответствующими знаками.
Ребята! Какие же вы умнички!
А может, мы с вами поиграем с птичками?
Да!
Зрительная гимнастика «птицы»
Цель: снятие зрительного напряжения для повышения работоспобности.
СЛАЙД 7
Каждому ребенку выдается птичка на палочке.
- В руки птичку вы возьмите,
И на птичку посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз птичку вы опустите,
И опять на них взгляните.
Птичку вправо,
Птичку влево.
(Дети следят глазами за перемещением птички)
- Ребята, пойдемте дальше.
- Раз! Два!
Три! Четыре!
Эй, ребята, шире шаг!
Нет, наверно, в целом мире веселей, дружней ребят!
СЛАЙД 8
На экране появляется изображение с разоренным муравейником.
Ребята, что это? Муравейник
Кто здесь живет?- Муравьи
Посмотрите что не так с муравейником? Ответы детей
Как еще называют муравьев? Санитары леса
Почему? Ответы детей.
- А здесь нужно поставить знак?
- Что на нем должно быть изображено? Дети, объясняют какой знак нужно поставить (не разорять муравейники, объясняют свой выбор.
Щелчок. Появляется изображение муравейника с соответствующим знаком.
СЛАЙД 9
А каких насекомых вы еще знаете? Перечисление
- А сейчас я проверю, как хорошо вы знаете насекомых. Послушайте и отгадайте загадки.
1. Над цветком порхает, машет
Веерком узорным машет? Дети отгадывают загадку: бабочка
Щелчок. (На экран выводится изображение бабочки)
2. Самого не видно, а песню слышно. Дети отгадывают загадку: комар
Щелчок. (На экран выводится изображение комара)
3. Он зеленый, попрыгучий
Совершенно не колючий.
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет. Дети отгадывают загадку: кузнечик
Щелчок. (На экран выводится изображение кузнечика)
4. Целый день летает, всем надоедает. Дети отгадывают загадку: муха
Щелчок. (На экран выводится изображение мухи)
5. Два рога, а не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – так воет,
Сядет – землю роет. Дети отгадывают загадку: жук
Щелчок. (На экран выводится изображение жука)
6. Самолетик легкий, быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза,
Это чудо - … Дети отгадывают загадку: стрекоза
Щелчок. (На экран выводится изображение стрекозы)
Дети идут друг за другом по тропинке за воспитателем, повторяя вместе с ним речевку.
- Какие вы, ребята, молодцы! Все загадки отгадали!
- Ребята, мы помогли лесу, насекомым и лесным жителям? - Да
СЛАЙД 10
( На экране появляются гусеницы: Вупсень и Пупсень)
Смотрите-ка! А ведь мы догнали наших проказников: Вупсеня и Пупсеня!
СЛАЙД 11
Ребята, объясните гусеницам, что лес нужен всем лесным обитателям.
А может, мы расскажем гусеницам о правилах поведения в лесу? Дети рассказывают о правилах
А какие еще правила мы знаем? Нельзя ломать деревья, нельзя разводить костры, не мусорить
- Ну вот, ребята, наше путешествие заканчивается.
- Мы выполнили просьбу Лунтика? Да!
- А мы научили гусениц правилам поведения в лесу? Да!
СЛАЙД 12
Щелчок
Послушайте! Какая красивая мелодия леса звучит!
Предлагает детям взять заранее приготовленные коврики и удобно расположиться на них с закрытыми глазами.
Дети присаживаются/ложатся на специально приготовленные коврики. Закрывают глаза. Слушают аудиозапись
Пока дети слушают музыку, включается картинка с изображением группы.
СЛАЙД 13
- Лес умеет делать чудеса
Он нас вернул обратно в сад
Этап 3 Заключительный (рефлексивно – корригирующий) 3 минуты
СЛАЙД 14
- Ребята, где мы с вами сегодня были? В лесу.
- А почему мы туда отправились? По просьбе Лунтика.
- Что мы сделали для леса? Перечисляют.
- А что вам понравилось больше всего? Ответы детей.
- Значит мы настоящие защитники леса! Да!
Рефлексия
Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску, на которой находятся изображения знаков, которые они расставили во время своего путешествия. Просит детей прикрепить звездочку на том знаке, который обозначает понравившийся этап деятельности, а также объяснить свой выбор.
- Ребята, мне очень интересно, что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии в лесу? Кому или чему вам понравилось больше всего помогать? Пожалуйста, отметьте этот знак звездочкой, и расскажите почему. Дети располагают звездочки на знаках.
Воспитатель подводит итоги НОД, Дает положительную оценку каждому ребенку.
Молодцы! Вы меня очень порадовали своими знаниями. Я горжусь вами.
«А теперь мы улыбнемся
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим обещанье:
Будем с лесом мы дружить
Охранять его любить!»
Повторяют вместе с воспитателем: «Будем с лесом мы дружить
Охранять его любить!