Елена Штангеева
Конспект НОД для детей средней группы «Осень в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей средней группы на тему : «Осень в гости к нам пришла»
Автор: Штангеева Елена Павловна,
воспитатель ДОУ МКОУ Кантемировская ООШ,
р. п. Кантемировка, Воронежская область
Публикация «Конспект НОД для детей средней группы „Осень в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 4 — 5 лет (средняя группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие природных явлений.
Цель: уточнить знания детей об осенних явлениях природы на основе знаний существенных признаков сезона.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (моросящие затяжные дожди, листопад, снижение температуры воздуха).
Закрепить и конкретизировать знания о перелётных и зимующих птицах.
Конкретизировать представления детей о диких животных осенью и подготовке зверей к зимовке.
2. Развивать интеллектуальные способности, любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение отгадывать загадки.
Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, обогащать словарный запас по теме.
3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, заботливое отношение к окружающему миру, желание любоваться красотой осенних пейзажей.
Предварительная работа: рассматривание картин и репродукций об осени, чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок, рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.
Действующие лица: воспитатель в костюме Осени, ведущий, дети в костюмах белки, ежа и медведя.
Оборудование: презентация на тему «Осень в гости к нам пришла», сюжетные картины с изображением времён года, букет жёлтых осенних листьев, корзинка, предметные картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, яблоко, кисть винограда, морковка, капуста, раскладной зонтик, предметные картинки с изображением фруктов и овощей; альбомного листа, гуашевые краски, салфетки на каждого ребёнка.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришла гостья. Угадайте, кто она?
«Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!»
Дети: Осень.
Воспитатель: Да, ребята, вы правильно отгадали загадку. (Входит Осень. У неё в руках букет жёлтых осенних листьев.)
Осень : Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что пришла в гости к вам. Сегодня на занятии мы с вами вспомним приметы осени. А сейчас послушайте загадку:
«Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …»
Дети: Листопад (см. слайд 3и4)
Осень : Кто знает, почему осенью опадают листья с деревьев?
Дети: Деревья готовятся к зиме, ко сну.
Осень : Верно, осенью прекращается сокодвижение.
Воспитатель: Да ребята, в пору золотой осени природа необыкновенно красива, многие поэты посвятили свои стихи этой красоте (см. 2 слайд, чтение стихотворения)
-С чем поэт сравнивает деревья?
-Какие чудеса дарит осень?
Осень : Давайте вспомним другие приметы (дети перечисляют приметы)
-Верно, птицы улетают на юг. Почему они улетают? (см. слайд 10)
-Назовите птиц, которые улетают от нас?
Дети: Грачи, утки, скворцы, ласточки.
Осень : Как одним словом их можно назвать?
Дети: Перелётные.
Осень : А как назовём птиц, которые остаются с нами зимовать?
Дети: Зимующие.
Осень : Назовите зимующих птиц (ворона, воробей, синица, голубь)
-Зимой птицам жить тяжело, они летают стайками. Так легче прокормиться.
-Что для птиц страшнее, холод или голод?
-Как мы можем помочь птицам зимой?
-Следующая загадка:
«Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не иду,
Покуда он идет»
Дети: Дождь (см. слайд 5и6)
Осень : Когда на улице идёт дождь, то погода какая?
Дети: Дождливая, сырая. Небо становится хмурым.
Осень : А после дождя чего появляется много в лесу?
Дети: Грибов (см. 7,8 слайд)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Солнышко и дождик» :
Ярко светит солнышко (дети свободно гуляют по группе)
Тучки собираются, дождик начинается (дети прячутся под зонтиком)
Осень : Давайте вспомним ещё одну примету. Я буду начинать фразу, а вы - заканчивать.
-Принесла я вам муки!
Дети:- Значит, будут пирожки!
Осень :- Принесла вам овощей!
Дети: - И для супа, и для щей!
Осень : - Рады ли вы грушам?
Дети: - Мы их впрок насушим!
Осень : - А уж яблоки, что мёд!
Дети: - На варенье, на компот!
(см. 9 слайд)
(Осень берёт в руки корзинку и загадывает загадки, ответ-отгадку достаёт из корзинки)
Осень : «Загляни в осенний сад
Чудо - Мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок»
Дети: Яблоко.
Осень : «Гроздья крупные висят,
Как янтарь они горят.
Сок из ягодок приятный:
Вкусный, сладкий, ароматный.
Этой ягоде я рад,
Обожаю.»
Дети: Виноград.
Осень : «Рыженькая как лисица
Но, сидит она в темнице,
Хвост над грядкой держит ловко
Называется …»
Дети: Морковка.
Осень : «Словно девица на грядке,
Сто рубашек в беспорядке.
В бочках солят её густо.
Как зовут её? …»
Дети: Капуста.
(Воспитатель проводит игру «Соберём урожай» : девочки собирают в одну корзину фрукты, а мальчики собирают в другую корзину овощи, и кто быстрее соберёт)
Осень : Ребята, вы забыли ещё про одну примету (показ слайдов 11 и 12)
-Кто здесь изображён?
- Расскажите как готовятся к зиме ёж, белка, медведь?
(Выходят дети в костюмах ежа, белки, медведя)
Ё жик: Я устроил себе зимнее жилище под старой, поваленной елью. Натаскал туда старые травинки, сучки, хвою, а сверху уложил мягкие листья. В кладовых у меня заготовлены сухие грибы, ягоды, сладкие корешки.
Белка: В отличие от многих зверей, впадающих на зиму в спячку, я бодрствую всю зиму. Осенью я собираю жёлуди, орехи, прячу их в дупла деревьев, в траву и мох. Заготавливаю для себя и грибы, которые сушу на ветвях или на пнях. Не забываю менять летнюю шубу на зимнюю.
Медведь: Я зимую в укромной берлоге под упавшим деревом. К зимней спячке стараюсь накопить много жира, поэтому ем рыбу и орехи. Зимой я не сосу свою лапу, а слизываю свою старую кожу, которая зимой начинает шелушиться.
Осень : Ребята, а давайте поиграем с нашими зверюшками.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте нарисуем нашей гостье разноцветные осенние листочки. Только рисовать мы будем не красками и не карандашами, а своими ладошками (дети раскрашивают свои ладошки красной, жёлтой, оранжевой гуашью и печатают ладошками на листах)
Практическая деятельность детей «Разноцветные ладошки»
Осень : Какие красивые листочки вы нарисовали! Молодцы! Но пришла пора прощаться.
-До свидания, ребята! До свидания, детский сад!
Воспитатель: Вот мы и попрощались с нашей гостьей.
- О чём мы сегодня говорили на занятии?
-Что нового вы узнали? (ответы детей)
- Ребята, запомните, что нужно не только восхищаться красотой природы, но и оберегать её!