Ирина Моторина
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Виды декоративно-прикладного искусства России»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: дать представление о промыслах родного края. Учить детей различать и называть промыслы России и Амурской области. Закрепить знание детей о возникновении, последовательности изготовления, материалах, профессиях декоративно – прикладного искусства России. Воспитывать любовь к русской культуре, народу, традициям.
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы „Виды декоративно-прикладного искусства России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Материал: подлинные изделия декоративно – прикладного искусства России: гжельский фрафор, дымковская игрушка, богородская игрушка, филимоновская игрушка, хохломские изделия, жёстовские подносы, городецкие доски, семёновская матрёшка, резьба по камню, кости, изделия из бересты. Иллюстрации видов и жанров прикладного искусства.
Предварительная работа: искусствоведческие беседы о промыслах России, рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, чтение искусствоведческих книг, роспись предметов на занятиях по изо деятельности.
Ход НОД:
Занятие проводится в мини - музее ДОУ.
Воспитатель: богата Россия народными промыслами. Издавна на Руси украшали свои жилища мастеровой народ. Не мог он сидеть без дела. где были залежи глины – лепили игрушки, посуду. Где тайга шумела вокруг – вырезали деревянные изделия, где выращивали домашних животных – ткали из шерсти пряжу, вязали шали, кружева. Где добывали медь, железо – мастерили прочную посуду. Сегодня мы с вами вспомним виды декоративно – прикладного искусства России. Что означает словосочетание «декоративно – прикладное»?
Дети: украшение и изготовление своими руками.
Воспитатель: (выставляет Гжельский фарфор) .Что это, как называется, как изготавливают?
Дети: Это гжель. Её изготавливают и фарфора. Вначале лепят, расписывают кобальтовыми синими красками, и обжигают в печи для прочности. Посуда и сувениры приобретают блеск и очень ценятся зарубежными гостями.
Воспитатель: (выставляет хохломскую посуду). Как называется, из чего делают, как расписывают.
Дети: хохлома. Изготавливают её из дерева, затем обмазывают глиной, грунтуют, крася в жёлтый, чёрный и красный фон. Расписывают стилизованными ягодами, листьями, цветами, рыбками, птицами, конями. Затем покрывают лаком и обжигают в печи. Лак приобретает золотистый оттенок. Поэтому хохлому называют «Золотой хохломой».
Воспитатель: (выставляет городецкие доски, игрушки).
Дети: это городецкая роспись на деревянных изделиях. Вначале листьями, цветами расписывали деревянные прялки, разделочные доски, игрушки. Цветы назывались – купавы, бутоны, розы. Ещё рисовали красивых стройных коней, индюков, людей, чаепития, гулянья. Использовали голубые, синие, красные, розовые, зелёные краски, делая оживку тонкой кистью белой и чёрной краской.
Воспитатель: назовите эти игрушки. Из чего делают?
Дети: богородская – вырезают специальными ножами из дерева. Вначале это были рычажные игрушки, а теперь сувенирные скульптуры. Дымку и филимоновскую - лепят из глины. Дымку назвали в честь села. Вначале делали свистульки в виде животных, птиц, барышень и возили их на базар к празднику «Свистопляс». Расписывали кружками, кольцами, точками, волнистыми и прямыми линиями. Изделия так понравились народу. Что их стали ракупать для украшения жилища. Филимоновскую назвали в честь деда Филимона. Он начал изготавливать свистульки для своих внучат, расписывал соломинкой простыми несложными узорами, а затем их продавал на ярмарках.
Воспитатель:(выставляет подносы) а как называются подносы?
Дети: жёстовские, потому что их делают из жести, тонкого железа. Расписывают масляными красками. Букеты получаются как живые. Их рисуют специальными художественными кистями.
Воспитатель: из чего делают эти туески, посуду, шкатулки?
Дети: из бересты – коры берёзы. Заготавливают кору весной, летом, для того, чтобы кора успела снова нарасти.
Воспитатель: сегодня я расскажу вам о промыслах Амурской области. Мало заселённый таёжный край. Густые непроходимые леса со зверьём. Полные редкой рыбой реки. Край богатый полезными ископаемыми и драгоценным металлом.
(выставляет иллюстрации на мольберте, сопровождая рассказом)
На Амуре жили северные народы: нивхи, чукчи, удэгейцы, якуты, китайцы. Основной промысел был – охота, рыбалка, добыча золота, угля, мамонтовой кости, леса, орех, ягод. Большими повозками поставляли икру, мех, мясо, рыбу, орехи, ягоды, мёд, глиняную, берестяную посуду, деревянные бочки, лес, золото. Люди изготавливали одежду, обувь, украшения из меха, кости, рыбьей кожи. Основными промыслами были гончарное ремесло, резьба по кости, вязание, ткачество, вышивание золотыми нитями, изготовление теплой одежды и обувь из меха оленей, соболей, песцов, лис, норок, медведей, рыси, тигра. Изготавливали непромокаемую обувь из рыбьей (кетовой) и оленьей кожи (унты, пимы, онучи, бондарные ёмкости. Добывался уголь, полезные ископаемые, драгоценные металлы. Постепенно амурский край заселился ссыльными и беглыми крестьянами, переселенцами, ищущими благодатный край, богатые земли.
Славится российская земля своими мастерами. И наша задача сохранить промыслы и знания для будущих ваших детей.
Амурские промыслы:
Резьба по кости
Резьба из бивней мамонта.
Золотое шитьё.
Изделия из кожи. Шкатулка.
Резьба по дереву.
Изделия из бересты.
Зимняя одежда и сувениры из меха и кожи.