Ольга Агафонова
Конспект НОД для детей четвертого года обучения «В гости в село Дымково»
▼ Скачать
Конспект
открытого показа непосредственно образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
Для детей четвертого года обучения.
Тема: «В гости в село Дымково»
Воспитатель: О. С. Агафонова
Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
Задачи:
-развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции;
Публикация «Конспект НОД для детей четвертого года обучения „В гости в село Дымково“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Темочки
-закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи;
-закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству.
-закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, прямые и волнистые линии);
-учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку;
- помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки : яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать игрушки.
-воспитывать уважение и интерес к народным промыслам.
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Дидактические игры «Составь узор», «Какая это игрушка». Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Оборудование и материал: Презентационный материал. Аудио записи русских народны плясовых песен. Силуэты дымковских игрушек вырезанные из белой бумаги, дымковские игрушки, дымковские игрушки из пластилина, краски акварель, тонкие кисти, ватные палочки, подставки, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка).
Ход НОД:
1. Входим в зал под русскую народную музыку. Останавливаемся перед гостями.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.
Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но сделаем мы это по-особенному: Прикоснитесь к ладошкам друг друга.
Воспитатель: Ребята, тёплые у нас ладошки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой друг с другом.
Станем рядышком по кругу
Скажем: «Здравствуйте, друг другу»,
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия
Воспитатель: Молодцы! Наша страна – самая большая страна в мире. В России самые большие и многоводные реки, есть самое глубокое озеро – Байкал! В нашей стране богатые леса и природа, много у нас красивых городов, разнообразны занятия людей в различных уголках страны.
Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие, в один из уголков нашей страны. А вот куда мы отправимся, вы отгадаете сами? Для того, чтобы отправиться в путешествие нам поможет волшебный платок. Возьмитесь за руки, и закройте глаза.
(накрываю детей, считаю один, два, три. Звучит музыка)
Дети открывают глаза.
Слайд2 (на экране село Дымково)
За столом сидят два ребенка в русских народных костюмах. лепят игрушки
(имитация работы дымковских мастеров)
Воспитатель: Посмотрите, куда мы с вами попали! (стоим полукругом)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, мы попали в село Дымково.
Как вы догадались?
Ответы детей.
Расскажите, что вы знаете о селе Дымково и дымковской игрушке?
(Рассказ детей истории возникновения дымковской игрушки.) Сопровождает рассказ презентация по тексту
2. История возникновения дымковской игрушки.
-Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Слайд 3
Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….(1 ребенок)
Слайд4
-Здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят. (2 ребенок)
Воспитатель: Давайте подойдем ближе к мастерам. Спросим, как они игрушки делают и из чего?
Подходим к мастерам.
Воспитатель: Расскажите мастера из чего и как вы игрушки делайте?
Слайд5
-Игрушки мы делаем из глины. Глину собираем обычно весной и смешиваем её с мелким чистым песком из реки. Подготовить глину к работе – не простое дело: её рубят лопатой, много раз перемешивают, заливают водой и снова перемешивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки. (1 мастер)
Слайд6
-Когда лепим, главные помощники у нас острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой убираем лишнюю глину, а мокрой тряпочкой приглаживаем все неровности и шероховатости, и получается игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи. (2 мастер)
(Ставят игрушки в печь)
Слайд7
Воспитатель: Спасибо вам, мастера за рассказ. Приглашаем вас с нами поиграть.
Воспитатель обращает внимание детей на игрушки.
(игрушки на столе в центре зала)
Викторина «что мы знаем о дымковской игрушке?»
Воспитатель: 1. Посмотрите внимательно на игрушки. Что в них общего?
Дети: Они все белого цвета.
Воспитатель: Правильно, все они белого цвета.
2. Как мастера получали белый цвет игрушек?
Дети: Этот цвет получается оттого, что обожженные игрушки обмакивают в специальную смесь молока и мела.
Воспитатель: Правильно! Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.
Воспитатель: 3. Какого цвета краски используют для росписи игрушек?
Дети: Зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель:4. Какие кисти использовали дымковские мастера?
Дети: Кисти для росписи были самодельными из лучинок и тряпочек, но одна всегда была из волосинок зверя, который водился в Дымковских лесах. Этой кистью расписывали лица барышням, рисовали глазки животным.
Воспитатель: 5. Из каких фигур составляли узор дымковские мастера?
Детей : (из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.)
Воспитатель: Молодцы!
(тихо начинает играть плясовая музыка)
Слайд 8
Воспитатель: У мастеров получались яркие, красивые игрушки! Люди любили Дымковские игрушки и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям. На гуляньях люди играли в разные игры. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Соберись в круг».
3. Физкультминутка: Подвижная игра «Соберись в круг»
4. Практическая часть.
Слайд 9
Ребята, вы очень много знаете о Дымковской игрушке. Предлагаю вам, как настоящим мастерам, расписать свою дымковскую игрушку.
(на столах приготовлена раскраска игрушки и игрушки из пластилина)
Выбирайте, какую игрушку вы хотели бы расписать. Вы можете раскрасить красками или вылепить узор на игрушках из пластилина.
Воспитатель: Садитесь за столы.
Воспитатель: Перед началом работы, давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая игра «Дымковская барышня»
Мы игрушки расписные – делаем колечки
Хохотушки вятские
Кумушки посадские
Наши руки крендельком - показывают восьмерку
Щёки будто яблочки –круги на щеках рисуем.
С нами издавна знаком- сжимаем и разжимаем кулаки.
Весь народ на ярмарке.
Воспитатель: Теперь можем приступить к работе.
Помним правило посадки: Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.
Пока звучит музыка, вы можете рисовать и лепить, как музыка остановится, заканчивайте работу.
5. ИТОГ:
Воспитатель: Какие у вас получились замечательные игрушки. Вы настоящие дымковские мастера. Давайте ваши игрушки подарим нашим гостям!
Дарят игрушки.
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось расписывать дымковской росписью?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вам понравилось в нашем путешествии?
Вы все молодцы!
Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Беритесь за руки, друзья.
(Звучит музыка) накрываю платком.
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись. Спасибо нашим гостям за внимание! До свидания.
Слайд10.