юлия карикова
Конспект НОД «Чудеса волшебства» с использованием опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
организации и проведения занятия
по ознакомлению с окружающим миром,
с использованием опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшей группы Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Борисоглебского городского округа Центра развития ребёнка –
детского сада №11 г. Борисоглебска Воронежской области
Кариковой Юлии Ивановны
на тему: «Чудеса волшебства»
Публикация «Конспект НОД „Чудеса волшебства“ с использованием опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Задачи: закрепить знания детей об объектах живой и неживой природы. Продолжать формировать понятия о взаимосвязи живой природы и природных стихий (солнце, воздух, земля, вода). Познакомить детей со свойствами воды (льется, журчит, не имеет вкуса, запаха, цвета, формы) может находиться в различных состояниях (жидкое, твердое, газообразное, кристаллизированное). Познакомить детей с опытно-экспериментальным методом исследования объекта. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать умозаключения. Способствовать развитию речи детей и обогащению их словаря. Соблюдать технику безопасности в процессе работы в «лаборатории». Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, побуждать к рациональному использованию природных ресурсов (воды).
Обогащение словаря: исследование, наблюдение, кристаллизированное состояние, пробирка, колба, воронка, пипетка, фильтр, водная стихия
Демонстрационный материал: карточки с изображением деревьев, кустарников, травы, насекомых, животных, птиц, природных стихий (солнце, воздух, земля, вода, изображение воды в различных состояниях (жидкое, твердое, газообразное, кристаллизированное).
Раздаточный материал: пробирки, колбы, стаканчики, воронки, пипетки, увеличительные стекла, гуашевая краска, лед, снег, вода (горячая вода в термосе для исследования воспитателем, песок, вата для фильтрации воды.
Мультимедийное оборудование для просмотра водных стихий.
Предшествующая работа: проведение цикла экологических занятий «Живая и неживая природа», наблюдения за явлениями природы в различные времена года, проведение опытов с воздухом, водой, теплом, чтение художественной и научно -популярной литературы (статьи из журнала «Юный эколог», знакомство с лабораторным оборудованием, техникой безопасности в процессе работы с ним.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех видеть.
- И сегодня я хочу, чтобы мы с вами поговорили о самом главном, о том мире, который нас окружает, о том мире, в котором мы живём.
- Как вы думаете, как можно назвать все то, что нас окружает и не создано руками человека?
(Природа)
- А какая бывает природа? (живая и неживая).
- Посмотрите, сколько здесь собралось представителей живой природы.
Давайте им поможем найти свое место, свой дом. Напоминаю, что лес - это многоэтажный дом, и каждый житель живет на своем этаже этого лесного дома.
- Я посажу дерево, кустарник и траву, а вы разместите жителей по своим этажам.
(Вот какая замечательная картина природы у нас получилась)
-А теперь я открою вам самую главную тайну: ничего не могло бы жить на земле, если бы не было неживой природы.
( Выкладываю на магнитной доске символы неживой природы:
солнце - которое дает нам тепло;
воздух - которым дышит все живое;
земля - на которой мы с вами живем;
и вода - которая дает всем жизнь.
- А теперь давайте посмотрим, как же вода, воздух, земля, солнце связаны друг с другом.
1) Солнце дает свет, и согревает своим теплом всю землю.
2) Вода питает землю, а земля в свою очередь предоставляет ей место для рек, озер, болот, морей.
3) Вода насыщается воздухом и поэтому в ней могут жить растения, рыбы. Ну а воздух в виде ветра двигает воду.
4) Вода питает растения, животных, людей, дает всем жизнь и поэтому ее называют живительной.
И сейчас я приглашаю вас в настоящую «лабораторию природы», где мы не только увидим все волшебные превращения воды, но и сами будем принимать в этом участие.
-Как настоящим исследователем нам необходимо приготовиться к работе: надеть халаты и строго выполнять правила безопасности о которых я буду вас предупреждать.
-Я попрошу исследователей пройти в 1 лабораторию.
1) Первое задание для юных ученых. Нам нужно определить где живет вода. Внимательно посмотрите и выберите те карточки, на которых изображена вода.
2) (Я ставлю стакан с водой и молоком, лист белой бумаги)
-Какого цвета молоко и бумага (белого)
-А можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (нет)
Давайте убедимся. Я опускаю часть предметов в стакан с чистой водой, а другую часть в стакан с молоком.
В каком стакане они видны?
(В том, где вода чистая, где молоко их не видно)
-Так что же мы можем сказать о воде (вода бесцветная, прозрачная)
1. Ребята, а почему вы не выбрали другие карточки? (Потому что там нет воды). Правильно. И в сосульке, и в снежинке есть вода. Вода имеет много состояний и в этом мы сейчас убедимся.
2. А всегда ли вода у нас прозрачная?
Давайте на минутку станем волшебниками (предлагаю потрясти баночку. Вода окрасилась. Как вы думаете почему? (потому что добавили краску и вода приобрела цвет)
3. А имеет вода форму? Посмотрите, если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить.
- Изменят ли они форму? (нет) А вода?
Если я воду перелью в шарик, что с ней произойдет?
(Она примет форму шарика)
Если в колбу? (Она примет форму колбы)
- Налейте воду в различные емкости. Что вы наблюдаете?
- Вода течет, льется, она жидкая, поэтому ее называют жидкостью.
4. (Предлагаю понюхать воду и ответить на вопрос, пахнет вода чем-нибудь)
- вода без запаха, ничем не пахнет.
-А теперь, давайте попробуем воду на вкус, но внимание, без разрешения взрослого никогда ничего нельзя пробовать.
Но я вам сейчас разрешаю (вода не имеет вкуса).
- Но всегда ли вода бывает безвкусной?
(Предлагаю попробовать мальчикам воду соленую, сладкую., а девочкам понюхать, капнув предварительно духи)
- Вода не имеет запаха, вкуса, но в воде могут растворяться другие вещества: соль, сахар, лимонная кислота, и тогда она приобретает и вкус и запах.
5. Ребята, можем ли мы с вами сказать в каком состоянии находится вода? (в твердом, в виде снега и льда)
- Сейчас мы с вами убедимся, что это вода (опыт с феном и льдом)
При попадании теплого воздуха лед начинает таять, льдинка маленькая тает быстрее.
- Давайте возьмем горсть снега. Какой он? Теплый, холодный, а может быть горячий? (холодный, правильно, и может быть колючим)
- А теперь чтобы вы не замерзли, возьмите фланелевую салфетку и разотрите руки.
Посмотрите, у нас в группе тепло и он быстро тает, но чтобы он быстрее растаял, я растворю его цветной водой. Посмотрите через лупу.
(Предлагаю посмотреть на термос на появление пара, накрываю термос стеклом. Сначала стекло запотевает, потом пар превращается в капельки воды)
6. А теперь давайте подумаем и решим, а есть ли у нас вода в организме?
- Возьмите зеркальца и посмотрите на свои личики (Какое у нас с вами прекрасное настроение, мы улыбаемся и т. д.)
- Все хорошо разглядели себя в зеркало.
А сейчас вместе со мной вдохнули глубоко - глубоко и подышали на зеркальце. От вашего теплого дыхания зеркальце запотело. Кто видит себя четко? А теперь проведите пальчиком по зеркалу.
Мы выяснили, что вода бывает не только в жидком, твердом, но и в газообразном состоянии.
7. Мы с вами говорили, что в воде растворяются многие вещества. Но есть такие, которые не растворяются (например, песок).
- Посмотрите. Я добавила в воду песок. Что случилось с водой? (Она стала мутная, и можно даже сказать грязная).
- Можно ли пить такую воду? (Нет)
-Почему необходимо, чтобы вода была чистая? (Грязная вода не принесет пользы, один только вред)
- А какую вы хотели бы пить (очищенную)
Мы с вами очистили воду с помощью фильтра - ваты.
- А кто знает, где бывает самая вкусная, чистая, полезная вода (в родниках)
Родниковая вода живет глубоко в недрах земли и потом пробивает себе путь, выход наружу. Из этого родника появляются озерца, речка, море и чтобы сохранить родниковую воду нельзя ее загрязнять.
- Всегда каждый из нас должен помнить, что только человек несет ответственность за то, чтобы наша Земля оставалась красивой, ее нужно охранять (не загрязнять воду и воздух, бережно относится к растениям и животным)
Так давайте беречь, любить нашу планету, на которой мы живем, сохранять и приумножать ее красоту.