Наталья Махрина
Конспект НОД «Что такое наше тело?»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская.
Планируемые результаты развития интеграционных качеств дошкольников:
- проявляют эмоциональную отзывчивость на игровые ситуации;
- отвечают на вопросы воспитателя;
- имеют элементарные представления о скелете человека, его значении для поддержания формы тела, строении самих костей, о составе живого и мертвого вещества в них;
Публикация «Конспект НОД „Что такое наше тело?“» размещена в разделах
- знают основные органы пищеварения, разбирают ее последовательность по схеме;
- сформированы знания о пользе витаминов для организма человека;
- знают элементарное строение крови, ее значении для организма, разбираются в схеме большого круга кровообращения;
- заботятся о своем здоровье, формируются привычки здорового образа жизни;
- проявляют интерес к элементарным знаниям по анатомии, строении и его значимости для человека;
- знают о пользе и вреде физических нагрузок на организм, способы укрепления его, значимость утренней гимнастики; необходимости соблюдения правил личной гигиены.
Оборудование:
Схемы: «Скелет человека», «Пищеварение», «Кровообращение», видео «Кровообращение, большой круг».
Сюрпризный момент: Незнайка.
Цели и задачи:
1. Формировать у детей представления о строении своего тела и функциях отдельных органов. Продолжать учить детей правильно называть части своего тела. Воспитывать бережное отношение к своему организму.
2. Закрепить знания о назначении мышц, костей, суставов, их роль в строении тела человека, а также возможности движения различных частей тела.
3. Закреплять знания о пользе витаминов для организма человека, какие продукты содержат витамины, чем они полезны.
4. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
5. Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о гигиене, здоровом образе жизни.
2. Рассматривание с детьми демонстрационного материала на тему: «Соблюдай личную гигиену», изучение строения организма, внутренних его органов по схемам: «Скелет человека», «Строение пищеварения», «Сердце и кровообращение».
3. Чтение детям художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» (Чуковский К. И., «Вредные привычки» (Заходер Б.).
4. Выполнение физических упражнений в процессе утренней гимнастики.
5. Выполнение дыхательных упражнений.
6. Заучивание с детьми стихотворений о витаминах.
7. Совместная работа с инструктором физкультуры и музыкальным руководителем.
8. Подготовка атрибутов к занятию.
9. Составление робота из конструктора (разного по размерам и предназначению).
Ход ЗАНЯТИЯ.
Обращаю внимание на то, какие красивые, разные по конструкции получились роботы.
В- ль: Ребята, а из чего вы собрали робота?
Дети: Из конструктора.
В – ль: А конструктор из чего состоит?
Дети: Из мелких деталей. В конструкторе есть разные детали, из которых можно построить не только робота, но и домик. А потом разобрать его и из этих же деталей построить автомобиль или самолет. Все вещества подобны домикам из конструктора. Они тоже состоят из мельчайших деталей, из молекул.
(Вдруг шум, входит Незнайка с плакатами, весь в недоумении).
Нез. - Здравствуйте, ребята!
Дети – Здравствуй, Незнайка.
Нез – Ребята, я опять к вам за помощью.
В – ль. – Что же у тебя случилось?
Нез. – Пилюлькин приглашал меня в гости, обещал сделать необычные мои фотографии и рассказать, что в них необычного и почему я должен по ним изучить свой организм.
( Достает плакаты: «Скелет человека», «Сердце и кровеносная система», «Строение органов пищеварения»).
Я был у Пилюлькина, его нет дома, он уехал в гости, а мне передал эти фотографии. Что с ними делать, я не знаю.
В – ль. – Что же тебе непонятно?
Нез. – Зачем он мне такие фотографии передал некрасивые?
В-ль. – Ну почему же некрасивые, очень даже красивые. Я поняла, для чего он сделал их для тебя. Чтобы ты изучил строение своего организма, знал, как он устроен, что ему полезно, а что вредно. Если ты об этом будешь знать и заботиться, то организм твой будет здоровый и крепкий и тебе всегда будет весело, радостно и ты столько дел переделаешь.
Нез. -Я сам не разберусь в этих рисунках.
В –ль. - Ребята, поможем Незнайке?
(вывешиваю схему № 1 «Скелет человека»).
В-ль: Медуза, попав на берег, во что превращается?
Дети: Становится бесформенной лужицей.
В-ль: А если вас положить на песок или камни, тоже превратитесь в лужицы?
Дети: Нет, потому что у нас есть скелет.
В-ль: Из чего же он состоит?
Дети: Скелет состоит из костей.
В-ль: А сколько всего костей у человека?
Дети: У человека – больше двух сотен костей. Они соединены друг с другом в определенном порядке. И все вместе образуют скелет.
В-ль: Какую функцию выполняет скелет
Дети: Скелет помогает нам сохранять форму тела.
В-ль: Какие концы у костей?
Дети: Концы у костей гладкие, есть суставы.
В-ль: Что такое суставы?
Дети: Сустав то место, где они соединяются. Сустав спрятан в жесткую сумку.
В-ль: Что же находится в суставных сумках?
Дети: В суставных сумках есть особая жидкость, смазка. С ее помощью сустав легче сгибается и разгибается.
В-ль: На что похоже наше тело?
Дети: Оно похоже на марионетку - подвижную куклу.
В-ль: Марионетку за ниточки дергает кукловод, а у нас, что вместо ниток?
Дети: Жесткие ленты, сухожилия. За них тянут мышцы, когда они напрягаются и сокращаются.
Давайте проведем с вами опыт.
Пальцами правой руки обхвати левую, пониже плеча. Сгибая левую руку в локте,ты почувствуешь, как вздувается и укорачивается сгибающая руку мышца. Незнайка, делай с нами, тоже потрогай свои мышцы.
Незн. : Вот, как здорово, как много дети знают.
В-ль: Незнайка, это еще не все. Мы сейчас с детьми покажем тебе, какие органы есть у человека, выполняй вместе с детьми.
Есть у нас на пальцах ногти,
На руках запястья, локти;
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
В-ль: Незнайка, ты, конечно замечаешь, что растешь. И дети наши это замечают. А вот родители ваши не растут. И бабушка с дедушкой. Они могут потолстеть или похудеть, но рост их не меняется. Почему?
Дети: дело здесь в костях. Они состоят из двух основных веществ: живого и мертвого. Живое вещество костей – это хрящ, а мертвое – это кость. Кости маленьких детей почти целиком хрящевые.
В-ль: Как же с ними нужно обращаться?
Дети: Очень осторожно: это не совсем твердые косточки, их легко повредить, зато хрящ хорошо растет, кости быстро увеличиваются. А с ними растет и все тело. К трем годам в них начинают появляться островки твердого вещества, похожего на известковый камень. Твердые «закостеневшие» островки все увеличиваются, а живые, уменьшаются. В 25лет костные островки смыкаются. Рост закончен!
В-ль: Вы хотите стать рослыми и широкоплечими?
Дети: Да!
В-ль: Как нужно своим костям помогать расти?
Дети: Больше ходить, играть в подвижные игры, делать зарядку.
В-ль: Вот так Незнайка, слушай советы,которые дети тебе предлагают. Давайте рассмотрим еще картину, которую принес Незнайка. Да эта схема нашим ребятам знакома. Я думаю, они сумеют и здесь тебе помочь. И так, ваше тело и пища и все вообще вещества немного похожи на детский конструктор, они тоже состоят из мельчайших деталей – из молекул. Всю пищу ваш организм «разбирает» на молекулы и использует их как строительный материал для вашего тела. Где начинается разборка пищи?
Дети: Разборка пищи начинается во рту.
В-ль: Что мы делаем зубами?
Дети: Своими зубами мы откусываем кусок и пережевываем его, растираем в кашицу.
В-ль: Язык что делает?
Дети: Язык помогает нам передвигать пищу во рту и определять ее вкус.
В-ль: Что же дальше происходит с пищей?
Дети: Пища по пищеводу попадает в желудок. Там есть железы, которые выделяют едкий сок. Большую часть веществ в пище разбирает желудочный сок. Сжимаясь и разжимаясь, желудок проталкивает остатки пищи дальше в кишечник. Там на них действуют другие соки, которые «разбирают» оставшиеся полезные вещества.
В-ль: Почему пища полезна для человека?
Дети: В ней есть полезные вещества и витамины.
В-ль: А вы знаете какие?
Дети: «А», «В», «С», «Д».
В-ль: Давайте вспомним знакомые стихи о витаминах.
Я витаминка «А»
Меня запомнить просто,
Найдешь меня в морковке
Я- витаминка роста.
Витаминкой «В» назвали
Строго – настрого сказали,
Жить в орешках, огурцах,
Хлебе, щавеле, грибах.
Хоть и кислый я на вкус
Улыбнитесь сони….
Витаминкой «С» зовусь
И живу в лимоне.
А сейчас я предлагаю игру «Угадай, что съел и чем полезен этот продукт»
(на спажках кусочки пищи, дети съедают, говорят что это и в чем польза)
- Морковь – витамин «А», для зрения и роста.
-Сыр, огурец, орешек – витамин «В» - для сердца, крови, укрепления и роста костей.
- Лимон, мандарин – витамин «С» - укрепление организма от болезней.
Дети: Никогда не унываем
И улыбка на лице,
Потому что принимаем
Витамины «А», «В», «С».
В- ль: Ясно, Незнайка, почему тебе Пилюлькин такой плакат подарил? Давай рассмотрим с детьми последний рисунок. Все понятно, ребятам и это знакомо.
В одной сказке, убитого богатыря, оживляют мертвой и живой водой. Сначала мертвой смочили его раны и они закрылись и зажили. А живая вода, вернула богатырю силу и здоровье. Это сказка, но волшебная вода есть в каждом живом существе. Причем, она одновременно и живая, и мертвая. Это кровь. Для чего нам нужна кровь?
Дети: Для заживления ран, для жизни, для работы всех мышц, всех внутренних органов.
В- ль: Что же она делает?
Дети: Кровь доставляет все необходимое для жизни в каждую клеточку организма, а отработанные вещества, шлаки уносит.
В- ль: Значит кровь и живая вода! Из чего же состоит кровь?
Дети: Наша кровь состоит из чудесных клеток, которые и проделывают всю эту сложную работу.
В- ль: Какого же цвета клетки в крови и какую роль исполняют?
Дети: Красные клетки окрашивают кровь в красный цвет, доставляют кислород во все уголки нашего тела. Белые клетки – помогают нам бороться с микробами. Если, например, в царапину попадет грязь. Третий вид – самые маленькие клеточки, но они выполняют очень важную работу – останавливают кровотечение и залечивают наши раны.
В- ль: Движение в организме должно происходить постоянно. А что заставляет кровь двигаться?
Дети: А заставляет кровь двигаться наше сердце. Оно похоже на мускульный мешочек.
В-ль: Сожмите кулачок, разожмите. Вот так и сердце работает. Давайте рассмотрим на схеме движение крови (плакат № 3). А еще я вам принесла посмотреть небольшой видеофильм, который расскажет о движении крови в организме. (После просмотра) Что заставляет кровь двигаться?
Дети: Наше сердце.
В- ль: У злого человека какое сердце?
Дети: Злое.
В- ль: У доброго?
Дети: Доброе.
В- ль: А какое сердце у вас?
Дети: Конечно, доброе.
В-ль: Вот я приготовила сердечки, а вы приклейте им глазки и нарисуйте рот, то есть, оживите эти сердечки, а мы посмотрим какие они у вас.
Работа с бумагой (по окончании рассматриваем их).
В- ль: Вот какие интересные, живые сердечки получились. Пусть они подсохнут, а мы все встанем в круг. Пока сохнут сердечки, потанцуем под музыку. «Танец маленьких утят».
Анализ.
В- ль: Что мы делали, зачем нужно знать наш организм, что нужно делать, чтобы не болеть?
Дети: Нужно больше ходить, есть витамины, играть в подвижные игры и делать зарядку.
В-ль: Наши сердечки уже высохли, они все получились добрые и смешные.