Оксана Белоусова
Конспект НОД «Чтение сказки «Вершки и корешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе
«ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»
Программные задачи: Познакомить детей с русской народной сказкой. Формировать умение внимательно слушать взрослого и ответы сверстников, отвечать на вопросы не перебивая других. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Закрепить в словаре детей слова «вершки», «ботва», «воз», «рожь», «урожай», «сеять», «пахать», «заломать», «накопать», «натаскать», «срезать», «злой», «сильный», «ленивый», «сладкий», «горький».
Публикация «Конспект НОД „Чтение сказки „Вершки и корешки“» размещена в разделах
- Вершки и корешки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Методы и приемы: чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа.
Ход занятия:
1. Организационный момент
-Ребята, я хочу познакомить вас сегодня с героями одной русской народной сказки. Угадайте о ком речь?
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу левую сосал,
А проснулся, стал реветь…
Этот зверь лесной -…. Ответы детей: Медведь
-Да. к нам пришёл медведь (воспитатель надевает на руку куклу медведя). Давайте поздороваемся.
Дети: здравствуйте.
-А ещё к нам пришел мужик (воспитатель надевает на руку куклу мужика и начинает говорить от его имени).
С давних времен люди рассказывали своим детям сказки, дети вырастали и рассказывали своим, и так далее. Вот так сказки и дошли до наших дней. Эти старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Вершки и корешки».
Слушайте внимательно. Я буду задавать вопросы.
2. Чтение сказки ч
3. Беседа по содержанию сказки
-Как называется сказка? ( Дети: «Вершки и корешки»)
- Помните, в сказке мужик говорит слово «вершки», что оно означает? (Это то, что у растений находится над землей.) А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой (воспитатель руками куклы поднимает изображение репы).
«Положил мужик репу на воз и повез в город». Что это за «воз» такой? ( Дети: Телега) А как вы понимаете выражение «жать рожь»? ( Дети: Убирать урожай)
-Какими словами можно описать медведя? ( Дети: Он жадный, злой, ленивый, глупый)
-Давайте вспомним, что делал в сказке медведь. ( Дети: Грозился: «Мужик, я тебя заломаю». Как репу попробовал, так грозно заревел. Дожидался, когда мужик опять приедет за урожаем и стал требовать свою долю).
-А что можно сказать о мужике? ( Дети: Мужик умный, обхитрил медведя)
-Чем он занимался в сказке? (Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает. Репу наклал на воз и повез в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал жать).
-Как одним словом назвать все, что он делал? ( Дети: Трудился)
-Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз? ( Дети: Медведю - вершки, себе -корешки
-А во второй? ( Дети: Медведю – корешки, а себе – вершки)
-Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его? ( Дети: Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому что тот ему не помогал)
-Кто в сказке вышел победителем? ( Дети: Победителем в сказке оказался мужик)
-Почему сильного медведя победил слабый мужик? ( Дети: Потому, что мужик был умным. А еще, в сказке добро побеждает зло)
-Ребята, помогите мне закончить предложение:
Медведь большой, а мужик … (маленький)
Медведь глупый, а мужик … (умный)
Корешки у репы съедобные, а у пшеницы … (несъедобные)
Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы (съедобные)
Поле засевают весной, а урожай собирают … (осенью)
4. Физминутка: речь с движением «Собираем урожай»
- У мужика из сказки в огороде вырос знатный урожай. Давайте поможем его собрать.
В огород пойдем, дети маршируют на месте
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем, имитация движений
И картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный, показывают круг
Щавеля нарвем немножко хватательные движения
И вернемся по дорожке, маршируют на месте
5. Дидактическая игра «Вершки и корешки»
-В сказке медведь показан глупым, а был бы чуть-чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких - корешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все вершки и корешки? Сейчас проверим.
Воспитатель на фланелеграф выставляет вершки (картинки) со словами: «Вершок - вершок, где твой корешок?» Ребенок находит подходящий корешок – овощ (картинку) и подставляет, называя его: Вот, это морковь. И так далее.
6. Ребята, напомните какую сказку мы слушали? («Вершки и корешки»). А чтобы вы смогли красочно пересказать её дома родным, давайте нарисуем репку.
Берем стульчики и садимся за столы.
7. Подведение итогов. Оценка работы детей
-Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. ( Дети: слушали сказку «Вершки и корешки».,играли в игру «Собираем урожай». нааходили вершки и корешки в картинках, рисовали репку)