Наталья Шапошникова
Конспект НОД «Части суток» (старшая группа)
Программное содержание:
Основная задача: уточнить знания о частях суток, об их характерных особенностях. Сформировать представление о последовательности частей суток,называть и определять части суток между утром и вечером, днём и ночью, ориентироваться во времени. Воспитывать интерес и желание заниматься, пополнять и активизировать словарь детей.
Развивающая среда:
Публикация «Конспект НОД „Части суток“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
глобус, фонарик (или настольная лампа,круг, разделенный на 4 части,на каждой части круга – картина с изображением времени суток : утро, день, вечер, ночь (на каждого ребенка); картинки с изображение частей суток, игра – календарь «Части суток» с набором карточек, книжка, раскраски.
Связь с другими занятиями и видами деятельности.
Чтение стихотворений о времени суток, пальчиковая игра, настольная дидактическая игра «Части суток», словесные игры, беседы.
Методические приемы :
Наблюдения, рассматривание картин, карточек, пальчиковые игры, дидактическая игра, беседа, чтение художественного произведения.
Ход занятия:
(Дети входят в зал и встают возле стола, на котором приготовлено все для проведения эксперимента.)
В: Ребята, сегодня нас ждет необычная работа – мы сегодня будем играть, запоминать и не только. А чтобы не было скучно - я вам приготовила сюрпризы.
Ребята, кто знает, что это? (показывает глобус). Молодцы. Конечно же это наша планета Земля. А еще точнее – это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг своей оси, точно так же как и Земля. Наша Земля вращается вокруг Солнца непрерывно и Солнечные лучи освещают ее. Но со всех ли сторон одинаково? Предлагаю проверить. Первый сюрприз – мы сегодня проведем небольшой эксперимент. Усаживайтесь поудобнее (дети садятся на стульчики). Представьте себе, что мы отправились с вами в путешествие на большом космическом корабле. Поднявшись высоко вверх и оказавшись в космическом пространстве, в иллюминаторах корабля, мы с вами увидели нашу прекрасную голубую планету (поставить глобус перед зажженным фонарем). Кто знает, почему ее увидели? Конечно. Потому что солнечные лучи ее освящают. Разглядеть можно и моря, и горы, реки. А что же происходит с обратной стороны? Давайте посмотрим (дети переходят на противоположную сторону). Здесь темно. На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освященной части Земли сияет светлый день. Земля находится в постоянном движении, поэтому день и ночь сменяют друг друга. Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни телевидения. Люди добирались до нужного им места несколько дней или месяцев, в зависимости от расстояния. Особенная точность при определении времени в быту людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно.
В: ребята, а можно ли сутки разделить на части?
Д: можно.
В: и как же они называются?
Д: утро, день, вечер и ночь.
В: верно. Я вам буду ставить картинки, а вы расскажете что можно делать в то или иное время суток. Хорошо?
(Дети садятся на стульчики перед планшетом.)
В: кто может сказать, что это за часть суток (ставит картинку «Утро»?
В: (читает стихотворение)
Доброе утро – птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце встает и идет по делам!
(А. Кондратьева).
В: А с чего начинается ваше утро?
Д: (Дети перечисляю).
В: за утром следует -… (день) (ставим «День»). Что вы делаете днем?
(Воспитатель ставит остальные картинки, дети их комментируют.)
В: какие молодцы. Вы много рассказали о том, что делаете вы и все люди в разное время суток. А что же происходит в природе? А чтобы это узнать, хочу подарить вам небольшую, но очень поучительную книжку. В свободное время, мы ее почитаем (показывает книгу детям).
В: что-то мы засиделись. Предлагаю поиграть. Вот вам конвертики. Ваша задача – как можно быстрее построить части суток по порядку. Смотрите, не перепутайте. (дети выполняют задание на полу. Затем все вместе еще раз повторяют последовательность и исправляют ошибки).
В: а теперь еще одна игра. И называется она – «Соседи». Вы закрываете глаза и называете соседей той части суток, которую я вам скажу (если дети ошибаются, им разрешается подсмотреть).
В: а чтобы еще лучше запомнить части суток, послушайте стихотворение:
Сутки.
Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
-Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.
В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.
Дальше, дальше день бежит,
Нам пословица гласит:
-Долог день до вечера,
Когда делать нечего.
Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам - вкусный ужин.
Ночью на небе - луна,
Очень строгая она:
Наблюдает - все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем - спокойной ночи!
От утра и до утра
Сутки знает детвора.
Н. Григорьева
В: ребята, у меня есть еще один сюрприз – вот такая игра «Части суток». Ее можно будет повесить в нашей группе и играть в любое время. Как в нее играть? Можно устраивать соревнования, можно находить и исправлять ошибки – в общем – по- разному. Вот только предлагаю вам сначала немного размять свои руки.
«Утречко».
Утро настало, солнышко встало.
Эй, братец Федя, разбуди соседей!
Вставай, большак, вставай,указка,
Вставай, середка, вставай, сиротка!
Вставай, крошка Митрошка!
Привет ладошка! Все потянулись и проснулись.
В: здесь на столе лежат картинки – схемы того что мы с вами делаем в течении суток. Необходимо их приклеить на свои места. Кто не боится? Кто желает попробовать? А может мы все это сделаем? (дети выбирают карточки соответствующие частям суток и наклеивают их на полоски, затем садятся на стульчики).
В: проверим как мы все сегодня запомнили. поиграем в игру «Закончи предложение».
-Завтракаем мы утром, а ужинаем (Вечером).
-Спим мы ночью, а делаем зарядку (Утром).
-Днем мы обедаем, а завтракаем (Утром).
-Солнце светит днем,а луна (Ночью).
-Ужинаем мы вечером, а обедаем (Днем).
В: молодцы! В какие интересные игры мы сегодня играли. Сколько всего вспомнили и узнали. А что больше всего понравилось (дети высказывают свое мнение, подводя итог занятия? И последний сюрприз – не простой, а с заданием. Если у вас что-то не получится – можно будет сделать вместе с родителями дома. Хочу вам подарить вот такие раскраски. Истории про гномика. Когда вы ее правильно закрасите – то узнаете, чем занимался гномик в разное время суток (подарить детям раскраски) .