Алла Берко
Конспект НОД (аппликация) «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Привить интерес к народному творчеству. Познакомить с особенностями росписи русской матрешки. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.
Задачи:
Образовательные:
• Учить детей создавать аппликацию приемами сгибания квадрата несколько раз для передачи повторяющихся частей (цветы).
• Совершенствовать аппликативную технику - вырезать симметричные изображения из бумаги, сложенной вдвое (листочки, карман).
• Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.
Публикация «Конспект НОД (аппликация) „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Аппликация
- Темочки
Развивающие:
• Развивать у детей интерес к истории и культуре России.
• Развивать чувство цвета, композиции,
• Развивать творческие способности и фантазию детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.
• Воспитывать любовь к художественной литературе, музыке.
• Продолжать развивать способность правильно оценивать свою работу и работу товарищей.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Художественная литература», «Коммуникация», «Музыка».
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек, рассматривание фигурок матрешек.
Активизация словаря: сувенир, расписная, бутон цветка.
Оборудование: картинки и иллюстрации матрешки, фигурки матрешки.
Материал, инструменты: заготовка силуэта матрешки, шаблон для кармана и листочков, круги из разной цветной бумаги для цветка, простые карандаши, клей, салфетки, ножницы, фломастеры, цветные карандаши.
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Организационная часть.
Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…
Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!
Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое? (загадывает загадку).
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: конечно, это Матрешка! (Показывает Матрешку.) Какая радостная игрушка!
Воспитатель: Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. Скажите, что такое сувенир? (ответы детей).
Сувенир – это небольшой предмет, напоминающий о событии или поездке.
Воспитатель: Есть разные Матрешки. Эта матрешка из города Семенова, значит, называют ее… (семеновская).
Воспитатель: какими красками художник расписал эту матрешку? (ответы детей).
Воспитатель: художники используют разные цвета: красный, желтый, черный, синий.
Воспитатель: Как расписан фартук у Матрешки? (ответы детей).
Воспитатель: матрешка держит в руках букет. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.
Воспитатель: Как расписан платочек? (ответы детей).
Воспитатель: Платок украшен бутонами цветов и листьями. Бутон – это еще нераспустившийся цветок.
Воспитатель: наша гостья приглашает ребят поиграть.
Физминутка «Шла по ягоды матрёшка»
(Координация речи с движениями.)
Шла по ягоды матрёшка
Позабыла взять лукошко.
«И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?»
Дети идут друг за другом,
собирают ягоды,
кладут в руку.
Беги, Наденька, в лесок, Легкие бег,
Неси матрёшке кузовок. Разводят руки в стороны, удивляются.
Спасибо вам, ребятки,
Наберу я ягод сладких! Кланяются. Шагают.
Воспитатель: Вам нравится Матрешка? Вот у нас ее подружки, только грустные они (воспитатель показывает силуэты матрешек из картона). Давайте сделаем для них яркие, цветные, расписные сарафаны и платки. (Получает согласие детей).
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Дети садятся за столы.
Продуктивная деятельность детей.
1. Показ нового аппликативного способа выполнения работы
Последовательность выполнения цветка:
а) Складываем круг пополам и еще раз пополам. Хорошо фиксируем линию сгиба.
б) Развернуть фигуру до полукруга и завернуть стороны к линии сгиба и вновь сложить по намеченной линии сгиба.
в) Держим фигуру по линии сгиба (вершина направлена вверх) и закругляем нижний правый угол. Аккуратно разворачиваем и получаем красивый цветок, у которого 4 лепестка.
г) Выполнить еще один цветок из круга меньшего размера.
(Для выработки умения вырезывать цветок можно сначала предложить детям потренироваться с заготовками из белой бумаги.)
2. Выполнение кармана.
а) Сложить прямоугольник вдвое, соединяя длинные стороны.
б) Выбрать трафарет кармана. Приложить трафарет к бумажной заготовке к линии сгиба, обвести. Вырезать.
3. Выполнение листочков (по аналогии кармана).
4. Разложить все детали на основе. Аккуратно приклеить.
(Обратить внимание детей, на частичное наклеивание лепестков цветка, для объема.)
5. Фломастерами или карандашами нарисовать черты лица и украсить платочек.
2. Самостоятельная деятельность детей.
(Звучит русская народная мелодия).
Воспитатель: молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой.
Оформление выставки матрешек и анализ ребятами своих работ.
Литература, источники:
1. И. А. Лыкова «Декоративные вырезанки».
2. Материалы образовательных сайтов «Воспитатель», работников образования «Наша сеть».