Елена Черникова
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Весна идет — весне дорогу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию
Составитель:
учитель-дефектолог
Черникова Е. Г., ВКК
Возрастная группа: воспитанники 5-6 года жизни с ОВЗ
Количество детей: 4-6 человек.
Тема: «Весна идет – весне дорогу»
Форма: занятие
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию „Весна идет — весне дорогу“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Цель: формирование первичных представлений о весенних изменениях в живой природе.
Задачи:
• Коррекционно-образовательные :
- закрепить знания детей о весенних изменениях в природе, повторить названия перелетных птиц по описанию – загадке;
- формировать интерес к лепке;
- побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.
• Коррекционно-развивающие :
- развивать тонкую и общую моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление;
- учить ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- развивать эмоционально-волевую сферу.
• Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать в детях доброе, бережное отношение к птицам и природе;
.- формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Планируемые результаты:
У ребенка имеются представления о сезонных изменениях в природе весной, о прилете птиц: скворца, ласточки, соловья;
У ребенка имеются представления о простейших приемах лепки;
Ребенок активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Предварительная работа:
- Беседы о весне «Солнце весной», «Прилет птиц»
- наблюдение за птицами во время прогулки ;
- разгадывание загадок;
- Чтение книг В. Бианки «Про птиц», «Синичкин календарь», Снегирёв Г. «Птицы нашего леса», о приметах весны, стихотворения о весне;
- прослушивание аудиокассет с записью голосов птиц;
- рассматривание иллюстраций с изображением птиц «Грач», «Кукушка», «Соловей», и т. д. ;
- проведение дидактических игр «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Чьи детки», «Рассели птиц»;
- проведение подвижных игр «Воробышки и автомобиль», «Кто где живет?»;
- просмотр презентаций «Весна», «Перелетные птицы»;
- художественное творчество: рисование на тему весна (трафареты, печатки, штампики, аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала, оригами на тему птицы.
Материалы: Разрезные картинки к игре «Собери картинку» (перелётные птицы) ; карточки с загадками, карточки с изображением характерных признаков весны, перелётных птиц; бельевые прищепки, круг из жёлтой бумаги; раскраски на тему ранней весны, аудиозаписи “Птицы”, солёное тесто, стека для лепки, доски для лепки.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Словарная работа:
1. Называть перелетных птиц – грач, скворец, соловей.
2. называть приметы весны.
Ход занятия
Дети входят под звучание мелодии песни «Приход весны» В. Моцарта на фоне пения птиц.
Ход занятия:
Педагог: У нас сегодня гости, поздороваемся с гостями.
Коммуникативная игра «С добрым утром»
С добрым утром глазки! (указательным пальцем поглаживаем глазки)
Вы проснулись?
С добрым утром ушки! (поглаживаем)
Вы проснулись?
С добрым утром ручки! (поглаживаем)
Вы проснулись?
С добрым утром ножки!
Вы проснулись?
С добрым утром солнышко! (поднять руки вверх)
Мы проснулись! (хором)
Педагог показывает солнышко.
Д\игра «Развеселите солнышко». Посмотрите ребята, солнышко грустное. Как вы думаете, почему оно грустное?
Дети - У него нет лучиков.
Педагог - Покажите, мне как солнышко грустит.
Педагог : Надо солнышку помочь, пока оно до нас добиралось, все свои лучики раздала полям, лугам. Как мы поможем солнышку?
Дети: нарисуем, приклеим.
Педагог: А я вам предлагаю прикрепить лучики – прищепки.
Стало солнышко опять ярко на небе сиять.
Солнце светит нам в окошко, греет нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши, очень рады солнышку. (хором)
Педагог: Посмотрите, солнышко заулыбалось. Это оно вас благодарит, за то, что вы помогли ему. Какое солнышко стало веселое, покажите мне.
Педагог прикрепляет солнце.
Дети и педагог стоят на ковре в кругу.
Педагог: Ребята, послушайте стихотворение и отгадайте к кому в гости мы с вами отправимся:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят по крышам капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?
Дети: Весна.
Педагог: Правильно, это весна. Какие молодцы, быстро догадались, значит были внимательными.
Педагог: Ребята, давайте назовем, какие изменения происходят в природе весной, вспомним приметы весны.
Дети называют приметы, воспитатель выкладывает «картину о весне» на фланелеграфе, либо выкладывают дети при небольшой помощи воспитателя.
Педагог: А сейчас я вас приглашаю на прогулку в весенний лес.
Физкультминутка.
Дети поворачиваются друг за другом, идут по кругу и выполняют движения.
Собирайся, детвора, Хлопают в ладоши.
Весна зовет : «Гулять пора!»
Будем по лесу гулять, Шагают.
Светлым воздухом дышать. Вдох, выдох.
На носочках по тропинке Ходьба на носочках.
Друг за другом мы пойдем.
В маленькие лужицы Ходьба с высоким подниманием колен.
Не наступим, обойдем.
Встали ели на пути, Ходьба змейкой.
Нам их нужно обойти.
Идите, дети, осторожно,
О елки уколоться можно.
Вот сороки пролетели,
Им, сорокам, не до сна!
Трещат сороки-белобоки:
-- Идет весна! Идет весна!
За весною мы пошли,
На полянку мы пришли!
Педагог: Вот мы и пришли в лес, садитесь на стульчики.
Педагог: Весной все оживает, просыпается. Но самое главное чудо, которое происходит в природе – это то, что весной к нам из теплых стран возвращаются пернатые друзья. Кто же это, пернатые друзья?
Дети: Птицы.
Педагог: А почему их называют пернатыми?
Дети: У птиц тело покрыто перьями.
Педагог: А почему их называют друзьями?
Дети: Птицы поедают вредных насекомых, они поют песни и радуют нас.
Педагог: Вспомните и скажите, как называют птиц, которые на зиму улетают на юг, а весной возвращаются к нам.
Дети: Перелетные птицы.
Педагог: А кто скажет почему они улетают?
Дети: Нет еды, перелетные птицы питают насекомыми, а они с первыми морозами прячутся.
Педагог: Ребята, а сейчас мы узнаем с вами, какие птицы прилетели в наш лес. Если правильно отгадает загадку, то появится птичка.
Слушайте загадку:
Прилетела к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
На шесте дворец,
А во дворце – певец. (скворец)
Кто без нот и без свирели,
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней,
Кто же это… (соловей).
Черный, проворный,
Кричит: «Крак»,
Червякам враг. (грач)
Кто на елке, на суку,
Счет ведет: «Ку-ку! Ку-ку!»
(кукушка)
По мере отгадывания загадок на доску выставляются иллюстрации с изображением птиц.
Педагог: О ком были загадки?
Дети: О птицах.
Педагог: Давайте, ребята, вспомним, что есть у всех птиц?
Дети называют части тела птицы.
После этого дети встают в круг, и проводится динамическая пауза
«Дерево в лесу».
Это деревья в лесу Руки подняли и помахали.
Ветер сбивает росу, Локти согнули, кисти встряхнули.
Это к нам птицы летят, Плавно руками помашем
Крылья сложили назад,Дети выполняют движения в соответствии со словами.
Ветер тихо клён качает,
Вправо - влево наклоняет.
Раз - наклон, два - наклон,
Зашумел листвою клён. (А. Баешко)
Педагог: Дети, давайте вспомним птиц про которых я загадывала загадки
(Дети называют)
Я буду вам показывать птиц, а вы их назовете и посадите перелетных птиц на дерево.
Проводится дидактическая игра «Перелётные птицы».
Педагог вызывает несколько детей по желанию. Дети называют птиц и прикрепляют их к дереву.
Упражнение «Посчитаем птиц».
Педагог предлагает детям поиграть пальчиками.
1,2,3,4,5,
Будем птичек мы считать:
Грач - один,
Кукушка - два,
Ласточка - три,
Утка – четыре,
Скворец – пять.
Дети произносят слова и загибают пальцы по очереди, начиная с большого
пальца, и сжимают пальцы в кулак. Потом по очереди разгибают пальцы,
начиная с мизинца.
Игра повторяется с обеими руками поочередно.
Педагог: А теперь поиграем в игру «Составь птицу» (Дети парами составляют по образцу из частей птиц) .
Подвижная игра «Перелет птиц».
Педагог предлагает детям поиграть- отдохнуть.
Дети- «птицы», по сигналу педагога «Полетели!» «птицы»
«разлетаются» по всей площадки. По сигналу «Буря!» - «летят» «домой» на стульчики.
Лепка из слоеного теста «Птичка»
Педагог: «Разделим кусочек теста на две части пополам. Что будем лепить из одной части? Из другой?»
Дети: Из одного куска будем лепить туловище и голову, из другого крылья.
Педагог: «Из куска раскатаем брусочки. Положим их крестиком и прижмем. На крыльях сделаем четыре надреза. Там, где будет голова, соединим края. Хвост надрежем веером, (воспитатель сопровождает свои слова показом)».
Педагог предлагает приступить к лепке птиц. Во время самостоятельной работы при необходимости педагог оказывает помощь, поощряет детей, если они стремятся по-разному украсить птичек.
Педагог: «Посмотрите, какие чудесные птички у нас получились.
Педагог вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек.
Итог занятия.
Педагог: А каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: весна.
Педагог:Что вам показалось интересным на нашем занятии?
Дети: перечисляют.
Педагог: Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали. Молодцы! На прощанье я хочу подарить вам картинки-раскраски.
Список литературы:
1. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей — М. : Баласс, 2006. - 304с.
2. «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014г.
3. Морозова И. А., Пушкарёва М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5 — 6 лет с ЗПР. - 2-е издание, испр. и доп. - М. : Мозаика — Синтез, 2007. - 160с.
4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 656с.