Юлия Кочеткова
Конспект НОД по рисованию акварелью и восковыми мелками на тему «Красивые кувшины» (старший дошкольный возраст)
Подготовила:Воспитатель МОУ Д СОШ№1 2-13 высшей категории
Кочеткова Юлия Николаевна
Конспект непосредственной образовательной деятельности
старший возраст
Тема: «Красивые кувшины»
Цель - развивать творческие способности через обучение нетрадиционной технике рисования – «Рисование акварель и восковые мелки»; формировать умение делать простейшие умозаключения, выводы.
Образовательная область: Познание.
Публикация «Конспект НОД по рисованию акварелью и восковыми мелками на тему „Красивые кувшины“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Акварель. Рисование акварельными красками
- Восковые мелки. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция областей: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Задачи:
Образовательные:
• Расширить представления детей о глине, ее свойствах: вязкая, пластичная, труднопроходимая для воды, слипшиеся комочки совсем не двигаются.
• Углубить знания о песке и его свойствах.
• Закрепить навыки работы с акварелью и восковыми карандашами.
• Совершенствовать умение правильно держать кисть, карандаш.
• Познакомить с народным промыслом «Гончарство»
Развивающие:
• Развивать чувство цвета и композиции, мышление, память, связную речь.
• Развивать способность получая удовольствие от проделанной работы, развивать воображение, фантазию детей, детское творчество.
• Развивать навыки познавательно – исследовательской деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
• Воспитывать положительное отношение к рисованию.
• Воспитывать аккуратность, умение работать без спешки.
• Воспитывать любознательность.
Обогащение словаря: «Гончарство», «гончар», «гончарный круг».
Материалы: бумажные заготовки кувшинов, кисти широкие (белка №5, акварельные краски, восковые карандаши, бумажные и влажные салфетки, баночки с водой, контейнеры с песком и глиной. Телевизор и презентация - сказка «Волшебный кувшин для Джина».
Иллюстрации с изображением узоров на посуде (Кувшины, картинки гончарного круга, печи, гончар за работой. Мольберт.
Музыкальное сопровождение: музыка для релаксацию
Для опытов: одноразовые тарелки, пластмассовые ложки, пластмассовые стаканчики с водой на 1/3,влажные салфетки, полотенца и тазики с водой.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций "Народно – прикладное искусство. Роспись «Кружка любимому папе», чтение сказки "Старик Хоттабыч", просмотр презентации «История создания глиняной посуды».
Беседа «Гончарное ремесло», лепка кувшина из колец из пластилина.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, я вам предлагаю подойти ко мне поближе. Посмотрите, к нам в группу пришли гости. (дети здороваются)
Давайте представимся нашим гостям:
«Мы из садика ребята,
Мы ребята – дошколята
Все с утра сюда идем,
Здесь танцуем и поем.
В садике мы все друзья
Ведь без дружбы нам нельзя!»
Мотивационно – ориентировочный этап
Дети находятся возле воспитателя.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? У меня есть волшебная книга, в которой собраны сказки со всего света. И одну из них, самую интересную, я хочу вам сегодня рассказать. Предлагаю вам присесть на стульчики.
Дети садятся на стульчики полукругом, возле телевизора.
Воспитатель: А чтобы было интереснее, я буду показывать вам иллюстрации на этом волшебном экране. Называется сказка «Волшебный кувшин для Джина».
Воспитатель открывает «книгу сказок» и читает.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Художник, который больше всего на свете любил рисовать и путешествовать. Так и на этот раз решил отправиться художник в далекие края, мир посмотреть да себя показать. Показ картинки с изображением художника.
Долго ли, коротко ли шел Художник, вдруг увидел на дороге необычный керамический кувшин. Кувшин был грязный, но имел очень красивую форму и был украшен затейливыми узорами. Показ картинки с изображением кувшина.
Художник поднял его и решил очистить от грязи и пыли. Потер его несколько раз и вдруг из него вылетел Джинн… Показ изображения Джина.
Художник от неожиданности уронил кувшин, он упал и разбился. На земле остались только осколки. Показ иллюстрации с изображением разбитого кувшина.
- Где же я теперь буду жить? – опечаленно спросил джин. -Пойдем со мной в посудную лавку, - ответил художник, - купим тебе новый дом – кувшин. Будет он не хуже прежнего. Долго ли, коротко ли шли они, наконец, пришли на рынок, сосудов там было видимо- невидимо, были здесь и высокие изящные кувшины и низкие, округлые, похожие на тыкву. Сосуды разной формы, выбирай любой! Показ иллюстрации с изображением разной формы кувшинов.
- Но вот беда, все они были только черного цвета и ни на одном не было тех чудесных узоров, что украшали прежний дом Джина. Долго бродили Художник и Джинн по рынку, но так и не нашли сосуд, который понравился бы Джинну. Джин был очень расстроен. Теперь ему негде жить…
Поисковый этап. Воспитатель: (предлагает детям найти выход из ситуации.) Ребята, как вы думаете, как можно помочь Джину? (дети отвечают)
Воспитатель выслушивает предложения детей.
Воспитатель: Дети, может мы попробуем сделать кувшин. Я вам предлагаю подойти к столу (с материалом для экспериментирования) Посмотрите на столах контейнеры. Что это может быть.
Дети подходят к столу, открывают коробки. (дети называют варианты)
Воспитатель: Мы сейчас будем исследовать эти вещества, проведем опыты и узнаем где глина, а где песок.
Воспитатель: Готовы, мои маленькие исследователи (ответы детей)
Познавательно – исследовательская деятельность:
Опыт № 1
Воспитатель: Возьмем ложку и наберем песка, затем насыплем немножко песка на тарелку. Легко ли сыпется песок? Легко.
Воспитатель: Внимательно рассмотреть из чего состоит песок?
Ответы детей: Из очень мелких зернышек песчинок.
А теперь попробуем насыпать глину. Что легче высыпать – песок или глину? Песок. Поэтому и говорят, что песок сыпучий. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Вывод: песок - рыхлый, в отличии от глины, а в глине - слипшиеся, очень мелкие частички.
Опыт №2
Воспитатель: Аккуратно нальем воду в контейнер с песком. Каким он стал? Потрогаем его. Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками. (дети трогают песок, делятся впечатлениями) Затем наливаем немного воды в контейнер с глиной. Следим, как водичка впитывается быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается на глине. Вывод глина - труднопроходимая для воды, песок пропускает воду.
Опыт №3
Воспитатель: Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Затем попробуем создать таких же червяков из влажного песка. Что получается?
Ответы детей: Из песка колбаску слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухие и крепкие. Вывод : песок рыхлый и не прочный, а глина мокрая плотная и прочная когда высохнет.
Дети подходят мыть руки в тазиках с водой. (на столе 2 таза и вокруг полотенца) (у окна и кровати)
Воспитатель: Молодцы дети, теперь мы знаем в каких контейнерах песок и глина
Практический этап.
Воспитатель с детьми перемещается к мольберту, где картинки (гончар, гончарный круг, печь, кувшины)
Воспитатель: Дети, вы знаете о том, что изготовление изделий из глины – называется «Гончарство» – это ремесло гончара. Ещё в древней Руси люди делали из глины посуду. Гончар делал посуду на гончарном круге, обжигал в печи, потом украшал рисунками.
Дети рассматривают наглядный материал на мальберте.
Воспитатель: Дети, получается что, кувшин не так просто сделать? И гончарный круг нужен и печь. А у нас нет этого….Что нам делать?
(ответы детей)
Воспитатель подводит детей к (творческому уголку) столам.
Воспитатель: Я знаю решение, вы умеете хорошо рисовать и мы нарисуем кувшин для Джина. Вам понравилась моя идея? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда занимайте места и не забудьте о правильной осанке. Посмотрите, пожалуйста, что находиться на столе? (ответы детей)
Чем мы будем рисовать? (ответы детей)
Воспитатель: А с помощью чего можно украсить кувшин? (ответы детей)
Воспитатель: Какие линии и элементы можно использовать для создания узора? (ответы детей)
Воспитатель обращает внимание на мольберт с образцами узоров. Воспитатель предлагает детям украсить кувшин для Джина в нетрадиционной технике рисования «акварель и восковые мелки».
Но прежде чем приступить к работе проведем
Физкультминутку:
«Сейчас мы будем рисовать,
Трудно будет не устать,
Мы немножко отдохнем.
Рисовать сейчас начнем».
Показ воспитателя способов украшения кувшина узорами.
Воспитатель: Свою работу мы начинаем с прорисовки узоров восковыми мелками. Используем прямые и волнистые линии, изломы, точки, геометрические элементы. Затем в центре рисуем крупный элемент (по желанию детей, низ кувшина украшаем повторяющимися прямые и волнистые линии, изломы, точки, геометрические элементы. Теперь приступаем к работе акварелью. Акварелью яркого цвета закрашиваем фон кувшина. Краску наносим на силуэт кувшина полностью. Можно добавлять другие цвета акварели (пятна, широкие полосы). Там, где элементы рисунка нарисованы мелком, краска ложиться не будет, так как мелок восковой, жирный, то есть закрасить линию акварелью просто невозможно.
Самостоятельная творческая деятельность. Фоном звучит музыка.
Рефлексивно – оценочный этап.
Воспитатель: Какие вы молодцы, такие красивые кувшины получились. Теперь Джин точно будет доволен.
После завершения работы, рисунки помещаю на стенде и организую мини – выставку. Воспитатель задает детям вопросы: Понравилось рисовать? В какой технике рисовали? Что интересного узнали?
Занятие окончено. Спасибо.
Последующая работа:
Оформление выставки детских работ «Красивые кувшины»
Рисование в нетрадиционных техниках
Проведение выставки детских рисунков в технике «Акварель и восковые мелки»
Чтение детских сказок.