Наталия Афонина
Конспект непосредственно-организованной деятельности для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-организованной деятельности для детей старшей группы
ТЕМА: «СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ ПЕСКА И КАМНЕЙ»
Подготовила: Афонина Н. В.
Программное содержание: уточнить представления детей о свойствах объектов неживой природы (песка, воды, камней); развивать умение сравнивать материалы, проводя элементарные опыты, правильно называть их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках.
Познакомить с увеличительным прибором – лупой, с приемами работы с ней.
Воспитывать интерес к объектам неживой природы, познавательное отношение к ним.
Публикация «Конспект непосредственно-организованной деятельности для детей старшей группы» размещена в разделах
Расширять и обогащать словарный запас (лупа, песчинки, шершавый).
Материал: песок, вода, камни, лупы, тарелочки, стаканчики, ракушки, ящик ощущений, мешочки, магнитофонная кассета, 1\4 альбомного листа, подушки для пола.
Методические приемы: 1. Сюрпризный момент (внесение мешочков с песком и камнями).
2. Вопросы: Что внутри? Как узнать? (обследование мешочков)
3. Что тяжелее песок или камни? Сравнение песка и камней. Опыт.
4. Знакомство с лупой.
5. Физкультминутка «Гора».
6. Д/игр «Ящик ощущений».
7. «Сад камней».
ХОД:
Воспитатель вносит два мешочка и предлагает детям определить их содержимое. Он дает детям их потрогать, ощупать, понюхать и т. д. Выслушав предположения детей, он открывает мешочки и предлагает сравнить их содержимое.
- У вас на столах приготовлено все необходимое. Что вы видите?
Дети: Вода, песок, камни….
-Сейчас мы с вами вспомним: - Какого цвета вода в ваших стаканчиках? Имеет ли вода цвет, вкус, размер.
Дети: - Вода бесцветная, у нее нет вкуса, нет размера.
- Какого цвета песок? Какой он? Из чего он состоит?
Дети: - Песок коричневый, сухой, может быть мокрым, состоит из песчинок.
- Какие камни перед вами? Можно ли определить, что тяжелее песок или камень?
Дети: Разные. Большие и маленькие, белые и черные.
Воспитатель предлагает с помощью воды определить что тяжелее: песок или камень.
Опыт: Опустите в воду песок и камень, перемешайте. Наблюдаем, как материалы оседают на дно (2-3 раза).
Вывод: Камни тяжелее, они оседают раньше. Песок состоит из маленьких песчинок. Они легкие.
- А из чего состоят камни? Попробуйте разделить его на маленькие частички. Получается?
Дети: - Нет.
- Насыпьте немного песка на листок белой бумаги и рассмотрите песчинки. Какие они? Вам хорошо видно? А мне не очень. Но у меня есть вот такой увеличительный прибор (показывает детям) – лупа, он помогает рассматривать самые маленькие частички, он их делает большими. Лупа состоит из стекла и ручки, за которую ее нужно держать и медленно приближать к нужному предмету. Вот так. Хотите попробовать сами?
Дети: Да. Хотим.
Воспитатель раздает всем детям лупы.
- Рассмотрите песчинки через лупу. Что вы видите? Какие они? Одинаковые или разные? А теперь рассмотрим камень. Что интересного можно увидеть?
- Камни тоже состоят из маленьких частиц, но они крепко держатся друг за друга и мы не можем его разделить. Возьмите камень и попробуйте отломить от него маленький кусочек. Получается? А откуда берутся камешки?
Дети: - Они отламываются от большой горы.
Предлагаю встать и поиграть.
Физкультминутка «Гора»
Стоит гора старушка
До небес макушка.
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора страдает
И камешки теряет.
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся
Камешки прочь.
Раскатились камешки
И с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы.
Далее воспитатель предлагает разместиться на подушечках и поиграть.
Игра «Ящик ощущений».
В ящике только камни по количеству детей. Воспитатель предлагает найти на ощупь самый маленький, самый большой, шершавый, гладкий камень. Когда все камни окажутся на тарелочке дети сравнивают их.
- Павлик найдет самый большой камень. Посмотрите как ему трудно, ведь ему нужно выполнить задание на ощупь. А можешь ли сказать какого он цвета?
Ребенок: - Нет.
- А почему?
Ребенок: - Я же его не вижу.
- А теперь покажи его всем, и мы сравним, тот ли камень, похож ли он на тот, о котором я говорила.
Во время ответов детей воспитатель помогает по необходимости наводящими вопросами, хвалит детей, подбадривает.
-Молодцы, все справились с заданием, а теперь скажите: - Какие камни? Одинаковые или разные?
Дети : - Разные.
-Какого они цвета?
Дети: - Белого, черного, коричневого, серого.
- А можно ли сделать сад камней?
Дети: Нет.
- Вы не правы. Я вас сейчас научу. Подойдем к этому столу и посмотрим, что здесь приготовлено.
На столах лежат тарелочки с песком по количеству детей, мелкие камешки, ракушки.
-Можем ли мы с вами посадить камни? Они вырастут или нет? Камни живые?
Дети: - Нет, они мертвые.
- Из камней и ракушек можно выложить на песке красивые цветы и тогда получится «Сад камней», ведь цветы растут в саду. Не так ли?
Дети самостоятельно выкладывают из камней и ракушек незатейливые цветочные композиции под магнитофонную запись «Звуки природы». Воспитатель наблюдает, любуется.
- Что же нового мы с вами сегодня узнали? С чем познакомились?
Как нам помогла вода в определении что тяжелее?
Нравятся ли вам такие необычные игры?
Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.
- Молодцы, вы сегодня хорошо делали опыты, отвечали на мои вопросы и я очень рада, что вам понравилось.