Наталья Втюрина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с песком и глиной»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Детский сад № 5 «Ромашка» городского округа ЗАТО Светлый саратовской области
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
"Знакомство с песком и глиной"
(опытно-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы)
подготовила и провела: Втюрина Наталья
Михайловна
2013 год
Цель.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Знакомство с песком и глиной“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Познакомить детей с особенностями песка и глины, найти проявление этих свойств в повседневной жизни.
Задачи.
Образовательные.
Познакомить со свойствами песка и глины.
Показать их сходство и различие.
Отвечать аргументировано на вопросы педагога.
Развивающие.
Развивать умение путем экспериментирования устанавливать причинно – следственные связи.
Способствовать проявлению интереса к явлениям неживой природы.
Воспитательные.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Здоровьесберегающие.
Использовать гимнастику для глаз для снятия напряжения.
Словарная работа.
«Глина», «Сыпучесть», «Пластичная», «Чернозем»
Оборудование: глина, песок, лупы, воронки, пластиковые трубочки
Предварительная работа.
Игры с песком, экспериментирование с песком, наблюдение за процессом замачивания глины, лепка из глины.
Ход НОД.
Педагог:
-Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
«Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети.
( Ответ: Земля-Кормилица)
-Ребята, мы с вами уже знаем, что для жизни растений необходимы свет, тепло, вода и почва. Сегодня, давайте выясним, что же такое почва. Почвой называется самый верхний плодородный слой земли, которой питаются деревья, растения, в котором живут насекомые, черви, кроты и другие животные.
-Из чего же состоит почва? Послушайте мой рассказ.
Оказывается, в ней есть воздух, им дышат растения и животные, есть вода, которую всасывают корни растений, есть перегной, образующийся из опавших перегнивших листьев, засохших стебельков и корней растений.
В почве живут микробы, они перерабатывают перегной и превращают его в полезные вещества, необходимые растениям для жизни.
И в поле, и на огороде почва любит уход и заботу. Люди вскапывают землю, рыхлят, поливают и удобряют ее, и тогда почва дает богатые урожаи зерна и овощей, ягод и фруктов. Народ говорит: «Хоть земелька и черная, а белый хлеб родит», а еще говорят: «Земля – любит труд»
-Посмотрите фото. Вы увидите, как наша земля выглядит в разрезе (показывает фото почвы в разрезе)
Педагог:
-Обратите внимание, почва состоит из нескольких слоев: чернозем, песок, глина.
-Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
(Дидактическая игра с элементами движений «Живое – неживое»)
Педагог:
-Ребята, на фото вы видели, что в слое земли присутствуют глина и песок. Сегодня я приготовила для вас этот природный материал. Сейчас с помощью увеличительного стекла я предлагаю вам внимательно рассмотреть, из чего состоит песок и глина. Давайте рассмотрим.
-Как выглядят песчинки? ( ответы: они очень маленькие, круглые, полупрозрачные)
-Как выглядит глина? ( ответы: слипшиеся комочки, похожа на пластилин, комочки крупные)
Педагог:
-Давайте проведем несколько опытов, чтобы лучше узнать свойства песка и глины, сравнить их. Предлагаю детям перейти к опытам
1 опыт «сыпучесть»
Оборудование:
Два стаканчика с песком и глиной, лист бумаги.
Педагог:
-Возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпьте немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? (Легко)
- А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину.
-Что легче высыпать - песок или глину? (песок)
-Потому и говорят, что песок - «сыпучий».
-Что вы можете сказать про глину?
( ответы: глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок)
2 опыт «как песок и глина пропускают воду»
Оборудование:
стаканчик с водой, два стаканчика с песком и глиной.
Педагог: предлагаю налить воды в стакан с песком
-Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком, потрогаем песок. Каким он стал? ( ответы: влажным, мокрым)
-А куда исчезла вода?
( ответы: она забралась в песок, песок впитал всю воду)
Педагог:
-Наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? ( ответ: «медленно, медленней, чем в песок, часть воды остается сверху на глине)
3 опыт «тяжесть песка и глины»
Оборудование:
блюдо с песком, трубочки.
Перед ребенком лежит лист с сухим песком, глиной и трубочкой. Педагог предлагает подуть в трубочку, песок при этом перемещается. Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое, затем появляется песчаный холмик.
Педагог:
- Вот так, с помощью ветра, песок путешествует. Попробуйте тоже самое сделать с глиной ( ответы: глину почти не возможно «сдвинуть», она намного тяжелее песка)
4 опыт «как песок и глина сохраняют форму»
Оборудование:
мокрый песок и глина, доска для лепки)
Педагог:
-Берём мокрый песок и глину лепим «колобки», затем оставляем для высыхания.
(проводит гимнастику для глаз «Неделька»)
Педагог:
-Ребята, потрогайте песок, что стало с колобком? Что стало с «колобком» из глины?
( Ответы: «из песка колобок высох и рассыпался, а из глины остался такой же)
Педагог:
-Правильно, колобок из глины сохранил форму. Вот видите, ребята, сколько интересного мы узнали про песок и глину. Постарайтесь сейчас ответить на мои вопросы.
-Что такое почва?
-Из чего состоит почва?
-Как называется самый плодородный слой земли?
-Какое значение имеет почва для людей?
-Чем отличаются песок от глины?
( ответы детей: песок сыпучий, глину нельзя насыпать. Песок быстро впитывает воду, глина медленно и часть воды остается. Глина лучше сохраняет форму, песок после высыхания рассыпается. Песок можно сдвинуть с помощью воздуха, глину сдвинуть тяжелее. Песок легче глины)
-Кто знает из вас, для чего человеку песок и глина нужны?
( ответы: применяют в строительных работах, делают кирпичи, лепят Дымковские игрушки, глиняную посуду. В песок играют дети, лежат на нем загорают)
Педагог:
-Ребята, вам интересно было?
-Как мы можем сохранить нашу природу?
-Послушайте стихотворение:
«Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня»
Педагог подводит итог, благодарит детей.