Папки-передвижки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с песком и глиной»

Наталья Втюрина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с песком и глиной»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Детский сад № 5 «Ромашка» городского округа ЗАТО Светлый саратовской области

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

"Знакомство с песком и глиной"

(опытно-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы)

подготовила и провела: Втюрина Наталья

Михайловна

2013 год

Цель.

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Знакомство с песком и глиной“» размещена в разделах

Познакомить детей с особенностями песка и глины, найти проявление этих свойств в повседневной жизни.

Задачи.

Образовательные.

Познакомить со свойствами песка и глины.

Показать их сходство и различие.

Отвечать аргументировано на вопросы педагога.

Развивающие.

Развивать умение путем экспериментирования устанавливать причинно – следственные связи.

Способствовать проявлению интереса к явлениям неживой природы.

Воспитательные.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Здоровьесберегающие.

Использовать гимнастику для глаз для снятия напряжения.

Словарная работа.

«Глина», «Сыпучесть», «Пластичная», «Чернозем»

Оборудование: глина, песок, лупы, воронки, пластиковые трубочки

Предварительная работа.

Игры с песком, экспериментирование с песком, наблюдение за процессом замачивания глины, лепка из глины.

Ход НОД.

Педагог:

-Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

«Она богаче всех на свете,

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете,

И так красива на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Скажите, дети.

( Ответ: Земля-Кормилица)

-Ребята, мы с вами уже знаем, что для жизни растений необходимы свет, тепло, вода и почва. Сегодня, давайте выясним, что же такое почва. Почвой называется самый верхний плодородный слой земли, которой питаются деревья, растения, в котором живут насекомые, черви, кроты и другие животные.

-Из чего же состоит почва? Послушайте мой рассказ.

Оказывается, в ней есть воздух, им дышат растения и животные, есть вода, которую всасывают корни растений, есть перегной, образующийся из опавших перегнивших листьев, засохших стебельков и корней растений.

В почве живут микробы, они перерабатывают перегной и превращают его в полезные вещества, необходимые растениям для жизни.

И в поле, и на огороде почва любит уход и заботу. Люди вскапывают землю, рыхлят, поливают и удобряют ее, и тогда почва дает богатые урожаи зерна и овощей, ягод и фруктов. Народ говорит: «Хоть земелька и черная, а белый хлеб родит», а еще говорят: «Земля – любит труд»

-Посмотрите фото. Вы увидите, как наша земля выглядит в разрезе (показывает фото почвы в разрезе)

Педагог:

-Обратите внимание, почва состоит из нескольких слоев: чернозем, песок, глина.

-Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

(Дидактическая игра с элементами движений «Живое – неживое»)

Педагог:

-Ребята, на фото вы видели, что в слое земли присутствуют глина и песок. Сегодня я приготовила для вас этот природный материал. Сейчас с помощью увеличительного стекла я предлагаю вам внимательно рассмотреть, из чего состоит песок и глина. Давайте рассмотрим.

-Как выглядят песчинки? ( ответы: они очень маленькие, круглые, полупрозрачные)

-Как выглядит глина? ( ответы: слипшиеся комочки, похожа на пластилин, комочки крупные)

Педагог:

-Давайте проведем несколько опытов, чтобы лучше узнать свойства песка и глины, сравнить их. Предлагаю детям перейти к опытам

1 опыт «сыпучесть»

Оборудование:

Два стаканчика с песком и глиной, лист бумаги.

Педагог:

-Возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпьте немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? (Легко)

- А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину.

-Что легче высыпать - песок или глину? (песок)

-Потому и говорят, что песок - «сыпучий».

-Что вы можете сказать про глину?

( ответы: глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок)

2 опыт «как песок и глина пропускают воду»

Оборудование:

стаканчик с водой, два стаканчика с песком и глиной.

Педагог: предлагаю налить воды в стакан с песком

-Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком, потрогаем песок. Каким он стал? ( ответы: влажным, мокрым)

-А куда исчезла вода?

( ответы: она забралась в песок, песок впитал всю воду)

Педагог:

-Наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? ( ответ: «медленно, медленней, чем в песок, часть воды остается сверху на глине)

3 опыт «тяжесть песка и глины»

Оборудование:

блюдо с песком, трубочки.

Перед ребенком лежит лист с сухим песком, глиной и трубочкой. Педагог предлагает подуть в трубочку, песок при этом перемещается. Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое, затем появляется песчаный холмик.

Педагог:

- Вот так, с помощью ветра, песок путешествует. Попробуйте тоже самое сделать с глиной ( ответы: глину почти не возможно «сдвинуть», она намного тяжелее песка)

4 опыт «как песок и глина сохраняют форму»

Оборудование:

мокрый песок и глина, доска для лепки)

Педагог:

-Берём мокрый песок и глину лепим «колобки», затем оставляем для высыхания.

(проводит гимнастику для глаз «Неделька»)

Педагог:

-Ребята, потрогайте песок, что стало с колобком? Что стало с «колобком» из глины?

( Ответы: «из песка колобок высох и рассыпался, а из глины остался такой же)

Педагог:

-Правильно, колобок из глины сохранил форму. Вот видите, ребята, сколько интересного мы узнали про песок и глину. Постарайтесь сейчас ответить на мои вопросы.

-Что такое почва?

-Из чего состоит почва?

-Как называется самый плодородный слой земли?

-Какое значение имеет почва для людей?

-Чем отличаются песок от глины?

( ответы детей: песок сыпучий, глину нельзя насыпать. Песок быстро впитывает воду, глина медленно и часть воды остается. Глина лучше сохраняет форму, песок после высыхания рассыпается. Песок можно сдвинуть с помощью воздуха, глину сдвинуть тяжелее. Песок легче глины)

-Кто знает из вас, для чего человеку песок и глина нужны?

( ответы: применяют в строительных работах, делают кирпичи, лепят Дымковские игрушки, глиняную посуду. В песок играют дети, лежат на нем загорают)

Педагог:

-Ребята, вам интересно было?

-Как мы можем сохранить нашу природу?

-Послушайте стихотворение:

«Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня»

Педагог подводит итог, благодарит детей.

Публикации по теме:

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Рабочая программа учителя-логопеда 1. Организация режима пребывания детей 1. Организация режима пребывания детей в МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» городского округа ЗАТО Шиханы Группа компенсирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с песком и глиной»
Опубликовано: 25 сентября 2014 в 19:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с песком и глиной»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Втюрина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД