Валентина Дмитриевна Галлер
Конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие на остров сокровищ»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Путешествие на остров сокровищ».
Интеграция видов деятельности : в форме игры проводится познавательно-исследовательская, коммуникативная и музыкально-двигательная деятельность.
Структура занятия выстроена по авторской технологии «Игра как форма жизнедеятельности».
Содержание организованной деятельности детей.
Цель: Развитие познавательных способностей и творческой активности.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе „Путешествие на остров сокровищ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пираты и сокровища
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
1. Создать познавательную мотивацию.
2. Способствовать формированию у детей целостной картины мира, создать условия для реализации творческих способностей, развивать коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
3. Создать условия для общения детей в микрогруппах (компаниях, поощрять доброжелательное отношение друг к другу, стремление действовать вместе.
4. Воспитывать культуру речевого общения, развивать способность к творческому сочинению рассказов по опорным словам.
5. Упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
6. Активизировать процессы мышления с помощью творческих учебных игр (игры с элементами «новизны» и «неожиданности»).
7. Способствовать тренировке памяти, развивать сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
8. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве.
9. Закреплять у детей умение совершать действия сложения и вычитания по игре-пособию «Стосчет» Н. Зайцева.
10. Совершенствовать умение понимать смысл прочитанной инструкции.
11. Воспитывать настойчивость в достижении цели.
Материалы и оборудование. Наборные полотна для составления кроссвордов и для написания предложений, 3 кассы с крупными буквами (4х2,5 см, 3 карты-схемы, 3 инструкции, таблица сложения и вычитания («Стосчёт», деревья, цветы, большая общая картина острова сокровищ.
Предварительная работа. Данное занятие рассчитано на читающего ребенка, умеющего разгадывать и самостоятельно составлять кроссворды, производить действия сложения и вычитания в пределах 100. В течение 3х недель дети вместе с воспитателем сочиняли сказки и рассказы по опорным словам. Воспитатель в совместной деятельности организовывал игры, в которых дети учились находить направления сторон света (север, запад, юг, восток) на карте - схеме, отмеряли путь при помощи мерной ленты или координатной сетки, используя при этом письменную инструкцию. Совместно с музыкальным руководителем разучивалась новая авторская песня «На острове сокровищ» и движения к ней (автор песни Галлер В. Д.).
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Звучит мелодия песни путешественников «На острове сокровищ». Дети и воспитатель входят в зал.
1. Настройка на игру.
Воспитатель:
Сегодня, друзья, я чуть-чуть приоткрою
Вам тайну, что длится уже много лет,
И ключ к этой тайне от вас я не скрою,
И, может быть, мы разгадаем секрет?
Есть остров сокровищ – загадочный остров.
Находится он среди южных морей,
А ключ к его тайне найти очень просто,
Он кроется в дружбе, в единстве, добре.
Нам ссоры, обиды не делают чести,
Мы руки друг другу должны протянуть.
Давайте все дружно, давайте все вместе
Далёкий прокладывать к острову путь.
- Итак, предлагаю сегодня, друзья, отправиться вместе в эти края. Будем разгадывать тайны острова сокровищ. Согласны? Как вы думаете, на чём можно отправиться в путь по воде?
(Дети предлагают разные варианты путешествия, после обсуждения выбирают плот).
2. Развитие сюжета. Создание психологической проблемной ситуации посредством
постановки игрового практического или теоретического задания.
Воспитатель: «Но плот ещё надо построить. Мы никогда не строили плотов, но у меня есть инструкция по постройке плота. Если вы хорошо умеете считать, то возможно сумеете его построить. Попытаемся построить плот?».
Дети: «Да».
3. Введение в игровую ситуацию познавательной задачи как способа
разрешения конфликта.
Воспитатель: «Плот мы построим из двух частей : в одной- 18 брёвен, в другой- 25. Сколько всего брёвен нам нужно?»
- Мы отправляемся в южные моря, а там светит яркое солнце, часто идут проливные дожди, и нам нужна крыша над головой. Для того чтобы построить крышу, нужно взять 12 маленьких досок и 27 больших. Сколько всего досок нам понадобится?
-Чтобы скрепить плот, мы в каждую доску и каждое бревно вобьём по одному гвоздю. Сколько всего гвоздей нам нужно? (Все вычисления дети делают по игре-пособию «Стосчёт»).
4. Развитие сюжета. Создание специальной смысловой (игровой)
ситуации, требующей расширения, накопления и развития
рационального и эмоционально - чувственного опыта ребенка,
необходимого для самостоятельного решения последующих творческих задач.
Воспитатель: «Плот готов, опустим его на воду и проверим, устойчив ли он, не протекает? Пока он проходит испытания, посидим на берегу и помечтаем: каких животных и какие растения можно встретить на острове? Давайте обо всём этом составим кроссворды. (Для выполнения игрового задания дети разбиваются на 3 микрогруппы по 5-6 человек).
- Две компании будут составлять кроссворды по картинкам. Нужно вписать слова по горизонтали так, чтобы количество букв в слове – названии картинки и количество пустых клеток в строке было одинаково, т. е. выложить буквы так, чтобы каждое слово поместилось в строку и чтобы не было пустых клеток. Если вы правильно заполните строки, то по вертикали у вас получится какое-то неизвестное пока слово. Это слово пусть отыщут дети из другой компании.
-Остальные компании составят другие кроссворды. Я вам предлагаю написать по вертикали название животного или растения, которое может встретиться вам на острове, закрыть это слово, чтобы его никто не увидел, и зашифровать в кроссворде. Ребята из других групп постараются отгадать это слово.
- Выбирайте задание.
Составление кроссвордов на наборных полотнах проходит в сопровождении инструментальной музыки, звучащей в умеренном темпе.
Затем дети отгадывают зашифрованные по вертикали слова у каждой микрогруппы ( это могут быть слова: жираф, слон, пальма).
- Молодцы! Кроссворды с зашифрованными животными и растениями острова сокровищ вы разгадали быстро.
Воспитатель: «Плот выдержал испытания. Пора и в путь! Садитесь как вам удобно вот сюда, на плот. Вначале мы поплывём по реке, и река вынесет нас в открытое море». (Звучит тихая, спокойная музыка).
5. Образно-игровое развитие.
Воспитатель: «Плот медленно покачивается на волнах. «Куда вы плывёте?» – шепчет мокрый камыш. «Там дальше ничего нет» - шепчут сонные ивы. Итак, мы долго плывём. Солнце медленно опускается за горизонт, и вокруг становится темно. Течение несёт нас вперёд, мимо дремучего леса, мимо деревянного моста, мимо гудящих сосен. Мы сами не заметили, как уснули.
Прошло много часов, и вот мы проснулись и увидели, что река стала очень широкой, берега едва-едва виднеются в утренних лучах солнца. Впереди мы видим синее море и, там, вдали, в белой дымке большой зелёный остров. Это и есть остров сокровищ. Ласковые волны выносят нас на золотой песчаный берег, и деревья приветливо машут нам своими ветками.
Здравствуй, остров сокровищ!».
Дети поют песню путешественников «На острове сокровищ», сопровождая слова танцем.
1. Кто сказал, что не на свете
Ни сокровищ, ни чудес
И никто уже не верит
В добрых гномов и принцесс.
Припев:
На острове сокровищ
Цветущие кусты,
На острове сокровищ
Волшебные мосты.
На острове сокровищ
Сбываются мечты.
На острове играем
И он, и я, и ты!
2. Остров там туман окутал
Дымкой белых покрывал,
Все тропинки перепутал
И леса околдовал.
Припев.
3. По горе вода струится,
Из пещеры бьёт фонтан.
Золотой песок струится,
А вдали гремит вулкан.
Припев.
4. Мы спешим, мы видеть рады
Этот огненный вулкан
И крутые водопады,
И густой, седой туман.
Припев.
6. Развитие сюжета. Определение маршрутов, тематическое погружение
во времени и пространстве, осмысливание игровой ситуации.
Воспитатель: «Вот мы и прибыли на остров. На этом острове много интересных мест. Здесь есть и огненные вулканы, и таинственные пещеры, волшебные леса и красивые золотые берега. Чтобы найти сокровище, нужно обследовать весь остров и рассказать всем, что интересного и красивого вы увидели на своем пути. Вы сейчас отправитесь в разные уголки острова. У меня есть картинки, на которых они нарисованы. Вот я их кладу на стол вниз картинкой. А вы сейчас выходите по одному человеку от каждой компании и берите картинку. И мы узнаем, кто из вас отправится на берег острова, кто к пещере, кто в лес, а кто прямо к горе с огнедышащим вулканом.
-На столах у вас карточки со словами. На красной карточке - слова-предметы, на синей - слова-определения. Каждый ребёнок возьмёт одну синюю и одну красную карточку, а оставшиеся карточки, я уберу. На карточках написаны опорные слова, по которым каждая компания составит свой маленький рассказ.
7. Развитие сюжета. Создание специальной смысловой (игровой)
ситуации, требующей применения нового способа для решения
игровой задачи. Решение игровой задачи по игровым правилам.
Звучит музыка в умеренном темпе. Дети наугад выбирают картинку и идут к тем столам, которые символом отмечены на каждой из картинок. На столах лежат красные и синие карточки, на которых слова написаны на обратной стороне. Дети берут по одной карточке.
Посовещавшись, дети договариваются о том, как будут составлять рассказ, вставляют в свои наборные полотна карточки со словами в том порядке, в каком они будут употребляться в рассказе.
В ходе общения внутри микрогруппы дети договариваются о том, как они будут описывать свою местность: будет один рассказчик или пара, или все вместе.
Затем каждая группа предлагает вниманию остальных детей свой рассказ. Например, одна из микрогрупп находится на берегу моря.
У детей имеются красные карточки со словами: песок, берег, обрыв, водопад, солнце.
На синих карточках написаны слова: золотой, извилистый, огромный, седой, искристый, яркий.
Примерный рассказ детей: «Мне и моим друзьям нравится путешествовать по загадочным местам земли. Однажды осенью мы построили плот и отправились на чудный остров искать сокровища. Мы знали, что на острове сокровищ никогда не бывает ни осени, ни зимы, а весь год стоит тёплое и ласковое лето. Когда мы высадились на берег, то увидели удивительную картину. Прямо под ногами шуршал и струился золотой, бархатный песок. Извилистый берег тянулся длинной жёлтой лентой вдоль моря. Слева мы увидели огромный обрыв. С этого обрыва с шумом падал вниз седой водопад. Внизу вода разбивалась на тысячи искристых брызг. Яркое солнце переливалось в бурном водопаде, покачивалось на волнах и ласково отражалось в спокойной воде».
У другой микрогруппы имеются красные карточки со словами: горы, склон, вершины, вулкан, пламя, камни.
Синие карточки: высокий, красивый, незнакомый, громадный, огненный, загадочный, большой.
Примерный рассказ детей: «В глубине острова мы увидели высокие горы. Мы стали взбираться по заросшему густой травой склону горы. И вдруг мы увидели совсем незнакомые и далёкие вершины гор. На одной вершине гудел громадный огненный вулкан. Красивое загадочное пламя вырывалось из горы. Нам казалось, что оно с силой выбрасывает большие огненные камни прямо в небо».
Третья группа детей взяла следующие красные карточки: лес, туман, деревья, листья, трава, заросли.
Синие карточки: тропический, утренний, прекрасный, разноцветный, чистый, обманчивый, сказочный.
Примерный рассказ детей: «Почти весь остров зарос тропическим лесом. Густой утренний туман окутал прекрасные, сказочные деревья. На разноцветных листьях застыли чистые капельки росы. Заросли в глубине леса казались нам обманчивыми. Мы пошли через лес по мягкой, чистой траве. В густых зарослях мы увидели тёмный вход. Это у подножия горы находилась заколдованная пещера. Стены пещеры были блестящими и прозрачными.
Мы вошли в пещеру и увидели на дне большие круглые куски соли. В конце пещеры мы увидели голубое озеро. В центре озера била фонтаном струя воды. Мы подошли ближе и увидели блестящий фонтан. Нас поразила сказочная красота пещеры».
Воспитатель: «Вы сейчас находитесь в разных местах острова. У меня есть 3 одинаковые карты. Пока вы составляли рассказы, я для вас написала 3 инструкции, которые объясняют, как найти сокровище. А путь к нему каждая компания будет прокладывать из своего места нахождения: вы пойдёте от пещеры, вы от берега, вы проложите путь с гор, а вы отправитесь из леса. Прокладывайте путь!».
8. Развитие сюжета. Поиск способа решения познавательных и
практических задач. Выбор возможных вариантов решения.
Звучит в умеренном темпе музыка. Дети отправляются «искать клад». На каждой карте-схеме нанесена сетка с размерами клеток 4х4 см. Каждая клетка – это один шаг путешественников.
Выполнение задания происходит следующим образом: один ребенок из каждой микрогруппы читает инструкцию, а другой показывает путь по карте (отсчитывает клетки). Затем воспитатель организует проверку выполненных заданий. Дети внимательно слушают и следят за ходом продвижения каждой малой группы по их маршруту.
Пример инструкции: 1. Пройди 11 шагов вправо. 2. Отсчитай вверх 10 шагов. 3. Поверни влево и пройди 8 шагов и т. д.
Воспитатель: «Молодцы, дети! Несмотря на то, что вы действовали по разным инструкциям и двигались из разных точек острова, вы все пришли к одному и тому же дереву. Значит здесь под деревьями и спрятано сокровище». (Показывает на большой картине острова дерево).
Дети под большим деревом в зале находят сундучок с «сокровищами» : разные поделки, имитирующие украшения, монеты и т. д.
9. Выход из условного плана в реальный.
10. Оценка хода и результата игры.
Затем, напевая песню путешественников «На острове сокровищ», все уходят с «кладом» из зала.
Использованная литература:
1. Зайцев Н. А. Письмо. Чтение. Счет. – СПб. : Лань,1997.
2. Короткова Н. А. Формы игры в образовательном процессе детского сада // Ребенок в детском саду. 2010. № 4.
3. Кравцов Г. Г. Психологические проблемы начального образования. – Красноярск: изд. Красноярского ун – та, 1994. - с. 30-61.
4. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. : Педагогика, 1991. с. 5-65.
5. Менджерицкая Д. Б. Воспитателю о детской игре. М., 1982.
6. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. № 3.