Анна Петрова
«Унылая пора! Очей очарованье!» Конспект НОД в области «Познание» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать
Тема "Унылая пора! Очей очарованье!"
Цель:
1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
1. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов осени и составлять об этом рассказ.
2. Развивать логическое мышление через нахождение логических связей между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, приспособлением растений и животных к зиме.
3. Воспитывать познавательный интерес, умение любоваться красками осени.
Оборудование:
Публикация «„Унылая пора! Очей очарованье!“ Конспект НОД в области „Познание“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Мольберт, репродукции картин, магнитофон, аудиозаписи – музыка П. И. Чайковского «Времена года», «Октябрь»; модели признаков осени.
Предварительная работа:
Беседа «Для чего дереву листья?», чтение произведений художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Твардовский «Лес осенью», разучивание стихов об осени, загадывание загадок, пение песен; показ презентации для детей «Осень в стихах и картинах».
Ход занятия:
Воспитатель: Воспитатель выразительно читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень» :
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспитатель обращает внимание на красоту поэтического выражения, затем спрашивает, о каком времени года идёт речь в стихотворении.
Воспитатель. Правильно, здесь говорится об осени. А какое сейчас время года? Как вы догадались? (Выслушивает ответы детей). Ребята, давайте вернёмся в прошлое и вспомним, как начиналась осень.
(Открывается демонстрационная картина «Ранняя осень»). Идё т обсуждение картины по следующим вопросам:
- Каким был лес вначале осени?
- Что подсказывает вам, что осень наступила?
- Какими дарами щедра ранняя осень?
- Вспомните дары леса, сада, огорода?
(Ответы детей с использованием моделей.)
- Как одевались люди в начале осени? Почему? (Модели)
Воспитатель. Ребята, а как называется следующий период осени?
(Открывается демонстрационная картина «Золотая осень).
- Как называют пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в жёлтые, красные, оранжевые тона? (Ответы детей)
- Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время года любят и взрослые, и дети. Поэты пишут стихи, художники – картины, композиторы сочиняют музыку.
Воспитатель читает стихотворение об осени Е. Трутневой «ОСЕНЬ»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды.
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать самим стихи об осени.
(3 – 4 ребёнка читают стихи про осень).
Воспитатель: вспомните, дети, когда мы с вами гуляли, вдруг подул ветер и на нас полил жёлтый, золотой дождь, мы все засмеялись, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад.)
– Ребята, а какие виды деревьев особенно красивы осенью? (Клён, берёза, лиственница и т. д.) А почему листья осенью на деревьях желтеют и опадают? ( Модели: осеннее солнце, долгота дня, «Для чего дереву листья?»)
- Деревья сбрасывают листья, потому что зимой им не хватает питания, света и тепла, так деревья приспосабливаются к зиме.
Воспитатель читает стихотворение И. Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:(свободное построение – «Игра с листочками» - ритмопластика.)
Воспитатель: Ребята, давайте изобразим листопад. Пусть каждый из вас на минутку станет ярким осенним листком, который, медленно, красиво и плавно кружась, падает на землю.
(Звучит пьеса П. И. Чайковского «Октябрь».- дети кружатся под музыку.)
Воспитатель: А как сейчас выглядят наши леса, сады, поля, огороды? Воспитатель открывает демонстрационную картину «Поздняя осень». Идёт обсуждение. (Деревья сбросили листья, огороды и сады опустели, стало очень холодно. Иногда даже идёт снег. Многие звери уже устроились на зимнюю спячку, а перелётные птицы все улетели.) Как называется этот период осени? (Поздняя осень.)
Воспитатель: Что вы можете рассказать о жизни наших зверей осенью? ( Ответы детей с использованием моделей: шерсть животных становится гуще, меняется её окраска, какие звери заготавливают корм на зиму, кто из зверей устроился на зимнюю спячку.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорили о трёх периодах осени. Они очень разные, но чем-то и похожи. А что вам больше всего нравится осенью и что не нравится? (проводится игра «Хорошо – плохо».) А теперь я приглашаю вас посетить наш парк, который находится около нашего детского сада.