Людмила Козинкина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гостях у Василисы»
▼ Скачать + Заказать документы
«В ГОСТЯХ У ВАСИЛИСЫ».
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Средний возраст:
- используя наглядный материал, вовлечь детей в беседу, помогая им правильно по сути и по форме отвечать на вопросы,
- закрепить умение детей употреблять в речи формы повелительного наклонения глагола хотеть,
- упражнять детей в умении произносить фразы с разной силой голоса,
- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством - потешками, прибаутками, русскими народными сказками,
Старший возраст:
- продолжать учить детей рассказывать по сюжетным картинкам из личного опыта,
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „В гостях у Василисы“» размещена в разделах
- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, потешек, колыбельных песенок,
- упражнять детей в умении произносить фразы с разной интонацией,
- обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора;
• Закрепить и расширить знания детей о природе России;
• Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа
• Словарь: золотистое, бескрайнее, люлька, зыбка, зыбать - качать,
медведище, котище,
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ
Иллюстрации с изображением природы России - леса, реки, поля, моря, горы. Куклы в русской национальной одежде - мальчик и девочка, различные предметы быта из дерева, печь, лавки, макет дома, береза.
Книги - русские народные сказки, потешки, колыбельные.
Звукозапись русской народной музыки, песни «С чего начинается Родина».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Рассматривание сюжетных картинок о природе, составление описательных рассказов (средний возраст с помощью вопросов воспитателя, из личного опыта, чтение русских народных сказок, заучивание потешек, пословиц, отгадывание загадок, разучивание русских народных игр, беседа о русских народных традициях
Музыкальный зал «убран» под избу, у окна, на мольбертах репродукции картин, в центре русская «печь», на «печи» спрятан сюрпризный момент (пирожки, стол, лавки,
Дети входят в зал под р/н музыку.
Василиса -воспитатель (в русском народном сарафане) встречает детей.
Василиса. Заждалась я вас, ребята,
Вы не стойте у дверей.
Я - хозяйка Василиса,
Привечать люблю гостей.
Василиса. Здравствуйте, мои маленькие друзья.
Добро пожаловать в мою светлую горницу!
Посмотрите, ребятушки, сколько здесь интересных вещей,
Вот вчера мне пришла посылка от ребят из разных уголков нашей страны.
Они мне прислали разные картины. А что, на них нарисовано?
Вы мне поможете узнать? - (Да).
К каждой картине своя загадка.
( Достаю из конверта 1-ую загадку: Весна пригревает,
Он шубу надевает.
Зима подойдет,
Он шубу снимает.
( на мольберте выставлен ряд иллюстраций: леса, реки, моря, поля, гор. Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением леса)
Василиса. Да это - (Лес)
- Как вы догадались, что это лес? (Много разных деревьев)
- Названия каких деревьев вы знаете? (Береза, ель,)
- А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали.
(Рассказы детей)
- Красиво в лесу? Вам там понравилось?
А какой в лесу чистый воздух!
(дети закрывают глаза и воображают, что они в лесу, вдыхают свежий воздух)
( Достаю из конверта 2-ю загадку: Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
(Обращаю внимание на иллюстрацию с изображением реки)
- А что это? (Река)
Ребенок. Это река. Она длинная, даже не видно конца.
(ст. возр.) А как красиво по берегам реки! Мы с дедом ездили на рыбалку,
ловили рыбу. На реке мы загорали, играли с песочком, купались.
Наш город стоит на великой, русской реке Волге. Она красивая, ее
называют матушкой, кормилицей.
Василиса. Вспомните пословицы о Волге.
Дети. Волга - всем рекам мать.
Волга - всем рекам Родины царица, ни одна не может с ней
сравниться.
Василиса. Красиво на речке?
( Загадываю 3-ю загадку: Кругом вода,
А с питьем беда.
(Обращаю внимание на иллюстрацию с изображением моря)
- А вот это, что? (Море)
Ребенок. Море красивое. вода в море синяя, зеленая, Оно такое огромное,
(ст. возр.) что не видно берегов. Я с мамой была на море. Вода в море
соленая, прозрачная, на море тепло.
( Загадываю 4-ю загадку: Матушкой весной -
В платьице цветном.
Матушкой зимой -
В саване одном.
(обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением поля)
Василиса. А это что? (Поле)
Ребенок. Это поле. Полей в нашей стране много. Люди выращивают рожь,
(ст. возр.) пшеницу, из которых потом делают муку и пекут хлеб, который мы
едим каждый день. Поле желтое, золотистое, оно похоже на море
только золотистое. Когда дует ветер, то по полю проходят волны,
как на море. У моря не видно другого берега, а у поля не
видно другого края.
Василиса. Поэтому и говорят, что поле - бескрайнее.
Давайте скажем шепотом - бескрайнее, тихо -, громко - …
(Дети с разной силой голоса произносят слово бескрайне)
Красивое поле?
(Обращаю внимание детей на иллюстрацию с изображением гор)
А вот здесь вряд ли кто-нибудь из вас был. Что это? (Горы)
Да, это горы. Какие они, что вы можете о них сказать? (Высокие,
красивые,) А что лежит на вершине гор? (Снег). Правда, очень
красиво?
Горный воздух чистый, полезный, лечебный, люди там долгожители.
Посмотрите, как красивы и лес, и река, и море, и поля, и горы.
Все это наша с вами страна, наша Родина. Как она называется?
Дети. Россия.
Василиса. «Как повезло тебе и мне:
Мы родились в такой стране,
Где люди все - одна семья,
Куда ни глянь - кругом друзья».
Василиса. А может кто из вас стихотворение о Родине прочитает?
(Девочка читает стихотворение о Родине)
Вижу чудное приволье, Вижу горы - исполины,
Вижу нивы и поля: Вижу реки и моря:
Это - русское раздолье, Это - русские картины,
Это - русская земля! Это - Родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это русская -- сторонка,
Это - Родина моя!
Василиса. Россия очень большая, богатая и красивая страна! И живут в ней
очень талантливые люди. И чего только русский народ не умеет
делать - и сказки сочинять, и песни, и потешки, и разные красивые
предметы делать.
Сейчас мы с вами поиграем в одну русскую народную игру. Русский
народ придумал ее очень давно, но играют в нее дети до сих пор.
(Подвижная хороводная игра «Где был, Иванушка?»)
дети садятся на лавочки
Василиса. Я хочу послушать, как вы читаете русские
народные потешки и песенки, а вы хотите почитать? (Да, хотим).
А ты. Ирочка, хочешь почитать потешку? (Да, хочу). …
(Дети читают потешки про кота)
1ребенок. Как у нашего кота, шубка очень хороша,
(ср. воз.) Как у котика усы, удивительной красы.
Глаза смелые, зубки белые.
Выйдет котя в огород, всполошится весь народ.
И петух, и курица с деревенской улицы.
2ребенок. Пошел котик на Торжок,
(ср. воз.) Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть или Бореньке снесть?
Я и сам откушу, да и Бореньке снесу.
3ребенок. Киска, киска, киска, брысь
(ср. воз.) На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
(Дети произносят потешку с разной интонацией, с разной силой голоса)
4ребенок. Кот на печку пошел,
(ср. возр.) Горшок каши нашел.
На печи калачи.
Как огонь, горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.
(Василиса хвалит детей)
Василиса. Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы
читали русские народные песенки и потешки про кота. А вы знаете
почему русский народ так любил сочинять про кота?
(Ответы детей)
Ребенок. В старину существовало такое поверье, если трех цветная кошка
(ст. возр.) зайдет в дом, то она принесет этому дому счастье. Поэтому в новую
избу первой пускали кошку.
Мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку.
Существовал обычай класть в колыбель спящего кота,
чтобы ребенок лучше спал.
Василиса. Молодец! Поэтому и было придумано много потешек, колыбельных
песенок связанных с житием-бытием домашнего кота: он и на
торжок идет, и лыко в лесу дерет, и лапти плетет, и люльку (зыбку)
качает за угощение.
Дети, а вы знаете, что такое колыбелька?
(Ответы детей)
Василиса. Кроватка для малышей называлась колыбелька. Это слово
произошло от старого русского слова «колыбать», что значит качать.
А еще она называлась зыбка. Тоже слово старое и происходит от
слова «зыбать» - «качать», есть и еще одно название «люлька».
Зыбка, люлька подвешивались к потолку. Мамы не просто качали в
кроватках своих деток, но и пели им колыбельные песни.
5ребенок. Уж ты, котенька-коток,
(ст. воз.) Котя, серенький лобок!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога и кувшин молока.
Ты уж ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.
Василиса. Вот такими добрыми, ласковыми песнями мамы желали своим
малышам счастья, здоровья, радости. И все эти песенки тоже
придумал русский народ. А сейчас давайте поиграем в русскую
народную игру «Две тетери».
(Подвижная игра «Две тетери», водящих выбираем считалкой, считает ребенок старшего возраста:
Петушок, петушок,
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнем
Сколько перышек на нем
1, 2, 3, 4, 5 невозможно сосчитать.
Василиса. Молодцы, ребята! Я хочу вам рассказать русскую народную сказку.
Эта сказка про страх.
А вы знаете, что такое страх? (Когда кто-то чего-то боится) .
а чего можно испугаться? (Ответы - предположения детей)
Иногда, например, в темноте можно испугаться того, чего нет на
самом деле. Вот такое произошло с героями русской народной
сказки, которая называется «У страха глаза велики»
(садимся на коврик, старшие девочки помогают воспитателю рассказывать сказку
зайка - Егор, бабушка - Настя, внучка - Дарина,
курочка - Саша, мышка - Маша)
Василиса. Что же произошло на самом деле? А что подумали перепуганные
звери? Вот какую интересную сказку сочинил русский народ, чтобы
посмеяться над трусишками.
Василиса. Детушки, чем же вы порадовали Василису?
Дети. Мы играли в русские народные игры,
прочитали русские народные потешки и песенки, послушали
русскую народную сказку «У страха глаза велики».
Василиса. Когда вы придете ко мне еще раз в гости, я познакомлю вас с
другими р/н сказками, потешками, песенками.
Их русский народ сочинил видимо-невидимо.
Ребенок. И в старину далекую ребятишки любили слушать бабушкины сказки.
(ст. возр.) Они садились поближе к печке, ведь печь-то была главная в доме.
Василиса. Почему? -- (печь кормила, согревала)
Да русская печь отапливала жилье. Затрещит мороз на дворе, завоет
ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. В печи готовили пищу,
выпекали хлеб, варили квас, сушили одежду, раньше даже и мылись
на печи. Обращались к печи ласково:
Ой ты, печка - сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Помоги и спаси,
В дом богатство принеси.
Василиса. Пока мы любовались картинами нашей Родины, да в игры играли,
потешки читали да сказки слушали, печка - сударыня решила нас
порадовать
(Василиса достает из «печи» пирожки)
Василиса. Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Три корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не найти едоков!
Хозяйку потешьте -
Пирогов моих поешьте!
Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Дети благодарят Василису, прощаются и под песню «С чего начинается Родина» уходят в группу.