Светлана Сурнина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Как животные от врагов спасаются»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
тема «Как животные от врагов спасаются»
Султанова С. В., воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 60»
г. Березники, Пермский край
Возрастная группа: подготовительная группа (6 - 7 лет)
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Как животные от врагов спасаются“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
• на основе представлений детей о жизни животных уточнить знания о защитных приспособлениях к среде обитания, вызвать интерес к животному миру;
• формировать начало логических операций анализа и синтеза;
• продолжать формировать умение вести диалог;
• воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к мнению другого: умение говорить, слушать другого, слышать себя.
Оборудование: картинки с изображением животных (по количеству детей); глобус; яркие картинки с изображением ландшафтов; шапочки – маски: зайца, обезьяны, зебры, божьи коровки; картинки – пазлы с изображением растительного и животного мира джунглей и леса; волчки с полосатой чёрно – белой бумагой.
Предварительная работа: ведение ежедневной рубрики «Мы их знаем», статей, ведущих рассказ от имени животных, чтение Г. Скребицкий «Белая шубка».
Ход совместной деятельности:
Педагог берёт глобус, начинает вращать его, называя материки, океаны; подходит с глобусом к ковру с разложенными на нём подушечками, садиться, начинает раскладывать и называть ландшафты. Рассматривает их, отыскивает возможные расположения на глобусе.
Воспитатель: Как прекрасна природа Земли! Как она величава и спокойна. Так кажется человеку, смотрящему на природу. Как вы думайте, а животным спокойно жить в природе? (ответы детей)
Оказывается, жизнь животных в природе не так уж спокойна. Там постоянно идёт борьба, незаметная человеку. Но с кем и за что они борются? Интересно вам узнать?
Тогда я вас приглашаю на встречу с животными. Тихонько послушаем их разговоры.
(заранее подготовленные дети надевают шапочки – маски и рассаживаются на поставленные перед ковром стулья).
Воспитатель: Тень – тень, потетень.
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Чем же хвастались животные друг перед другом? Оказывается, тем, кто как от врагов своих полянки (заяц - летом).
Ребё нок - обезьяна:
Чьи ужимки без труда?
Повторяет детвора?
Кто живёт среди лиан?
Стая диких…
Все ли вы меня узнали! Вы хорошо знаете меня? Я, обезьяна, отношусь к млекопитающим. Как вы думаете, как я могу спрятаться от своих врагов?
Коричневая окраска шерсти обезьян джунглей совпадает с цветом стволов деревьев. Да, мои враги очень опасные, сильные. Я тоже их очень боюсь. Увижу хищника – прижмусь к стволу и замру., глядишь и хищник мня не заметит.
Воспитатель: Предлагаю поиграть с обезьяной и с зайцем! Здесь у меня части двух больших пазлов – места обитания обезьяны и зайца. Объединимся на две команды. В команде зайца будут те, у кого круглые подушечки, в команде обезьяны – у кого подушечки квадратной формы. (дети объединяются в команды). Ребята, устроим мини-соревнование? Какая команды быстрее собирет пазлы (команды собирают пазлы – картинку с изображением джунглей, леса с их обитателями).
Воспитатель: Молодцы! А теперь посмотрите на свои картинки и скажите, что общего у них? Чем они отличаются? (ответы детей)
(после игры дети усаживаются на ковёр)
Ребёнок – зебра: Все ли вы меня узнали? Кто я? (ответы детей)
У нас полосатый окрас на первый взгляд кажется очень заметным. Но когда я спасаюсь от врагов и начинаю быстро двигаться, мои полоски как бы сливаются и создают общий сероватый тон. Хищники хорошо видят мирно пасущуюся зебру (которая стоит) и плохо различают скачущую зебру.
Воспитатель: У меня есть волчки, предлагаю вам их покрутить. Верхняя поверхность раскрашена в белые и чёрные полосы. Покрутите волчок, что вы заметили? При вращении волчка хорошо видно, как полосы теряют свои чёткие контуры и сливаются в единый сероватый тон.
Ребёнок – божья коровка: Узнали вы меня? Кто я? (ответы детей). Правильно, я божья коровка, у меня яркая заметная окраска, она помогает мне остаться в живых. Всего один раз птица клюнет жучка, а неприятный вкус на всю жизнь запомнит. Своей яркой окраской я как будто предупреждаю: «Будь внимателен! Есть нельзя! Я невкусная!».
Воспитатель: Вот так спор, вот так разговор! Оказывается тяжёлая жизнь животного мира, но природа позаботилась и дала каждому защитные приспособления для спасения от врагов.
А под вашей подушкой - сюрприз. Что там? (дети достают картинку с изображением животного).
Воспитатель: Вы животным становитесь и в него вы превратитесь.
Раз, два, раз, два начинается игра.
(Далее педагог обращается к детям спрашивая, какими они стали животными и предлагает сказать, как это животное спасается от врагов.)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем, про животных все узнаем :
- подбегут ко мне те животные, кто спасается, убегая от врагов.
- попрыгают те животные, кто спасается, прячась от врага.
- похлопают в ладоши те животные, кто спасается, предупреждая врага защитной окраской.
Верно поступили те ребята, которые выходили ко мне не один, а два раза, поскольку у животных часто бывает не одно, а несколько приспособлений для защиты от врагов!
Воспитатель: 1, 2, 3, 4, 5 – стали вы детьми опять.
Воспитатель: (берёт глобус) Как прекрасна природа Земли! Как она величественна и спокойна! Так кажется человеку, смотрящему на неё. А так ли это на самом деле?
Узнали ли вы сегодня что-то новое? Что вас удивило? С кем было интересно общаться? Вспомните, для решения проблемы мы объединялись в команды, а какие еще способы объединения в команды вы знаете (педагог с детьми делают общее совместное обобщение)
спасается (далее подготовленные дети от имени животного ведут беседу с детьми и педагогом).
Ребёнок – заяц: Все ли меня знают? Все ли узнают? Кто я? (заяц.)
Я, заяц, очень храбрый зверёк! Никого не боюсь! Вы со мною согласны? Так ли это? Вы хорошо меня знаете. А кого же я так боюсь, кто мои враги? (волки, лисы.) Да мои враги – звери серьёзные, сильные. И я действительно, их боюсь. Но всё, же я - храбрый зверёк! Потому что мы, зайцы умеем спасаться от своих врагов. Может вы знаете как? (высказывание детей). Правильно вы отметили, что зайцы умеют быстро бегать, а когда надо, то и прыгать. А ещё мы умеем прятаться. В этом нам помогает наша шёрстка. Зимой наша шёрстка беленькая, как раз под цвет снега. Пойди–ка, волк или лиса, заметь такого на снегу! Но летом белый заяц виден в лесу как на ладони. Поэтому к лету мы, зайцы, меняем свою белую шубку на незаметную серую.
Воспитатель: Предлагаю проверить! Для этого мы возьмём контур зайца, который с одной стороны – белый, а с обратной серый.
(Воспитатель предлагает детям приложить контур к белому листу бумаги (заяц – зимой, а затем – к иллюстрации с изображением летней лесной