Наталья Скрыпченко
«Синие узоры на белоснежном поле». Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «СИНИЕ УЗОРЫ НА БЕЛОСНЕЖНОМ ПОЛЕ»
Программное содержание: Расширять знания детей об истории гжельского промысла. Учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла: качество материала и способы его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Учить рисовать цветок Гжели двойным мазком, получая цвет и оттенок и украшать изделия гжельскими узорами.
Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно – прикладного искусства. Развивать чувство ритма, цвета, декоративное творчество детей.
Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к народным мастерам.
Публикация «„Синие узоры на белоснежном поле“, Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Оборудование: выставка изделий гжельских мастеров – «Эта звонкая сказка – Гжель». Гуашь белая и синяя, альбомный лист, кисти, подставки под кисти, салфетки, баночки с водой «непроливайки».
Литературный ряд: стихотворение про «Гжель» М. Г. Аверьянова
Предварительная работа: рассматривание изделий народно декоративно-прикладного искусства на полочке красоты, лепка из пластилина предметов посуды: чашка и блюдце, и покрытие их белой водоэмульсионной краской.
Ход образовательной деятельности
ЗАНЯТИЕ № 1
1. Постановка цели
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. У вас хорошее настроение? Давайте пожелаем всем доброго утра.
Динамическая пауза «Доброе утро»
Доброе утро! Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны
И сегодня весь день,
Будет веселее. Хлопают в ладоши
Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки! Выполняя «фонарики»
Разотрём ладошки,
Сильнее, сильнее! Выполняют движения по тексту
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём
И здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова, Разводят руки в стороны.
Будьте все здоровы!
2. Основная часть
- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев.
На столе расставлены фарфоровые чайники, чашки с блюдцами, или на мольбертах развешаны репродукции этих изделий. Дети рассматривают изделия.
Такие изделия называются «гжель», по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!
- Назовите основные элементы росписи? (прямые, волнистые линии, точки, листья)
Но самый излюбленный узор, как вы уже определили – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.
Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые.
Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
Гжельские мастера – большие фантазеры. Одни чашки – стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.
Вся посуда лепилась и расписывалась вручную. История Гжели насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас.
Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия –
Море красоты!
3. Практическая часть
Воспитатель показывает приём рисования гжельской розы. С помощью капельки воды отмечают середину цветка, рисуют концом кисти синей краской середину цветка и несколько округлых лепестков. Каждый лепесток раскрывают синей краской приёмом мазка с растяжением синего цвета от тёмного до светлого оттенка.
Во время практического выполнения работы воспитатель оказывает помощь тем, кто в ней нуждается.
4. Итог и рефлексия деятельности
- Почему данный промысел называется гжельским?
- Из чего мастера делают гжельские предметы?
- Какие элементы гжельской росписи можно выделить?
- Как ты думаешь, для чего нужны гжельские предметы?
На следующем занятии вы тоже будете гжельскими мастерами, расписывая вылепленную заранее посуду.
ЗАНЯТИЕ № 2
На прошлых занятиях мы вылепили посуду для росписи, а сегодня попробуем их расписать. Поучимся у настоящих гжельских мастеров.
- Вспомните и назовите основные элементы гжельской росписи?
Педагог предлагает детям придумать узор и расписать чашку и блюдце гжельскими узорами. В случае затруднения, дети могут воспользоваться подлинными образцами гжельских предметов.
- Сейчас каждый из вас приступит к росписи, пользуясь только одной краской – синего цвета. Каждый попробует создать свой узор, используя традиционные мотивы гжельской росписи. Композиция рисунка – крупный рисунок в центре и мелкий узор по краю изделия.
1. Самостоятельная творческая работа
Динамическая пауза «Для начала мы с тобой…».
Для начала мы с тобой
Крутим только головой
Корпусом вращаем тоже
Это мы, конечно, сможем.
А теперь мы приседаем
Мы прекрасно понимаем –
Нужно ноги укреплять,
Раз, два, тир, четыре, пять.
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны
Прогнулись.
От разминки раскраснелись
И на место снова сели.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
2. Обсуждение работ, подведение итогов деятельности
- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
- Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?
- Было ли вам интересно?
- Что запомнилось на занятии? Понравилось?
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
Приятно видеть красивые вещи, учиться самим, украшать их. И сегодня, друзья мои, вы стали настоящими народными умельцами.