Светлана Карпенко
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Исследователи подводного мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему «Исследователи подводного мира».
Образовательная область: познавательная.
Интеграция областей: развитие речи, социально-коммуникативное.
Лексическая тема: «Водоемы и их обитатели».
Вид занятия: занятие-путешествие.
Форма образовательной деятельности: НОД.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе „Исследователи подводного мира“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: продолжать формировать элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Закреплять навыки счета в пределах 10, в прямом до 20-ти и обратном порядке с 10-ти.
- Развивать умение составлять целый круг из частей.
- Уточнить представления о четырёхугольнике.
- Закреплять знание цифр, знаков, умение устанавливать неравенство групп предметов.
- Совершенствовать у детей временные представления:, дни недели, понятия: вчера, сегодня, завтра.
- Закреплять пространственные представления на плоскости (вверху, внизу, слева, справа).
- Продолжать учить решать арифметические задачи.
- Воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Планируемый результат.
- дети умеют составлять круг из пяти частей;
- могут устанавливать неравенство в группах предметов, используя знаки;
- дети ориентируются на плоскости, выполняя словесные инструкции педагога;
- дети понимают условие задачи и могут оформить ее решение с помощью цифр и знаков;
- дети уточнят свои знания о времени.
Предварительная работа. Беседа, чтение книг, рассматривание иллюстраций о подводном мире.
Оборудование и материалы. Фото батискафа на морском дне, 2 разрезанных круга на 5 частей, карточки с цифрами, карточки со знаками, рыбки разных цветов на магните, картинки с осьминогами, магнитная доска, мяч, звезды с задачами, карточки с изображением медуз и жемчужин на магните, листы бумаги формата А5, цветные карандаши, счетные палочки.
Ход занятия.
Вводная часть.
Дети сидят на паласе.
Воспитатель задает детям вопрос о теме недели. (Профессии) Спрашивает, какие профессии, связанные с морем, водой, дети знают. Предлагает побывать в роли исследователей морских глубин.
Образованными должны быть люди такой профессии?
Воспитатель предлагает проверить, насколько смышлены дети и готовы к путешествию.
Игра с мячом.
* Сколько дней в неделе?
Назовите рабочие дни недели?
Назовите выходные?
Какой день недели сегодня?
Какой день недели будет завтра?
Назовите второй день недели.
Назовите пятый день недели.
Основная часть.
Воспитатель делает вывод о готовности детей к путешествию и зачитывает письмо с заданиями от главного океанолога: собрать батискаф, узнать, куда плывут разноцветные рыбки, сравнить количество осьминогов, решить задачки от морских звезд, привезти необычных рыб для аквариума.
Задание для подгруппы «Собери батискаф».
- На дно морское можно опуститься с помощью батискафа. У нас на столе и на доске есть детали от батискафа, их нужно собрать, так чтобы получилась геометрическая фигура. Дети делятся на две подгруппы и собирают на столе геометрическую фигуру. Затем воспитатель предлагает рассмотреть фото с батискафом. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью.
- Сколько деталей нам понадобилось, чтобы собрать весь батискаф? Верно, 5 деталей. Какой формы наш батискаф? Ребята, какой формы центральная часть батискафа? (правильно, четырехугольной). Как называется эта фигура? (четырехугольник). Как вы догадались? (4 угла, 4 стороны, 4 вершины). Повторяем «четырехугольник». Какие фигуры вы знаете, которые тоже можно назвать четырёхугольником? (верно прямоугольник, квадрат, ромб).
Итак, наш батискаф готов к погружению. Ведем обратный отсчет от 10. Дети делают круг и начинают отсчет, на последней цифре приседают. Начинаем погружение. Теперь мы на морском дне и можем начать изучать подводный мир.
Воспитатель приглашает детей за круглый стол. Мы внутри батискафа. Прямоугольная доска — наш иллюминатор. Вспоминаем задание главного океанолога. Посмотрите, сколько здесь много разноцветных рыбок. Воспитатель указывает на карточки с рыбками на доске.
Игра «Куда плывут рыбки?»
Давайте посчитаем сколько их? (Счет до 10)
- Посчитайте сколько рыб плывет вправо?
- Сколько влево? - Сколько вверх? - Сколько вниз?
- В какую сторону плывет зеленая рыбка?
- В какую красные рыбка?
Сравниваем осьминогов.
Посмотрите, это две семейки осьминогов (на доске). Они перепутались и не знают, в какой стае их больше, помогите сравнить их по количеству. Какие знаки мы используем при сравнении двух групп предметов? (<, >, =)
- На столах количество осьминогов обозначьте цифрами и поставьте между ними нужный знак. Сколько зеленных осьминогов? Сколько красных? Каких осьминогов больше? Расскажите какие ты цифры выложили. Какой знак поставили?
В нашем батискафе очень тесно. Нам нужно подвигаться, размяться.
Физкульт-минутка.
Жил да был один налим.
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки.
По четыре раза в сутки.
И учили их считать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Идём дальше.
Задачки от морских звезд.
Посмотрите, какие красивые морские звезды. Но, по-моему, нам звезды приготовили задачки, давайте их решим. Я буду читать условие задачи, а вы будете решение выкладывать с помощью цифр и знаков. Один ребенок выполняет задание у доски, другие с помощью счетных палочек и цифр за столами.
В море плавало 3 медузы. К ним приплыла еще одна. Сколько медуз плавало в море? (3+1=4). Разбор задачи: условие, вопрос, решение и ответ.
На морском дне лежало 5 жемчужин, 1 жемчужину подняли на сушу. Сколько жемчужин осталось на морском дне? (5-1=4). Разбор задачи.
Все задания главного океанолога мы выполнили?
Давайте прихватим с собой три рыбки для коллекции.
Нам пора поднимать батискаф. Только подниматься на поверхность нам надо медленнее. Давайте снова посчитаем. Счет до 20-ти.
А знаете вы, что ученые из своих путешествий привозят редких морских животных и рыб для того, чтобы изучать их повадки. Как вы думаете, где они их держат?
Ответы детей.
Я предлагаю вам попробовать начертить аквариум такого ученого и разместить все в нем в определенном порядке. Берем листы бумаги прямоугольной формы. Аквариумы обычно вытянуты по вертикали или горизонтали?
Графический диктант «Аквариум».
В левом нижнем углу находится камень. Обозначим его квадратом черного цвета. В правом нижнем углу находится большая раковина — треугольной формы синего цвета. Внимание, сейчас мы будем рисовать рыбок, они будут разного размера. Рыбки будем рисовать овальной формы. В центре плавает большая рыбка желтого цвета. В правом верхнем углу маленькая рыбка зеленого цвета. В левом верхнем углу средняя рыбка красного цвета.
Сверим наши схемы. Они должны быть одинаковыми.
Воспитатель приглашает детей собраться на паласе.
Заключительная часть.
Вот теперь мы выполнили все задания. Пора подводить итоги. С каким предметом было связано наше путешествие? (математика) Интересно быть исследователем подводного мира? О каком подводном аппарате вы сегодня узнали? Что понравилось делать нашим исследователям больше всего?
Оценка воспитателем деятельности детей на занятии.
В следующий раз на занятии по математике мы попробуем освоить еще какую-нибудь профессию, например ботаника, посчитать и сравнить первые цветы в весеннем лесу, тем более, что весна совсем скоро.