Дерябина Татьяна
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию подготовительной группе «Никто не забыт, ничто не забыто…»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Никто не забыт, ничто не забыто…»
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину, на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
Задачи.
Познавательные:
- Познакомить детей с героями Великой Отечественной войны: Гастелло Н. Ф., Лазарев И. Р.
- Раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы;
Темочки:
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные :
- Воспитывать у детей патриотические чувства к своей Родине;
- Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину;
- Формировать чувство гордости и уважения к воинам- защитникам.
Развивающие:
- развивать речь, внимание, память детей;
- активизировать мыслительную деятельность;
- учить детей отвечать полным ответом.
Продолжительность: 30 мин
Обогащение словаря: механизированной колонне, огненный таран, озера Хасан, Президиума Верховного Совета СССР, Аллея героев, братское захоронение, краеведческий музей; Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический.
Предварительная работа. (Приложение 1.)
- беседа о Дне Победы.
- рассказы воспитателя о Великой Отечественной войне и её героях (Гастелло Николае Францевиче, Лазареве Иване Романовиче).
- чтение произведений о Великой Отечественной войне.
- экскурсия к памятнику погибших воинов в г. Пустошка.
- экскурсия в краеведческий музей г. Пустошка.
- разучивание стихотворений, пословиц и поговорок, посвящённых Великой Отечественной войне.
Методы и приё мы:
Наглядный, художественное слово, игровой.
Материал и оборудование. (Приложение 1,2)
- книжная выставка, посвящённая ВОВ.
- репродукции картин, иллюстраций на военную тематику.
- иллюстрация с изображением памятника русскому солдату в Берлине.
- искусственные гвоздики для игры «Каким должен быть воин- солдат?».
- звезда, вырезанная из картона.
- фонограммы песен «День Победы», «О героях былых времен…», «Поклонимся великим тем годам».
- иллюстрации Героев Советского Союза: Гастелло Николай Францевич, Лазарев Иван Романович.
Ожидаемый результат: В ходе проведенных мероприятий, посвященных Дню Победы, дети научатся ориентироваться в истории нашей страны, запомнят и раскроют для себя смысл понятий: ветераны, оборона, захватчики, фашистская Германия, блокада, концлагерь, фронт, тыл, Отечество, малая родина и другие; продолжится формирование чувства гордости за свой народ и его боевые заслуги, чувства уважения к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны и сострадания к людям, пострадавшим во время войны. Проявится заинтересованность к истории семьи и истории Псковского края и города Пустошки.
Ход НОД:
Мотивационно- побудительный этап.
Воспитатель : Каждый день солнышко выходит, чтобы обогреть всю землю лаской и теплом. Все радуются солнышку! Давайте и мы порадуемся ему. Улыбнитесь! Если все люди на земле будут радоваться друг другу, улыбаться, то у нас на Земле всегда будет мир, согласие и порядок. И никогда не будет войны!
Дети, присаживайтесь пожалуйста на стульчики.
Звучит фонограмма песни «День Победы»
Воспитатель : Посмотрите, ребятки, как украшена наша группа. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
(О войне.)
Организационно-поисковый этап.
Воспитатель : Правильно, о Великой Отечественной войне, которая закончилась победой. Ребятки, очень скоро наступит долгожданный День Победы! Что это за праздник? Кто знает?
Дети: 9 мая – это день Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками).
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как принято отмечать этот праздник?
Дети: В этот день принято бывать на местах боёв, у памятников воинской славы, на могилах погибших воинов, возлагать живые цветы.
Выставляется картина с изображением памятника воину освободителю в Трептовом парке в городе Берлине, русскому солдату с девочкой на руках.
Дети рассматривают картину.
Воспитатель : Ребята, посмотрите на эту картину и скажите, кого вы видите на картине?
Дети: Это солдат, воин, мужчина.
Воспитатель : Почему вы думаете, что это солдат, воин?
Дети: Он одет в военную форму, на плечах у него плащ-палатка, одет в гимнастерку, военные сапоги, в руках держит меч.
Воспитатель : Молодцы, дети, вы все внимательно рассмотрели. На картине изображен памятник русскому солдату. Кого он держит на руках?
Дети: Ребенок, маленькая девочка.
Воспитатель : Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение Георгия Рублёва «Памятник», в котором говорится об одной истории, произошедшей во время войны.
Это было в мае, на рассвете.
Нарастал у стен Рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал.
И сейчас, в Берлине под обстрелом
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, можно назвать этого солдата героем?
Дети: Да.
Воспитатель : А какой подвиг совершил наш герой?
Дети: Спас маленькую девочку, рискуя своей жизнью.
Игра "Каким должен быть воин- солдат?»
Воспитатель : Ребята, возьмите по гвоздике и, положив её возле картины, скажите, какими характерными качествами должен обладать герой.
У детей в руках искусственные гвоздики, которые дети кладут возле иллюстрации, называя качества воина –защитника.
(Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)
Воспитатель : Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны воинам-солдатам. Благодаря огромному мужеству и готовности к подвигу народы нашей Родины защитили свою землю и победили врага. А победителя издавна славили в песнях, стихах, пословицах. Я предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о воинской храбрости и силе и назвать их.
Дети.
Умелый боец везде молодец.
Смелый побеждает, трус погибает.
Герой – за родину горой.
Честь солдата береги свято.
Жить – Родине служить.
Смелый боец в бою молодец.
Чем крепче дружба, тем легче служба.
Если армия сильна, непобедима и страна.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Звучит запись песни «О героях былых времен…»
Динамическая пауза
(физминутка) «Смелые солдаты»
Мы пока что дошколята,
Но шагаем как солдаты,
Раз, два дружно в ногу,
Три, четыре твёрже шаг.
На парад идут солдаты,
Они смелые ребята.
Воспитатель : Во время войны было совершено много героических подвигов, за которые награждали орденами, медалями, присваивали звание «Герой Советского Союза». Об одном из них нам расскажет Лера.
Ребёнок рассказывает о герое Гастелло Николае Францевиче. (Приложение 3.)
Родился в 1907 году в Москве. В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в город Луганск. Когда 22 июня 1941 года началась война, а уже 26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло на самолёте вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран – направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941г. Гастелло был посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза» с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина.
Воспитатель : Много наших земляков получили звание Героя Советского Союза. Уля. нам расскажет о подвиге нашего земляка Лазареве Иване Романовиче. (Приложение3.)
В д. Жаворонки Пригородной волости родился Лазарев Иван Романович. За мужество и героизм, проявленные в боях с японскими захватчиками у озера Хасан 25 октября 1938г. ему первому на псковщине и первому среди артиллеристов было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1941 году Иван Романович Лазарев, командуя полком, был тяжело ранен в боях под Москвой. Скончался в госпитале.
Воспитатель : Среди героев, защищавших Родину, были и наши односельчане. Аня нам подготовила рассказ о своем прадедушке участнике Великой Отечественной войны. (Приложение3.)
Воспитатель : Защищать Родину всегда было почётной обязанностью каждого. Родина помнит имена своих славных сынов и дочерей. Тех, кто сейчас среди нас и тех, кто уже никогда не вернётся. Почтим память погибших минутой молчания.
Звучит фонограмма тикания часов.
Все народы помнят и чтят память тех, кто погиб, защищая свою страну и свой народ. А как они их помнят?
Дети передают, вырезанную из картона звездочку друг другу, говоря о том, как помнят тех, кто погиб, защищая свою страну и свой народ.
• В память о героях поэты слагают стихи.
• Композиторы пишут песни.
• Им возводят памятники.
• Освящают храмы.
• Их именем называют города, села, улицы, микрорайоны, учебные заведения.
• О них снимают фильмы.
• Пишут книги.
• Приходят поклониться на братские могилы, к местам боевых сражений.
• Возлагают цветы, во время праздников, когда создают семью.
Наш народ глубоко хранит память о погибших воинах, в их честь воздвигаются памятники, монументы, зажигается Вечный огонь. Ребята, а какие памятники погибшим воинам в городе Пустошке или в районе вы знаете?
Дети: Аллея героев, братское захоронение, краеведческий музей.
Воспитатель : Правильно, молодцы. Приближается долгожданный День Победы, светлый и радостный праздник. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, отстоявших мир в жестокой битве. Всем защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным чистым небом. И когда наступит День Победы, вместе с родителями обязательно побывайте у памятников воинской славы. Поклонитесь их памяти!
Звучит фонограмма песни «Поклонимся великим тем годам»
Рефлексивно- коррегирующий этап.
Воспитатель : Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Дети: Много нового мы узнали о празднике Дне Победы, о героях войны.
Заключительный этап.
Рефлексия.
Воспитатель : Мне понравилось как вы сегодня работали, как отвечали на вопросы. На память я хочу подарить вам белых голубков, которые символизируют праздник День Победы и Мир! Давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем им до свидания.
Список использованной литературы
1. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей : содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1
2. Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию. Гладкова Ю. // Ребёнок в детском саду. - 2008. - №2.
3. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: https://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.
4. Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.
5. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. Изд. 2-е,испр. И доп. М. ,»Просвещение»,1978.256с.
6. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Электронный ресурс] // режим доступа: https://www.portal-slovo.ru.
7. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -Мозаика-синтез,2010. - 304с.