Алевтина Шатилова
Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Поможем Золушке попасть на бал»
▼ Скачать + Заказать документы
Поможем Золушке попасть на бал
Участники: дошкольники 6 – 7 лет.
Педагогический замысел:
Образовательная область: Социализация
Задачи: Развивать словарный запас детей за счет слов: вещество, растворить, частица, эксперимент, лупа, кристаллы.
Развивать интерес к экспериментированию, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя речь – доказательство.
Совершенствовать умение детей опираться на опыт экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования „Поможем Золушке попасть на бал“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- «Золушка»
- Темочки
Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать, выделять причинно – следственные связи.
Образовательная область: Коммуникация
Задачи:
Формировать умение работать в малых подгруппах, уметь прислушиваться к мнению других членов подгруппы и отстаивать свое мнение.
Развивать разные виды анализаторов.
Образовательная область: Познание
Задачи:
Продолжать формировать знания о свойствах некоторых веществ: соли и сахаре, сравнивать их между собой, выделяя и фиксируя сходства и различия.
Продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, карты наблюдений.
Закрепить признаки определения вещества при помощи алгоритмов.
Закрепить умение классифицировать вещества: на растворимые и нерастворимые, опираясь, на ранее полученный опыт.
Закрепить умение детей читать алгоритм и, опираясь на него, делать простейший опыт самостоятельно.
Образовательная область: Безопасность
Задачи:
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности в работе с веществами.
Образовательная область: Художественное творчество
Задачи:
Закрепить знание сказки «Золушка»
Содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, воображения.
Предварительная работа: Проведение опытов с водой на выявление свойства воды, рассматривание соли: поваренной, морской, океанической, чтение сказки «Золушка», чтение алгоритмов. Определение понятия – вещество. Экспериментирование на выявление свойств воды и льда. Проведение экспериментов на выявление растворимых и нерастворимых веществ.
Материал: конверт с письмом, написанное соком лимона, тазик с водой, пипетка, йод, алгоритм чтения письма, стаканчики разного цвета с солью и сахарным песком, стаканчики с водой, чайные ложечки по количеству детей, листы черного картона, лупы по количеству детей, алгоритм свойств соли и сахарного песка, алгоритм свойств материалов, опыта «шипучка» карта наблюдений, цветные карандаши
2 опыт: стакан с водой, чайная ложка, сода, яблочный уксус или сок лимона, сироп варенья, готовый овощной салат и тесто.
В НОД использованы методы и приемы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей
Ход совместной деятельности
Педагог: Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо!
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, это кот, как мышку,
На окошко заманил?
Вот оно. (Показывает) Но там ничего нет.
Но как прочитать его, я не знаю. Это, наверное, секретное письмо. Я только знаю, что оно от Золушки, так как здесь стоит подпись «Золушка».
Давайте прочтем его и узнаем, что Золушка хочет.
Опыт «Секретное письмо»
А вот вам подсказка. Выставляется алгоритм.
Какое слово у нас получилось – сос. Что означает это слово? (Кто-то зовет на помощь).
Ребята, Золушка очень хочет попасть на бал, но злая мачеха ей оставила столько заданий, что ей одной не справиться. Часть заданий Золушка выполнила, осталось совсем немного. Поможем Золушке?
Тогда давайте скажем наш девиз, который поможет нам в работе.
«Если только захотим – волшебство мы сотворим»
Ребята, давайте с вами вспомним правила, при которых работа наша будет успешной.
Не кричать
Не трогать без разрешения
Работать только на своем месте
Не пробовать на вкус без разрешения
Соблюдать осторожность (Выставляются алгоритмы)
Ребята, когда мы с вами смотрим на предмет, материал или вещество, что мы можем определить?
(По мере проговаривания правил, выставляются карточки со свойствами предметов или можно заранее выставить алгоритмы).)
Правильно:
1. Название материала или вещества
2. Состояние,
3. Форму,
4. Цвет,
5. Прозрачность.
6. Затем можно его понюхать и определить запах. Не забудьте о мерах предосторожности.
7. Если вещество съедобное, то определите вкус.
8. Легкое или тяжелое (если есть сомнения, то педагог проводит опыт на демонстрационном столе).
9. Растворимость.
10. Что из этого материала или вещества можно сделать?
Педагог: Вот перед нами стоят в стаканчиках два вещества. А что такое вещество?
Вещество - это то, из чего сделаны предметы, вещи.
Назовите, какие вы знаете вещества? (уголь, соль, сахар, глина, стекло, металл, пластмасса, резина, вода, воздух и др.)А какие вы знаете предметы, вещи? (стол, игрушка, велосипед и др.)
Чтобы Золушка смогла в дальнейшем обойтись без нашей помощи, мы будем отмечать наши результаты в картах успеха.
Злая мачеха дала Золушке задание : приготовить овощной салат и испечь сладкий пирог. Вот они. (показ салата и теста). И вот два стаканчика, в которых находится сахарный песок и соль. Как отличить соль и сахар Золушка не знает.
- Можно их отличить по внешнему виду?
- Что мы можем сказать об этих веществах? (Они оба белые)
- Попробуйте осторожно понюхать. Правильно, ведь это сыпучие вещества и, определяя их запах, их нельзя близко подносить к носу.
- Одинаково ли они пахнут?
Вещества одинаковые по цвету соль и песок, но разные по запаху.
Сейчас мы попробуем рассмотреть частички этих веществ и узнаем, одинаковой ли они формы?
Опыт: Положите перед собой черные листы картона и приготовьте лупы.
- Для чего нужны лупы? (Они в несколько раз увеличивают объект)
Из каждого стаканчика ложечкой отделите несколько кристаллов и поместите на разные углы черного листа. Рассмотрите их через лупу. Одинаковые ли частицы по форме?
- На что похожи частицы? А другие? Верно, одни частицы похожи на горошины или шарики, другие – на кирпичики.
- А что можно сказать об их величине? Горошины меньше кирпичиков.
Мы с вами знаем, что пробовать незнакомые вещества нельзя.
-Почему? Потому что есть вещества горькие, а есть опасные для здоровья.
Но мы знаем, что здесь соль и сахар. Но вспомните сначала, какая на вкус соль, сахар.
Осторожно наберите на кончик палочки те кристаллы, которые крупнее и имеют форму кирпичиков. Попробуйте их. Какие они на вкус? Правильно, сладкие. Значит, какое это вещество? Сахарный песок. В каком он находится стаканчике?
В оранжевом.
А можете ли вы сейчас сказать, какими на вкус будут частицы вещества в форме горошин? Правильно, они соленые. Потому что это соль. Значит, соль находится в каком стаканчике? В голубом.
В чем сходство и различие соли и сахарного песка? (Ответы детей.)
Соль и сахарный песок одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, к тому же, у них разная величина частиц и форма. А теперь посолите салат и положите в тесто сахар.
Это задание мы выполнили отлично. Молодцы!
А сейчас мы с вами поиграем и заодно поможем Золушке определить, какие вещества растворяются в воде, а какие нет. Игра называется «Кладовочка». Мы сейчас наведем порядок и расставим все вещества на полочки. На первую полочку расставляем растворимые вещества, а на вторую – нерастворимые.
Дети проверяют правильность выполнения работы.
(Во время игры приготовить оборудование к следующему опыту.)
Мачеха наказала Золушке к их приезду приготовить лимонад, так как после бала у принца их будет мучить жажда.
Я знаю рецепт приготовления лимонада – шипучки. Вот посмотрите, как надо это делать. (Выставляется алгоритм)
Опыт
Растворите в стакане воды полчайной ложки соды.
Изменилась ли вода? Какая она стала? (Мутной)
Попробуйте чуть-чуть на вкус.
Какая вода стала на вкус?
А теперь добавим 1 столовую ложку яблочного уксуса или лимонного сока.
Смотрите, что происходит! Вода шипит. Выглядит очень аппетитно, как в покупной газировке.
Как вы думаете, вода все такая же не вкусная?
Давайте попробуем немного. Вкусно? Получилась настоящая газировка.
Но это еще не все. Добавим в газировку сироп. Какой вы хотите добавить сироп. Если сироп из вишни, значит это какой сироп? (Вишневый)Вот этот сироп из яблок, значит, он - яблочный. Вот еще есть сироп из клубники, следовательно это - клубничный. Какой сироп мы будем добавлять, вы выберите сами. Посмотрите, что получилось. У нас получился лимонад яблочный. клубничный, вишневый.
Как изменился цвет напитка?
Как вы думаете, понравится такой напиток мачехе?
А теперь давайте вспомним, куда спешила Золушка?
Посмотрите мы выполнили оставленную мачехой работу для Золушки и теперь она сможет отправиться на бал.
А теперь давайте расскажем, как мы помогали Золушке. Вот наша карта успехов.
Кто расскажет? А что еще не хватает Золушке, чтобы попасть на бал? (хрустальных туфелек)
В подарок Золушке мы подарим нашу карту успехов и вот эти хрустальные туфельки.
Планируемый результат:
1. Закрепили понятие «вещество», что вещество может быть растворимым и не растворимым.
2. Научились при помощи алгоритма чтению письма.
3. Научились при помощи карт успеха составлять рассказ о своей исследовательской деятельности
4. Научились работать в командах, считаться с мнением товарища.
5. Закрепили знания о свойствах соли и сахарного песка, умение сравнивать их между собой при помощи различных анализаторов и заносить свои наблюдения в карту успеха.