Светлана Мёд
Конспект НОД для старшего дошкольного возраста «Ознакомление с природой Коми»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дары леса».
Образовательные области: «Познание»; «Коммуникация»; «Художественное творчество»; «Музыка»; «Чтение художественной литературы», «Безопасность».
Цель: формировать у дошкольников начальные представления о природе Коми Края.
Задачи:
Знакомить детей с природой Коми Края.
Уточнить знания детей о лесе, о том, что растет в лесах.
Публикация «Конспект НОД для старшего дошкольного возраста „Ознакомление с природой Коми“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Коми Республики
- Республика Коми
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Учить узнавать и описывать дары леса по картине, иллюстрации, гербарию.
Учить описывать дары леса последовательно, уметь находить точные эпитеты, образные сравнения
Учить узнавать по вкусу заготовленные на зиму дары леса
Закрепить знания о том, что заготавливают из даров леса.
Воспитать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, заботу о лесе, о его богатствах.
Активизировать словарь: подберезовик, подосиновик, белый гриб, маслята, волнушки, мухомор, поганка, клюква, брусника, морошка, малина, смородина, голубика, солить, мариновать, сушить, морс.
Предварительная работа: экскурсия в лес, сбор ягод, рассматривание иллюстраций: «грибы», «ягоды». Разучивание загадок, поговорок, пословиц, стихов. Игры: «Грибная пора», «Что где растет?»
Оборудование:
Гербарий ядовитых растений.
Иллюстрации грибов, ягод.
Блюдце с вареньем из черники, голубики, малины, смородины.
Натуральная клюква, брусника.
Морс из клюквы.
Веточки черники, голубики.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение;
«Кружат листья над дорожкой,
Лес прозрачен и багрян,
Хорошо бродить с лукошком,
Вдоль опушек и полян!
Мы идем, и под ногами
Слышен шорох золотой,
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.»
Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
А как вы догадались? (ответы детей).
Воспитатель:Как можно назвать лес в период золотой осени? (багряный, золотой).
Осенью лес умеет быть не только красивым, но и богатым.
Какие ягоды можно собрать в нашем лесу?
Ответы детей : рябина, черника, брусника, морошка, смородина, клюква, малина, голубика, шиповник.
Воспитатель: Ягоды очень вкусные и полезные, из них готовят варенье, морс, компоты. В ягодах очень много витаминов, которые нужны людям, особенно зимой.
Воспитатель предлагает картинки с ягодами.
(дети по очереди подходят к столу и берут картинки с ягодами)
Рассказы детей :
Черника – очень вкусная ягода. Ягодки как шарики, на вид черные. Пачкаются от ягод и губы, и язык, но ягода имеет приятный вкус, из нее варят варенье, кисель.
Воспитатель: «Сколько бус рассыпано по лесной опушке,
Девочки – подружки соберут их в кружки.
Трудятся, стараются девочки проворные,
Потому что вкусные эти бусы черные».
Смородина – Вырастает красная и черная. Загадывается загадка: «Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая – чернеет» Плоды висят как гроздья. У красной ягоды крупные, в черной – больше всего витамин. Листья используют при засолке, можно заварить чай.
Морошка – Это самая любимая ягода северян. Она похожа на малину, только желтая. Она мягкая, душистая, из нее готовят Варенье. Северные хозяйки готовят пироги с морошкой.
Рябина – О ней очень много сложено песен, стихов, загадок.
В сенокос горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка?
Ее ягоды видны, словно маленькие костры. Ягоды собраны в зонтики.
Варенье очень вкусное из ягод. Из рябины готовят еще мармелад,
лекарство.
Малина – Очень сладкая, ароматная ягода, она лечебна. Из ягод готовят варенье, сок, компот. Ягоды сушат, листья заваривают в чай. Часто детям при простуде дают чай с малиной.
Клюква – Растет на болоте на мхах. Тоненькие стебли незаметны и кажется, будто кто – то щедро разбросал бусинки. Из клюквы готовят морс, сироп, варенье, «клюкву в сахаре».
Брусника – У нее листочки будто лакированные. Ягодки собраны в кисть. Они красного цвета, ягоды сочные, сладкие.
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце покраснела я,
И вот теперь я спелая.
Из брусники готовят варенье, морс, кисель.
Голубика – «Голубика сладкая, душистая,
Растет низко, к земле близко.»
Голубика похожа на чернику, только кустики чуть повыше.
Ягодки мягкие, душистые, круглые. Готовят варенье, кисель, компот. Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете о ягодах наших северных лесов. Но наши леса богаты и грибами.
Какие грибы вы знаете? Сейчас я вам загадаю загадки:
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (Подберезовик.)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладенький, красивый
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик.)
Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке? (Сыроежка.)
А вот кто- то важный
На беленькой ножке,
Он с красною шапкой.
На шапке – горошки. (Мухомор.)
Воспитатель: Сосны, ели, березы, клены,
Это лес, он наш друг зеленый,
Добрый друг, он шумит, поет,
И в прохладную тень зовет.
Воспитатель: На картинках нарисованы грибы. (Воспитатель предлагает поиграть в игру «Съедобные и несъедобные грибы»)
Воспитатель: Грибы очень полезные, из них варят суп, их жарят, солят, маринуют, сушат. Люди на зиму запасают грибы.
- Ребята, кто выращивает в лесу грибы и ягоды? (ответы детей).
- Правильно, никто не выращивает, они растут сами и называются дарами леса.
Игра «Узнай по вкусу».
Мы с вами говорили, что заготавливают люди из даров леса.
Вот мы и попробуем их на вкус. Узнавать будем с закрытыми глазами. (Дети пробуют и отгадывают.)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Мы с вами как будто побывали в лесу. А на прощанье мне хочется сказать лесу:
«Солнце прячется в тумане.
Лес дремучий. До свиданья!
Защитил ты нас от зноя,
Напоил живой водою,
Дал здоровья, свежих сил,
И гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям.
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!»