Наталья Александровна Сергеева
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Два медвежонка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста на тему «Два медвежонка»
(в рамках тематической недели «Дикие животные нашего леса»)
Сергеева Н. А., воспитатель
МБДОУ детский сад № 334
городского округа Самара
Приоритетная образовательная деятельность : «Познание».
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: „Два медвежонка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».
Цель: развивать у детей познавательный интерес, формировать математические представления, развивать геометрическую зоркость.
Задачи
Образовательная область «Познание»
1. Развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве.
2. Развивать умение работать с план - схемой по обозначениям.
3. Формировать умение сравнивать геометрические фигуры по двум и трём свойствам, подводить к пониманию отрицания свойств.
4. Развивать умение анализировать, обобщать информацию на карточках-символах.
5. Закрепить счёт в прямом и обратном порядке в пределах 10.
6. Развивать конструктивные способности, умение ориентироваться в пространстве.
Образовательная область «Физическая культура»
7. Совершенствовать навыки выполнения упражнений на равновесие и плоскостопие, развивать координацию движений.
8. Развивать умение детей имитировать движения диких зверей и развивать способность к двигательной импровизации.
Образовательная область «Социализация»
9. Формировать морально-волевые качества: доброжелательность, сотрудничество, честность, взаимовыручку;
10. Воспитывать самостоятельность и умение доводить начатое дело до конца
Образовательная область «Коммуникация»
11. Обогащение речи детей прилагательными, характеризующими качества предметов.
Материал и оборудование:
- зал украшен на осеннюю тематику;
- костюмы гнома, водяного, Змея Горыныча, 2-х медвежат, медведицы;
- макет пещеры гнома, ширма, макет берлоги, «пруд», мольберт, наборное полотно, плоскостные геометрические фигуры, макеты осенних деревьев, «дорожки здоровья», канат, резиновые массажные кочки, ребристая дорожка, карта-схема, стрелки с цифрами, танграмм.
Материал, используемый на НОД, остается в спортивном и математическом уголках для дальнейшей самостоятельной деятельности.
Предварительная работа:
- чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»;
- работа с танграммом, работа с картой-схемой, анализ и сравнение геометрических фигур, закрепление счёта в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- знакомство с пословицами, поговорками, загадками, в которых присутствуют числа.
Формы организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская
Решение проблемных ситуаций «Как найти дорогу?», «Как добыть драгоценные камни?», «Что значит «ноль внимания»
Игра с правилами «Дойди до Водяного»
Двигательная
Игровое упражнение «Змейка»
Подвижная игра «С кочки на кочку»
Игровая
Сюжетная игра «В осеннем лесу»
Коммуникативная
Речевая ситуация «Какой лес?»
Речевая ситуация «Кто живет в водоеме?
Составление и отгадывание загадок, в которых присутствуют числа
Проведение НОД
Воспитатель вместе с детьми входит в спортивный зал. В зале расположены: пещера гнома (макет пещеры сделан из ватмана, извилистая тропинка (канат, пруд (шёлковая ткань, синего цвета) на пруду находятся резиновые массажные кочки с цифрами от 1 до 10, мольберт с образцом рыбки из танграмма, берлога медведицы (макет берлоги сделан из ватмана, сенсорные «дорожки здоровья», картонные стрелочки, указывающие путь к берлоге медведицы.
Весь зал украшен осенними листьями и иллюстрациями на осеннюю тематику).
Раздаётся стук в дверь.
- Ребята, давайте посмотрим, кто это к нам стучится?
(Роль медвежат исполняют дети подготовительной группы.)
Медвежата : Здравствуйте, ребята. Мы заблудились в лесу, помогите нам найти берлогу нашей мамы-медведицы. Мы ушли еще летом искать «счастье», но так и не нашли его. Очень хотим вернуться к маме.
- Дети, давайте успокоим медвежат. Подойдите к ним. Вспомните, в какой сказке медвежата ушли искать «счастье»? Как же мы сможем помочь медвежатам?
Медвежата : А у нас есть карта леса! Но мы не умеем ею пользоваться (разворачивают план-схему и показывают ее детям. На карте изображён осенний лес. Стрелочками с цифрами указан путь к берлоге медведицы. На пути к берлоге изображена извилистая тропинка, пещера гномов, пруд, пещера Змея Горыныча, берлога медведицы).
- Давайте посмотрим вместе, где мы находимся сейчас. Что вы видите на этом плане, каким выглядит лес?
- Ребята, вы хотите прочитать эту карту леса. Стрелочки на ней, помогут нам найти дорогу к берлоге. Куда показывает стрелочка с цифрой 1? Что же там находиться? Давайте посмотрим на карту. Ребята, давайте пойдём к гному и спросим дорогу к берлоге медведицы.
Звучит музыка. Дети идут, в направлении, куда показывает 1стрелочка. На полу лежит канат, изогнутый змейкой. Воспитатель предлагает детям начать свой путь, пройдя извилистой тропинкой к пещере гномов.
Гном: Здравствуйте, ребята, зачем пожаловали? Я помогу вам, но с одним условием: сначала вы помогите мне добыть драгоценные камни. Добыть эти камни можно только, строго соблюдая вот эту инструкцию.
На наборном полотне находятся 3 ряда геометрических фигур. В первом ряду круги разного цвета (цветовой спектр). Во втором ряду прямоугольники различные по величине (от маленького к большому). В третьем ряду разнообразные геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, трапеция, треугольник, многоугольник.
- Ребята, послушайте внимательно и постарайтесь угадать, какие камни по цвету, форме и размеру необходимо собрать гному.
- Ему нужны камни как фигура в первом верхнем ряду третья слева. По размеру как фигура во втором ряду первая справа. И по цвету как фигура в третьем ряду первая слева. Ребята, сделайте вывод, какие камни нужно собрать гному? (камни треугольной формы, самые большие по величине и красного цвета)
Гном: Спасибо, дети, за помощь. Вы мне очень помогли, вот вам конверт, в нем вы найдете подсказку, как идти к берлоге (воспитатель вскрывает конверт. В нем инструкция на ориентировку в пространстве).
- Повернитесь направо, еще раз направо и сделайте 4 шага вперед.
- Давайте посмотрим по плану, где же мы оказались, и сверим с тем местом, где мы находимся.
На пруду из ткани расположены кочки - массажеры, обозначенные цифрами от 1 до 10.
- Нам нужно перейти пруд. Ребята, как это сделать? Правильно, нужно пройти по кочкам, наступая на них по порядку.
Звучит музыка, дети переходят пруд.
- Ой, ребята! Куда это мы попали? Кто здесь может жить? (звучит музыка, из-за ширмы появляется водяной).
Водяной: Зачем пожаловали в моё царство - государство?
1 медвежонок : Помоги, нам, пожалуйста, найти дорогу к берлоге.
Водяной: Хорошо. Но сначала помогите мне. Посмотрите вокруг. Стало холодно. А мой пруд? Совсем, совсем пустой. Запустите рыбок в мой пруд и тогда я готов вам помочь.
- Посмотрите, ребята, и, правда, в пруду нет ни одной рыбки. А что же это за пруд, если нет рыбок? Вот мы сейчас и запустим их сюда.
С краю пруда лежат конверты, в которых находятся геометрические фигуры из игры «Танграмм». Дети выкладывают рыбок.
Водяной: Спасибо вам, ребята! Теперь ваших рыбок я запущу в пруд, и мне не будет так одиноко! А дальше вам идти, вот по этому пути (Водяной показывает на «дорожки здоровья». Дети благодарят водяного и выполняют задание под музыку).
- Ой, ребята, куда это мы попали? Посмотрите, какой чудесный осенний лес! Давайте погуляем по осеннему лесу. Послушаем, какая тишина! (дети вместе с воспитателем наклоняются то в правую, то в левую сторону, прикладывая руку то к правому, то к левому уху).
- Вот протопал косолапый мишка. (Имитируют движения медведя).
- Вот пробежал серый волк. (Изображают бегущего волка).
- А это прошла красавица лисица. (Имитируют движения лисы).
- Зашуршал листвой колючий серый ёжик. (Наклонить туловище, руки сзади в замке, пальцы растопырены. Повороты на носках вокруг себя).
- Грациозно прошёл олень. (Шаги на месте, высоко поднимая колени. Руки скрестить высоко над головой).
- Его испугалась лягушка. (Сесть на корточки, колени развести в стороны. Кисти рук на полу между ступнями ног. Прыжки).
- И зайчишка-шалунишка. (Прыжки вокруг себя. Кисти рук опущены перед грудью).
- Посмотрите, какая красота! Давайте, ребята, подкинем осенние листья вверх. Присели, «взяли листья» и «бросили их вверх».
2 медвежонок : (испуганно) Что это? В зал входит Змей Горыныч.
Змей Горыныч. У-у-у – попались! Я вас не отпущу. А медвежат на обед оставлю! Угощусь ими.
2 медвежонок : Змей Горыныч, отпусти нас, пожалуйста. Мы на обратном пути тебе гостинцев принесём.
Змей Горыныч: М-м-м! Подумаю! Но сначала помогите мне отгадать загадку, которую мне загадала Баба Яга. Сам отгадать я не могу. - Поможем, ребята?
Змей Горыныч. А загадка такая. Что значит «ноль внимания»? Вот и на меня никто не обращает внимания, поэтому я и хочу всех съесть.
- А вы, ребята, знаете ещё какие-нибудь загадки, пословицы, поговорки в которых присутствуют числа? («Первый блин комом», «Один-задириха, другой-неспустиха», «Один ум - хорошо, а два ума лучше», «Два сапога-пара», «Как две капли воды», «Семеро одного не ждут», «Один за всех и все за одного», «От горшка три вершка», «Знать, как свои пять пальцев»).
Змей Горыныч: Ну, вы меня удивили и порадовали. Даже жалко мне стало съедать таких умненьких ребят. Отпускаю вас, идите по мостику, там и найдёте берлогу. На обратном пути жду к себе в гости с гостинцами.
Дети идут по мостику (по ребристой дорожке). Смотрят на карту и уточняют, где они находятся. Медвежата и дети находят по стрелочкам дорогу к берлоге. Медвежата радуются и кричат : «Ура!»
Медведица : Ах, вы мои милые, ах, вы мои родные. Обнимает медвежат, гладит лапой. Медведица благодарит детей за оказанную помощь и угощает их дарами леса. Воспитатель предлагает детям проделать обратный путь в детский сад по тем же дорожкам.
- Ребята, Вам понравилось сегодня наше путешествие по сказочному лесу. Что Вам особенно запомнилось?
- А мне, ребята, понравилось, как вы справились со всеми заданиями. Вы сегодня показали себя сильными, ловкими, смелыми, находчивыми.
Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах
1. Беседа с детьми на прогулке о временах года.
2. Наблюдения за сезонными изменениями в природе во время прогулки.
3. Подвижные игры во время прогулки, ведущие роли выполняют сказочные персонажи (медведь, гном, водяной, змей-горыныч)
4. Загадывание загадок, в которых присутствуют числа.
5. Знакомство с народными играми.
6. Приобщение детей к самостоятельной организации знакомых подвижных игр, участие в играх с элементами соревнования.
Взаимодействие с родителями
1. Привлечь родителей к подготовке сказочных костюмов для своих детей.
2. Домашнее чтение пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа.
3. Домашнее чтение сказок зарубежных писателей.
Список литературы
1. Кудрявцев В. Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. М. : 1998.
2. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : Программно-методическое пособие. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296с.