НАТАЛЬЯ ПУТКОВА
Конспект непосредственно образовательная деятельность «Почему утки плавают» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Установление опытным путём связи между строением водоплавающих птиц и их средой обитания (перья покрыты жиром, чтобы держаться на поверхности воды; перепонки на лапах, чтобы легче плыть).
Задачи:
1. Опытным путем подвести детей к пониманию того, что жир не дает предметам утонуть;
2. Учить обобщать информацию, полученную в результате опытов, перья утки покрыты жиром и поэтому не намокают и не тонут;
3. Подвести детей к выводу, что перепонки на лапах у водоплавающих птиц помогают им плавать по воде.
Ход:
Воспитатель вносит корзинку с игрушками утёнка и цыплёнка.
Публикация «Конспект непосредственно образовательная деятельность „Почему утки плавают“ для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Утки, утята
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Воспитатель - Посмотрите, кого я принесла. Из какой сказки эти герои? Чем закончилась эта сказка?
( Предполагаемые ответы детей: Из сказки «Утёнок и цыплёнок». Закончилась сказка тем, что цыплёнок и утёнок пошли купаться и цыплёнок чуть не утонул.)
Воспитатель - Почему цыпленок стал тонуть, а утёнок плавал?
( Предполагаемые ответы детей: «Потому, что цыплёнок не водоплавающий)
Если затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
- Кто мама утёнка? Утка умеет плавать или нет? Как называются птицы, которые умеют плавать? ( Подводит к выводу: плавают водоплавающие птицы)
- Почему водоплавающие птицы держаться на поверхности воды и умеют плавать?
Дети не знают ответа на вопрос, высказывают свои версии.
Воспитатель дает правильный ответ: Водоплавающие птицы держатся на воде и не тонут, потому что у них перья покрыты жиром, а плавают по воде потому что у них на лапах перепонки. И помогут нам в этом убедится несколько опытов.
Проходите в нашу лабораторию за столы.
Сейчас мы с вами убедимся, что жир не дает предметам утонуть.
Возьмите один листик бумаги и опустите его в воду, окрашенной стороной вверх. Что с ним произошло? ( Предполагаемые ответы: «Он намок») Намочим его сильнее. Что с ним теперь произошло? ( Предполагаемые ответы: «Листик утонул»)
Положим перед собой клеёнку и намажем на ней второй листик бумаги с двух сторон жиром. А теперь опустим его в воду, окрашенной стороной вверх и тоже хорошо помочим. Что с ним произошло?
( Предполагаемые ответы детей: «Он не утонул, он всплыл.»)
Почему один листик утонул, а другой плавает на поверхности?
Воспитатель предлагает вспомнить, чем отличались листочки. Подводит к выводу: листочек намазанный жиром не тонет.
Давайте достанем листик из воды. Что происходит с водой? ( Предполагаемые ответы: «Вода стекла и держится каплями на листке»)
Почему? ( Предполагаемые ответы: «Жир мешает листку намочиться»)
Воспитатель фиксирует на доске результат опыта.
Воспитатель – У каждого из вас есть два пера белое утиное и коричневое куриное. Давайте проверим, правда ли, что утиное перо покрыто жиром и не намокнет. Возьмите два пера, одно куриное (Обращается к цыплёнку : «Смотри, цыплёнок, это перо твоей мамы – курицы.») второе утиное (Обращается к утёнку : «Это, утёнок, перо твоей мамы - утки.») и опустите их в воду, хорошо помочите и достанте. Как они изменились? ( Предполагаемые ответы: Куриное перо намокло, а утиное не изменилось.)
Почему? (Если дети затрудняются.) Давайте вспомним опыт с листиками бумаги. Почему один утонул, а другой плавал на поверхности? Так почему же одно перо намокло, а другое – нет?
Подводит к выводу: утиные перья покрыты жиром.
Воспитатель зарисовывает на доске результат опыта.
Поэтому водоплавающие птицы не намокают и держаться на поверхности воды.
Воспитатель – Птицам надо не только держаться на поверхности воды, но и передвигаться по воде в поисках пищи, и в этом им помогают перепонки на лапах. Давайте выясним, почему перепонки помогают птицам плавать.
Подойдём к ёмкости с водой. Наденьте, пожалуйста, на одну руку пакет и закрепите резинкой. Растопырьте пальцы. На что стала похожа ваша рука?
( Предполагаемые ответы: на лапу водоплавающих птиц.)
Вначале давайте надавим на воду растопыренными пальцами руки без пакета, а потом - пальцами в пакете.
Какой рукой было труднее надавливать на воду?
( Предполагаемые ответы: рукой в пакете.)
Если труднее надавливать, то легче отталкиваться в воде. Поэтому у водоплавающих птиц лапки с перепонками.
Обращается к игрушкам : «Видишь, цыплёнок, у утёнка лапки с перепонками, а у тебя нет, поэтому ты и не смог поплыть».
Воспитатель зарисовывает на доске результаты опыта.
Воспитатель – Ребята снимите пакеты и положите их на стол, пройдите в лабораторию за столы.
Ребята, напомните, пожалуйста, чем водоплавающие птицы отличаются от неводоплавающих.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящий вопрос (Почему водоплавающие птицы держаться на поверхности воды)
Подводит к выводу: «Их перья покрыты жиром»
А чтобы они могли плыть?
( Предполагаемые ответы: у водоплавающих птиц на лапках перепонки.)
Воспитатель – Цыпленок, теперь ты понял, почему у тебя не получилось поплыть, потому что утёнок водоплавающая птица, а ты нет. Дорогие гости вам пора домой – в птичник, вас мамы заждались. До свидания.
Уносит корзинку с игрушками за дверь.
Воспитатель – Интересно, зачем водоплавающим птицам надо плавать?
(Предполагаемый ответ детей – Чтобы питатеться)
А чем питаются водоплавающие птицы мы с вами узнаем в следующий раз.
Ребята давайте вспомним. Какой опыт помог нам понять, почему водоплавающие птицы держаться на поверхности воды?
( Предполагаемые ответы: опыт с листочками)
А как мы его проводили? (Дети описывают ход опыта)
Какой опыт помог понять, почему водоплавающие птицы легко и быстро плавают?
( Предполагаемые ответы: опыт с пакетом на руке)
А как мы его проводили? (Дети описывают ход опыта)
А теперь присядьте за столы и зафиксируйте ход опытов в дневнике.