Galina Chebotareva
Конспект «Башкирский национальный костюм»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Шатлык»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Конспект
на тему: «Башкирский национальный костюм»
Выполнила: педагогический работник I квалификационной категории
Галина Ивановна Чеботарева
г. Октябрьский, 2020 год
Цель: ознакомление детей с башкирским национальным костюмом.
Публикация «Конспект „Башкирский национальный костюм“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Темочки
Задачи:
образовательные:
- расширить знания детей об особенностях башкирского национального костюма;
- закрепить элементы одежды (кульмяк, камзул, ситек, кумьяулын, кукррэксэ, ыштан.);
развивающие:
- развивать и обогащать речь;
- активизировать в речи детей названия элементов национальной одежды.
воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народу;
- воспитывать у детей чувство патриотизма.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Средства реализации: башкирские национальные костюмы, куклы в башкирских национальных костюмах; картонная кукла с элементами одежды; аудиозапись башкирской музыки.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением людей в башкирских национальных костюмах; рассматривание альбома о РБ, г. Октябрьский. знакомство с куклами в башкирских костюмах,
- беседы о башкирском народе, их традициях,
- дидактическая игра «Наряди куклу в национальный костюм»
- рисование «Укрась платье», аппликация «Башкирский сапожок».
- экскурсия в башкирский кабинет.
Активизация словаря: джигит, егет, курай, кубыз, батыр, кульмяк, камзул, ситек, кумьяулын, бисер, кукррэксэ, ыштан.
Ход ООД:
I часть.
Воспитатель:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим об особенностях национального костюма, а также разберем элементы башкирского орнамента и разукрасим фартук. Итак, начинаем!
- Башкирия моя! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай!
Мустай Карим.
- Вот как с любовью прославлял свой родной край башкирский поэт Мустай Карим!
II часть.
Сейчас прозвучит башкирский национальный инструмент – курай. Курай – это дудочка из полого стебля растения курай. Башкиры научились делать из него музыкальный инструмент, а какая волшебная мелодия из него льется!
- Не только поэты и музыканты прославляют Башкирию, но и художники! Вот картина Хабирова Р. С. «Девушка в башкирском костюме». Посмотрите, какой красивый на ней наряд!
Воспитатель:
А вы хотите узнать, как появилась наша родина – Башкортостан? (Ответы детей.)
Давным-давно это было. Жили-были старик и старуха. Жили они очень хорошо. Не было тогда ни войн, ни горя. В реках водилось очень много рыбы, строили плотины бобры; в лесу бегали разные звери, в горах водились олени. Вскоре у старика со старухой родился сын – джигит. Очень любили они своего малыша, кормили рыбьим жиром, кутали в медвежью шкуру. Когда шкура стала мала, стал помогать егет своим родителям. Вскоре родителей не стало, и остался егет один. Долго ли, коротко ли, надоело егету жить одному, и пошёл он туда, куда глаза глядят. Долго он шёл дорогами длинными, и повстречалась ему на пути девушка- красавица. Понравились они друг другу, поженились и стали жить вместе. Родились у них дети. Дети выросли, и у них появились дети, а у этих детей ещё дети. Так и появился башкирский народ и Башкирия. Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. Танцы бывают разные: охотничьи, свадебные, военные. В танцах башкиры отражали свою жизнь, эмоциональное состояние. В танцах лечили даже болезни: простуду, радикулит; вызывали дождь. Танцы имеют свои названия: «Три угла», «Три пня», «Журавли», «Кукушка».
Физминутка
Встало утром солнышко и гулять отправилось;
И на нашей улице все ему понравилось.
Побежало солнце золотой дорожкой, и попало солнце прямо к нам в окошко.
(Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку)
II часть:
(Стук в дверь). Заходит башкирская красавица.
Башкирская красавица : Здравствуйте, ребята! Всем я желаю доброго утра! Ребята, сегодня я вас ещё хочу поприветствовать необычно. Разные народы, люди разных национальностей здороваются по-разному: на разных языках, разными жестами.
Я вас приветствую на башкирском языке : «Иснмесез!». “Здравствуйте
Башкирская красавица : Посмотрите, я сегодня нарядилась. Красивое платье одела. Что же это такое? Как вы думаете?
Дети: Одежда, костюм.
Воспитатель: Да, это костюм. Но не просто костюм, а башкирский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Это женский костюм. Вот этот длинный кафтан в форме халата – называется кульмяк, повторим это слово, кульмяк открыт от верха до низа, до ног. Под него надевается сшитая из полотна длинная рубашка с очень широкими рукавами, поверх платья одела - камзол, а украшения на одежде – серебряные монетки. Если женщина находилась дома, то халат (кульмяк) она уже не одевала, а оставалась в одной рубашке. А на ногах - сапожки, которые называются итек (повторить слово).
Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.
И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын – платок - покрывало.
А теперь рассмотрим мужской костюм (на кукле). У мужчин было платье - летнее из белой шерсти. Под верхним халатом – дорогая серебряная убранная драгоценными камнями – бляха бархатного коврового пояса, на одном бедре - калта (кожаная плоская сумка, на другом бедре – натруска (сумочка для узкого ножа и для дроби). Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк (на твёрдой подошве с шерстяными чулками). Дома носили комнатные туфли – кэуэш.
Физминутка
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наряди куклу в национальный костюм» (с названием деталей одежды). (Игра проводится 2-3 раза.)
III часть:
Практическая работа:
Воспитатель:
- Мы с вами станем мастерами, рукодельницами.
(Воспитатель показывает образцы фартуков с вышивкой.)
- Вы сегодня будете расписывать фартуки по-своему, кто как желает. Но сначала продумывайте узор, располагайте цветы и листики по-образцу или же по-своему желанию. А я вам помогу.
(Воспитатель раздает каждому ребёнку силуэты фартука. Дети рисуют орнамент на фартуке по образцу. Башкирская красавица хвалит детей).
Воспитатель: Ай - да, молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые фартуки получились у ребят. Кто-то разукрасил фартук с тюльпанами жёлтого, кто – то красного цвета. Ай да молодцы! Хорошо потрудились.
Итог занятия: - Национальной одеждой, какого народа мы с вами сегодня познакомились, ребята? (Башкирского народа.)