Валентина Юрьевна Иванцова
Конспект музыкальной непосредственно образовательной доминантной по слушанию деятельности в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебный мир музыки!»
Цель.
Приобщать детей к музыкальному искусству, музыкальной культуре посредством использования классической музыки.
Задачи.
- Формировать у детей устойчивый интерес к слушанию классической музыки, вырабатывать навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения, развивая у детей музыкальную память.
Публикация «Конспект музыкальной непосредственно образовательной доминантной по слушанию деятельности в подготовительной группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Познакомить детей с новой пьесой «Масленица» П. И. Чайковского, рассказывая детям о русском народном празднике, обращая внимание детей на светлый, солнечный характер музыки. Продолжать знакомить с музыкой балета «Золушка» С. С. Прокофьева (вальс «Полночь», уточняя образные и звуковые изменения).
- Продолжать знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный жанр, вальс, балет, балерина, композитор, музыканты-исполнители, ансамбль, симфонический оркестр, духовой, народный.
- Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при слушании музыки.
- Развивать у детей интегративные качества: умение выразить свои музыкальные фантазии в создании образа средствами музыкально- ритмических движений, в пластических этюдах, в оркестре.
- Побуждать детей к различным проявлениям творчества в музыкально-ритмических движениях, ритмопластике, развивать умение эмоционально выражать характер музыки, поощряя воображение, слуховую фантазию, детскую импровизацию и творческую инициативу.
- Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение друг к другу. Способствовать сотрудничеству детей при выполнении заданий. Развивать коммуникативные способности, развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- Продолжать формировать умение пользоваться при выполнении работы технологическими картами, играть на музыкальных инструментах.
- Способствовать обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Ход НОД.
Дети входят в зал под музыку «Святки» П. И. Чайковского.
- Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Вы знаете, что можно приветствовать друг друга не просто словами, а и песней. Давайте мы с вами поздороваемся так, чтобы у наших гостей было веселое, радостное настроение. Дети поют.
«Добрый день, добрый день, нам здороваться не лень.
Этими словами здороваемся с вами! Здравствуйте!
-Я очень рада вас видеть. За окном зима и холодно, а в детском саду тепло и уютно. У меня сегодня такое хорошее настроение! Очень хочется поделиться им с вами! А вы знаете, что у различных музыкальных произведений есть свое настроение? Хотите узнать какое? Тогда мы с вами отправимся в музыкальное путешествие. А поможет нам чудесная музыка! Скажите:
- Кто пишет музыку? Каких композиторов вы знаете? Музыка композиторов поможет нам и путешествовать и мечтать, играть, грустить и радоваться.
- Возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три – музыка двери нам отвори».
Музыка «У камелька»П. И. Чайковский
СЛАЙДЫ 1.
- Какая прекрасная мелодия. Светлая, ясная… Кажется, будто она прилетела прямо из мечты. Почувствуйте, как передается вам тепло ваших друзей и проходит от ладошек по всему телу. Вот это тепло дошло до самого сердца, и стало хорошо от музыки и от того, что мы все вместе. Открывайте глаза, смотрите, где мы с вами очутились. !
СЛАЙДЫ 2-5
В комнате горит огонь в камине и музыка вначале, такая спокойная, неторопливая, похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. Прислушайтесь. Поменялась ли музыка, о чем рассказала она вам (мы слышали, как трещит огонь, как пламя поднимается, а потом затухает, музыка становится встревоженной, словно рассказывает о чем то таинственном). Как называется эта музыка? Кто ее написал?. Чайковский дал «Январю» ещё одно название — «У камелька». В какой альбом поместил композитор это произведение?
Определите характер музыки с помощью наших кубиков.
- Зима… Сколько радости, а может и тайн приносит она людям! Красавица зима! Смотрите, ребята, наш чудо-мешок совсем пустой. Давайте в него соберем красивые, необычные слова о зиме. Какая зима?
- Представьте, что вы проснулись ранним утром, подошли к окну – и увидели всю красоту зимнего утра: солнышко, мороз, снег, а недалеко лес. Скорей бы туда побежать, помчаться! Как красиво зимой в лесу. Смотрите! Слушайте!
Что за таинственные звуки? Это же музыка А. Вивальди помогла сюда добраться.
Звучит музыка А. Вивальди "Зима". СЛАЙДЫ 2-28
У А. Вивальди тоже есть музыкальный альбом «Времена года» .Вы прослушали отрывок из музыки, которую композитор назвал «Зима». О каком же настроении в природе зимой музыка нам рассказала? Покажите! (дети используют кубики настроения).А теперь и в чудо-мешок слова положите (ответы детей) А сколько частей в пьесе? Какие инструменты вы слышали?
Ну, конечно, скрипки. СЛАЙД 29
Скрипки к какой группе инструментов относятся?
А сейчас прослушайте фрагмент этого же произведения, сравните, чем они отличаются? Фрагмент (баян) СЛАЙД 30
Да, мы услышали игру на баяне. Баян из какой группы инструментов?
Как называют людей, которые исполняют музыкальные произведения?
Как одним словом можно назвать группу музыкантов, исполняющих музыкальные произведения на одинаковых инструментах?
А если инструменты разные, но звучат одновременно, это?
Какие оркестры вы знаете?
Ребята! У меня неприятности. Карточки всех инструментов перепутались. Помогите, пожалуйста, разобраться.
ИГРА «Собери карточки»(«Узнай инструмент».)
Музыка – удивительная страна, где много красивых мелодий (фрагмент) Узнали? Да! Это «Вальс» композитора Георгия Свиридова из сюиты «Метель». Возьмите «музыку в ладошки». Ребята, а какие движения хочется сделать под эту музыку? Сейчас у нас мальчики превратятся в деревья в лесу, а девочки – в снежинки, и каждый из вас придумает свой зимний танец. Пусть в этом вам помогут шарфики, снежная мишура, снежинки и чудесная музыка Георгия Свиридова.
Танец-импровизация «Зимний вальс»
- Молодцы, ребята, вы оживили музыку, показали нам настоящую метель.
Ребята, чтобы рассказать о зиме, композиторы используют музыку … а как ещё можно передать красоту зимы? (правильно, с помощью фотографий, с помощью картин, стихов)
Совершенно верно, помните у А. С. Пушкина
Вот и сама - Зимушка - Зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волшебными коврами
Среди полей, вокруг холмов.
А помните вот это? СЛАЙДЫ. («Тройка»)
Тройка скачет, тройка мчится, - ложки, трещотки
Снег летит из-под копыт. -«шуршунчики», маракасы, бутылки,
Колокольчик под дугою - колокольчики (трубочки)
Заливается, звенит.
Пролетают мимо ели - металлофон
И березы все в снегах…
Ах ты, тройка, птица-тройка, -все вместе
Русской удали размах!
А давайте мы это стихотворение оживим!
Озвучивание стихотворения.
Скажите, ребята, а где живет музыка? (на 3 китах) Действительно,
«Вся музыка держится на трех китах»
- какой композитор так говорил? (Д. Б. Кабалевский) Что это за киты (жанры) Назовите их (марш, песня, и танец).
А какие танцы вы знаете? (Полька, плясовая, вальс, полонез, мазурка и т. д.)
А что обозначает слово «вальс»? Да. В переводе с французского языка оно означает «кружиться». Это плавный, грациозный танец. Вальс – один из красивейших бальных танцев. Раньше, когда страной правили короли и королевы, балы проходили очень часто.
Сейчас мы отправимся в сказочную страну, туда, где звучит вальс!
«Золушка» СЛАЙДЫ. 2 (Лес)1 часть –вступление.
Но, что это? Куда мы попали? Какой-то сказочный лес! А-а-а, я поняла! Слышите, музыка звучит? Узнали? Да, это вальс «Сказки венского леса». Кто его написал? Как называют еще этого композитора? (король вальса). Действительно, Иоган Штраус написал очень много танцевальной музыки: польки, кадрили, мазурки, полонезы, а вот вальсов 168- больше всех. Его музыку с большим удовольствием слушают и под неё танцуют. Мы с вами разучили движения вальса под 1 часть музыки. Пройдите на ковер, станьте в пары. Не забудьте, вступление – это приглашение. Постарайтесь, чтобы ваши движения были плавными, грациозными и дружили с ритмом вальса.
ВАЛЬС (дети танцуют 1 часть)
СЛАЙД 3 (замок).
Звуки музыки нас перенесли к сказочному замку. Видны стены и высокие башни старинного замка. Сегодня в этом замке большой праздник. СЛАЙД (зал)
Посмотрите, кто же спешит в этот замок?
СЛАЙД 5 (Дети: Золушка) Звучит «Вальс»
Как вы думаете, на какой праздник спешит Золушка? (на бал)
СЛАЙД 6
Сказку «Золушка» написал сказочник Шарль Перро. Сказка очень понравилась композитору Сергею Сергеевичу Прокофьеву и он создал балет.
СЛАЙД 7
Это было давно, музыку балета знают и любят сейчас не меньше, чем сказку. А что такое балет (перевод-танец, «спектакль, рассказанный с помощью движений и музыки») Да, ребята, балет – это дружба музыки и танца. Как называют артистов балета?
Итак, помните, первое действие балета заканчивается одним из самых красивых номеров всего балета - вальсом. В нем чувствуется ожидание счастья, которое так хочет встретить Золушка. Вальс звучит легко и безмятежно. СЛАЙДЫ 8-13 (бал).
В сцене бала второй раз звучит вальс, но в этот раз его мелодия становится более тревожной, как будто предчувствует что-то недоброе. Так и есть - в мелодию счастливого вальса Золушки внезапно врывается тема часов, которая напоминает о том, что Золушка должна покинуть бал. Убегая, Золушка теряет свой хрустальный башмачок, и дальше все мы знаем, что сказка завершится хорошо. Обратите внимание на то, как меняется музыка после того, как прозвучала тема часов. Из веселой, счастливой, музыка становится резкой, грустной. СЛАЙД 14. Слушание отрывка "Полночь»
К какому жанру относится музыка «Полночь»? Удивительная музыка композитора С. С. Прокофьева.
Игра «Ну-ка, угадай-ка!»(с помощью колец Луллия).
-Ребята!Вы знаете, что мы с вами на этой неделе празднуем веселый праздник - Масленица. Празднуют его с давних пор. Вот об этом празднике рассказывает музыка П. И. Чайковского.
«Масленица» СЛАЙДЫ 2
Она так и называется «Масленица». Эту пьесу Петр Ильич поместил в свой альбом «Времена года» еще под одним названием «Февраль». Сегодня я познакомлю вас с ней.
«Масленица» СЛАЙДЫ 3-21 (на фоне музыки).
Петр Ильич бывал не раз на празднике. Праздник был очень весёлый — яркий, шумный. И музыка ярко об этом рассказывает. Вслушиваешься в неё, словно не рояль звучит, а балалайки, гусли, рожки. Так и, кажется, что играет русский народный оркестр. Да и сама музыка такая по-настоящему русская — весёлая народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника. Мы с вами слушали музыку П. И. Чайковского «Масленица» или «Февраль» из альбома «Времена года».
Ну, вот и закончилось наше музыкальное путешествие. Скажите, какое настроение подарила вам эта музыка? Музыку каких композиторов мы слушали? Какую новую музыку из альбома «Времена года» П. И. Чайковского мы сегодня услышали? Музыка помогла нам сегодня побывать в сказке, которая полюбилась всем. Какая это сказка? А что создал С. Прокофьев по этой сказке? Вы, ребята, все замечательные слушатели. И на прощание я хочу вам открыть секрет. Вся музыка, которую мы с вами слушали – волшебная! Если с ней дружить, она подарит вам радость, красоту, хорошее настроение и крепкое здоровье. А я желаю вам быть красивыми, здоровыми и счастливыми!