Лариса Миляева
Конспект музыкального занятия в средней группе «Песенки на цветочной поляне»
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл "Музыкальный родничок"
«ПЕСЕНКИ НА ЦВЕТОЧНОЙ ПОЛЯНЕ»
Цель: учить соотносить характерные признаки поведения насекомых
и характер музыки; развивать творческие способности.
Программные задачи: обобщать знания детей о жизни насекомых;
учить воспроизводить звуковысотное движение голосом.
Развивать чувство ритма, координацию движений, выразительность движений.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Публикация «Конспект музыкального занятия в средней группе „Песенки на цветочной поляне“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Средняя группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Ход занятия:
В зале оформлен макет цветочной поляны, на нем расположены маленькие игрушечные насекомые.
Перед занятием в группу приходит Лесовичок и приглашает детей на цветочную полянку.
Звучит фонограмма звуков насекомых.
Дети заходят в зал.
Лесовичок:
«В МАЕ»
«Я пройдусь по лесам,
Много птичек есть там:
Все порхают, поют,
Гнезда теплые вьют.
Побываю в лесу,
Там я пчелок найду:
И шумят, и жужжат,
И работать спешат.
Я пройдусь по лугам,
Мотылечки есть там:
Как красивы они
В эти майские дни!»
(А. Майков.)
Мотыльки – это маленькие, подвижные бабочки. Садясь на цветок, они складывают свои крылышки, становясь похожими на цветочные лепестки.
Музыкальный руководитель :
Послушайте музыкальную пьесу композитора С. М. Майкапара, которая называется «Мотылек».
Звучит пьеса.
Вы прослушали пьесу композитора Самуила Моисеевича Майкапара, который посвятил столько замечательных произведений детям и с одним из них вы сейчас познакомились.
Скажите, что рассказала вам музыка о мотыльках, какие они по характеру?
( Ответы: веселые, быстрые, подвижные, легкие, нежные.)
Действительно, музыка звучит светло, прозрачно, игриво. Перелетает с одного цветочка на другой мотылечек – музыка звучит быстро, легко, присядет, чтобы полакомиться цветочным нектаром – музыка звучит плавно и нежно.
Послушайте пьесу еще раз.
Лесовичок:
Отгадайте, ребятки, вот такую мою загадку:
(Л. Потапова.)
«Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел».
(Бабочка.)
Музыкальный руководитель :
Давайте посмотрим, как над нашей солнечной поляной будут кружиться в красивом, воздушном танце бабочки.
(Детям одевают театральных кукол-бабочек, они импровизируют под музыку.)
Вы красиво, плавно порхали над цветами, нам с Лесовичком очень понравилось. А как, вы думаете, может называться этот танец?
( Ответ: вальс).
Правильно, этот танец называется вальс. Музыку этого вальса написал тоже композитор С. М Майкапара. Какой характер этого произведения?
( Ответ: веселый, легкий, шуточный, игривый, светлый.)
Лесовичок:
Посмотрите, на нашу полянку – кого только здесь нет! Назовите, каких насекомых вы здесь видите:
( Ответы: муравей, комар, муха, божья коровка, бабочка, стрекоза, пчела, шмель, оса, кузнечик, разные жуки, паучок.)
Музыкальный руководитель :
Слышите, сколько звуков они издают. (Звучит фонограмма.)
Давайте и мы вместе с ними будем петь их песенку.
(На нотном стане располагаются маленькие изображения насекомых.)
Комарик звенит выше всех – «зи»,
пчела гудит пониже – «жи»,
жук жужжит ниже всех – «жу».
Затем детей разделить на три группы : «комариков», «пчел», «жучков». Проводится распевание в разных тональностях.
Лесовичок:
Хорошая песенка у вас получилась, совсем как у настоящих насекомых.
А теперь посмотрите на этого замечательного паучка:
(Т. Шорыгина.)
«На кусты туман набросил
Золотистые шелка,
На опушке, возле сосен
Слышу прялку паука.
Он без устали и рьяно
Нить прядет, сплетая сеть,
Чтоб под стеблями бурьяна
Вместе с ветром пролететь.
Хорошо видна окрестность,
Кочки высохших болот.
Дальше! Дальше! В неизвестность,
В долгий солнечный полет!
Не беда, что паутинка
Зацепилась за сучок,
В новом месте, на осинке
Свяжет сети паучок».
Музыкальный руководитель :
Вот, оказывается, для чего пауки плетут свои паутинка, для того, чтобы пускаться в дальние путешествия.
Лесовичок:
Да, так они расселяются на новые места, потому, что с мамой-паучихой на одной паутине тесновато. Но и не только для этого, еще пауки – хищные насекомые, с помощью своей сети они ловят в них мух, комаров, мошек, других мелких насекомых и ими питаются.
Музыкальный руководитель :
Лесовичок, а мы знаем песенку про паучка, послушай.
Дети поют песню «Паучина» (из коллекции мирового фольклора, русский вариант текста И. Родина) и одновременно выполняют пальчиковую гимнастику. (Разработка Э. С. Назаровой, Н. А. Глебовой. Музыкальный руководитель 2\2004).
Лесовичок:
(обращает внимание детей на пчелу)
(Н. Мигунова.)
«Работать малой пчелке
Нисколечко не лень.
С цветочка на цветочек
Летает каждый день.
Намного километров
От дома путь идет,
Но умненькая пчелка
Всегда свой дом найдет.
По крохам собирает
Цветочный аромат.
И станет мед душистым,
Чему я очень рад».
К этому насекомому у людей особенное отношение. Как только ее не называют и труженица, и хлопотунья. Еще с глубоких времен знали о целительных свойствах меда и воска, которые пчелы производят.
Пчелы живут большими семьями; дикие пчелы устраиваются в дуплах старых деревьев. Пчеловоды, или еще их называют пасечниками, люди, которые этим занимаются профессионально, делают для них специально домики – улья, затем они качают из них мед и воск.
В пчелиных семьях все обязанности между их членами строго распределены: одни добывают нектар и цветущую пыльцу, другие заботятся о подрастающем поколении, поддерживают порядок в своем доме, строят и ремонтируют восковые соты. Но самая главная в семье – матка. Она откладывает яички, из которых затем появляются маленькие пчелки.
Рано утром первыми из домика вылетают разведчики. Они ищут самые красивые, душистые полянки и летят скорей в улей, чтобы сообщить хорошую новость. Прилетая, они танцуют перед ним весьма странный и необычный танец, но остальные пчелки его прекрасно понимают и летят безошибочно туда, откуда только что, прилетели их собратья.
Музыкальный руководитель :
Для этих замечательных и трудолюбивых насекомых мы споем песню «Пчел детей учила мать», слова Е. Александровой, музыка В. Иванникова.
Ребята, скажите, как мы будем исполнять эту песню, чтобы показать беспокойный и хлопотливый характер пчелок?
( Ответ: легко, весело, подвижно.)
Исполняется песня.
Лесовичок:
Что ж, очень интересная песенка и моей пчелке она понравилась.
Лесовичок (берет в руки игрушку шмеля) :
Я – большой мохнатый шмель,
Разбудил меня апрель
Жаркими лучами,
Звонкими ручьями.
Я летаю, я жужжу,
Над полянкою кружу,
Яркий выберу цветок –
Буду пить душистый сок!
(Т. Шорыгина)
Звучит музыка Н Римского-Корсакова «Полет шмеля», дети «летают», изображая шмелей.
А отгадайте-ка, мою следующую загадку:
«С ветки - на травинку,
С травки – на былинку.
Прыгает пружинка,
Зелененькая спинка».
(Кузнечик.)
(Показывает детям кузнечика.)
Правильно, послушайте небольшой рассказ об этом насекомом Н. Сладкова:
«Кузнечики-кузнецы куют – звенят веселые молоточки. Расселились по цветам, стебелькам и листьям – куют во все крылышки. Ну да, крылышки! Ведь кузнечики не молоточками стучат, а крылышками сучат. Трут крылышко о крылышко, как ладошку о ладошку. На левом крылышке у них особые зубчики, на правом – особые жилки. Зубчики трутся о жилки, и получается стрекотанье. То самое, что издали так похоже на перестук крохотных молоточков, за которое кузнечика и назвали кузнечиком-кузнецом».
Музыкальный руководитель :
Про кузнечика мы споем песню и подыграем на металлофоне.
Исполняется песня «Кузнечики», слова А. Слуцкой, музыка В. Витлина.
Лесовичок:
(берет на руки жучка)
(Э. Котляр.)
«Этот жук –
Мой лучший друг,
Говорит он:
-Жу – жу – жу!
Я с тобой дружу…»
Музыкальный руководитель :
Мы тоже хотим дружить с твоим веселым жуком и станцуем вместе с ним шуточную польку «Добрый жук», слова Е. Шварца, музыка А. Спадавеккиа.
Дети поют и танцуют.
Лесовичок:
Вот и подошла к концу наша увлекательная встреча, о многих насекомых мы не успели поговорить, но впереди нас ждет еще много удивительных путешествий, на которых мы с ними обязательно встретимся.
Дети прощаются с Лесовичком и выходят из зала.