Юлия Арцыбашева
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Народная песня — народная душа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение и углубление знаний о связи русского народа с фольклором.
Задачи: личностные:- развитие музыкально-образного мышления;
-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
образовательные:-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе познавательных мотивов и интересов;
Публикация «Конспект музыкального занятия в подготовительной группе „Народная песня — народная душа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Подготовительная группа
- Русские народные песни
- Темочки
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства.
развивающие:- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти, слуха, ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения.
воспитательные:-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира.
коммуникативные:- умение выражать свои мысли;
-умение слушать и понимать собеседника;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач.
Используемое оборудование:
Фортепиано, музыкальный центр, инструменты шумового оркестра.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Под русскую народную музыку дети входят в зал, садятся на стульчики.
Музыкальное приветствие детей :
“Здравствуйте, ребята”!
“Здравствуйте”!
Слайд 1.
-Спасибо, ребята! Присаживайтесь на свои места.
Начнем с разминки. Подготовим свой голосовой аппарат.
Упр. 1
Представим, что у нас в руке цветок. Представьте, что вы вдыхаете аромат полевого цветка. Делаем короткий вдох через нос, затем задерживаем дыхание, а теперь выдыхаем через плотно прижатые губы, повторяем. (выполнить два раза)
Упр. 2
Представим, что перед нами 5 свечей и нужно задуть каждую в отдельности. Делаем короткий вдох через нос, плечи не поднимаем. задуваем каждую свечку.
- Молодцы.
Упр. 3
Делаем упражнения для языка. Игра в футбол (поочередное движение языком во рту по одной щеке, затем по другой).Язык танцует вальс (дугообразное движение языком во рту)
Упр. 4
Медленно проговорим скороговорку.
Пришел Прокоп — кипит укроп,
Ушел Прокоп — кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
Проговариваем скороговорку и прохлопываем ритмический рисунок.
А какие скороговорки вам известны? (ответы детей)
Упр. 5
Поем попевочку на одной высоте. Последний звук держим долго, слушаем его.
Барашеньки
кругороженьки
По горам ходят,
По лесам бродят.
Упр. 6
Исполним попевку: «Мы перебегали берега» со звука «до», «ре», «ми», «фа».
II. Актуализация знаний учащихся.
Ребята, как вы думаете,попевки, скороговорки, которые вы сегодня исполнили давно сочинили или недавно? (давно)
Как вы думаете, кто их сочинил? (народ)
Значит как можно назвать эти произведения? (русскими народными)
Сегодня на занятии мы будем исполнять народную музыку. Тема нашего занятия : «Песня-душа народа».
Песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе, от самого рождения до смерти.
- Родился человек, и первая песня, которую он слышит, - колыбельная матери.
Вспомните, какие вы знаете колыбельные? («Уж ты котенька – коток», «Баю-баю» и т. д.)
Как вы думаете, для чего мамы пели колыбельные своим детям? (Чтобы успокоить малыша, чтобы он крепче заснул)
Давайте исполним с вами куплет колыбельной песни «Уж ты котенька-коток».
Как мы будем исполнять колыбельную? (ласково, нежно, неспеша).
Исполнение : «Уж ты котенька- коток».
Чем бы человек не занимался, всюду ему помогала песня. Когда трудились, пели трудовые песни. Не зря в народе говорится : «С хорошей русской песней и труд спорится».
А какие вы знаете пословицы о труде? (Кончил дело – гуляй смело, терпение и труд-все перетрут).
- Давайте исполним трудовую песню : «Во кузнице»ю
Исполнение рус. нар. песни «Во кузнице»
-о ком пелось в песне? (о кузнецах)
-Что они делали? (трудились)
- Чем кузнецы работали (молотками)
-Какими молотками? (большими и маленькими)
Сейчас мы с вами прохлопаем ритм первого куплета, где в начале будем передавать ритм больших молотов, а на припевных словах ритм маленьких молоточков.
Прохлопывание ритма 1 куплета «Во кузнице».
Всем известно, что ни один праздник, ни одно гуляние на Руси не обходилось без мастеров игры на инструментах. И мы создадим свой народный оркестр, ведь среди вас немало таких мастеров.
Как называются инструменты которые я вам показываю? (шумовые ударные инструменты).
А кто из вас знает, почему они так называются? (при игре они издают шум, у них нет определенного звука.)
Сейчас я раздам мальчикам трещетки, бубенцы, тон-блок, круговую трещетку. (раздаю)
Девочкам – маракасы, ложки. (раздаю)
Послушайте внимательно задание: мальчики на своих инструментах будут передавать ритм больших молотов на первой части каждого куплета.
А девочки на припевных словах с помощью ложек и маракасов будут передавать ритм маленьких молоточков.
Игра в ансамбле «Во кузнице»
Ребята, а теперь мы еще и спляшем. Мальчики, когда будут исполнять свою тему, должны притопнуть правой ногой. Девочки на припевных словах будут ногами сыпать мелкий горошек, выполнять топотушки.
Исполнение «Во кузнице» танцевальными движениями.
В старину, на праздничных гуляниях не только пели, играли на музыкальных инструментах, но и водили хороводы.
Давайте поводим хоровод «Царевич-королевич».
(дети выходят)
Давайте выберем Царевича (надаваю на него корону).
Царевич будетходить за городом, выбирать себе Царевну-королевну. А мы с вами возьмемся за руки, вот такой у нас получились ворота в город
Исполнение хоровода
- Осень на Руси всегда была порой свадеб. А какой осенний месяц так и назывался в старину
Вывод: Ребята, какие на занятии вы исполняли песни (рус. нар.)
- Как вы думаете, что в них особенного?
Дети. Они очень мелодичные, красивые, широкие и раздольные, как русские просторы. Распевные, протяжные, и даже танцевальные мелодии можно петь. В них звучат и радость, и грусть, и задор. Все это есть в жизни, есть в русской народной песне.
А закончить наше занятие я хотела бы такими стихами:
Песня русская в березках, песня русская в хлебах,
На покосах, на морозах, на санях и на лугах…
Песни русские такие, что охота подпевать…
Столько песен у России – никому не сосчитать.