Дарья Чаринцева
Конспект мероприятия «В мире стекла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мероприятия «В мире стекла»
Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со стеклом.
Задачи:
Образовательные: формировать умения и навыки выявлять свойства стекла (прочность, прозрачность, цвет, гладкость, шероховатость, бесцветность) знакомить с миром стеклянных предметов.
Публикация «Конспект мероприятия „В мире стекла“» размещена в разделах
Развивающие: развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к бьющимся предметам (стеклянным).
Словарная работа, активизация словаря: прочное, плотное, прозрачное, звучащее, хрупкое, гладкое,холодное.
Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская.
Материал: стеклянный стакан, вода окрашенная в любой цвет,стеклянные шарики. Ход занятия.
Ход занятия.
Педагог: Ребята, послушайте мои загадки, отгадайте их и тогда вы узнает, с чем мы будем работать сегодня.
Звучащее, прозрачное,
Воды не боюсь,
А ударь — разобьюсь.
Дети: Стекло.
Педагог:
Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено
Дети: Стекло.
Педагог:
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное.
Не бежит, не льется,
А ударишь — разобьется.
Дети: Стекло.
Педагог: Отгадали! Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о стекле, которое всем хорошо известно. Узнаем о свойствах, качестве стекла. А как вы думаете стекло – это природный материал, или рукотворный?
Дети: рукотворный!
Педагог: Так и есть, это дело рук человека. И об открытии стекла есть такая легенда :
Давным давно моряки причалили к чужому берегу. Развели на песке костер, а чтобы он не погас обложили его комками соды. Ночью уставшие моряки заснули. А когда они проснулись были сильно удивлены, когда нашли блестящие камушки, которые образовались из сплава песка и соды.
Ребята, из чего образовалось стекло?
Дети: песок, вода.
Педагог: Какие мы молодцы, давайте немного отдохнем.
Физминутка.
С барабаном ходит ежик,
Бум-бум-бум (Дети маршируют по кругу, изображая игру на барабане).
Целый день играет ежик,Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами,Бум-бум-бум! (Маршируют, спрятав руки за спину).
Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,Бум-бум-бум! (Подносят ко рту то одной, то другой рукой воображаемое яблок.
Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум! (Разводят руками).
Ночью яблоки срывались,Бум-бум-бум (Руки на поясе, выполняют прыжки на месте).
И удары раздавались,Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули,Бум-бум-бум!Глаз до зорьки не сомкнули, Бум-бум-бум (Приседают, сделав «ушки» из ладошек).
Педагог подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные предметы и просит назвать их.
Педагог: Дети, обратите пожалуйста внимание на предметы, лежащие на столе. Как они называются?
Дети: Стаканы, ваза, бутылка, рюмка.
Педагог: Правильно. Как мы можем назвать одним словом все предметы сделанные из стекла?
Дети: Стеклянные.
Далее воспитатель постепенно выкладывает на свой стол прозрачные и цветные камешки.
Педагог: Смотрите, вы видите, что стекло может быть разнх цветов, разной формы и разное на ощупь.
Педагог: А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло.
Человек давно научился делать предметы из стекла. Стекло изобрели много лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и всё это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогла глиняная палочка. Одним концом палочки он брил расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдувал мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флаконы, бусины). В древние времена оконное стекло еще не умели делать. В домах, в замках и даже в королевских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды мастер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал ее и развернул на столе. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень ценилось. Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди придумали машину, которая вытягивала из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ленты. Застывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали па части, получался лист стекла. Сейчас построены современные предприятия для изготовления стекла. Посмотрите ещё раз на стол и назовите изделие, которое вам понравилось.
Педагог: Ребята, назовите ещё предметы из стекла в наше группе, которых нет на столе.
Дети: окно, лампочки.
Педагог: Ну а сейчас давайте немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Педагог: Запомнили, что со стеклом надо работать аккуратно и бережно. А теперь займите свои места.
Опыт №1
Педагог раздает прозрачные стаканы. Дети кладут в стакан цветные камешки.
Педагог: Детки, почему нам видно камушек?
Дети: Потому, что стекло прозрачное.
Опыт №2
Педагог предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их.
Педагог: какие ощупь стеклянные предметы?
Дети: Гладкие, холодные, ребристые, скользкие.
Опыт №3
Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего педагог в стакан наливает воду.
Педагог: Стекло является непроницаемым. Вода из него не выливается.
Опыт №4
Педагог: Ребята, давайте слегка стукнем карандашом по стакану. Что мы слышим?. Дети: Стекло издаёт звонкий звук.
Педагог: Верно. Так же стекло бывает разной толщины, тоненькое как хрусталь и прочное как в стеклянных бутылках.
Итог
Педагог: Молодцы! Справились с заданием! Ребята чем мы сегодня занимались и с чем познакомились?
Дети: Познакомились со стеклянными предметами и на опытах выявили их свойства.
Педагог: Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом?
Дети: Стекло очень хрупкое, поэтому с ним нужно работать аккуратно.
Педагог: Правильно! Вы все молодцы! Спасибо всем за работу.
Самоанализ мероприятия «Свойства стекла.»
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
Основными задачами были :
1) формировать умения и навыки выявлять свойства стекла.
2) развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли.
3)воспитывать бережное отношение к бьющимся предметам (стеклянным).
Материал занятия был доступен, подкреплен наглядностью. При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход, принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).
Методы были выбраны рационально. С помощью наглядного метода воспитатель направлял восприятие ребенка на выделение в предметах основных, существенных признаков, формировал знания о свойствах и качествах предметов.
По моему мнению, задачи были выполнены. Задания были очень интересные и дети с радостью принимали в них участие. Благодаря физ. минуткам дети не уставали от занятия, получения новой информации.
Было получено много приятных эмоций, в следствии того, что занятие было нестандартным, и каждый без исключения мог принять в нем участие: пощупать стекло, провести тот или ной опыт выявления свойств стекла, выразить свое мнение или поделится опытом.
Все ребята участвовали в беседе. При этом вели себя не буйно, следовали дисциплине. Были выведены правила работы со стеклом, чего нельзя делать. И дети их не нарушали.
Так же во время мероприятия пополнялся и закреплялся словарный запас детей. Воспитаники проявляли познавательную активность, и использовали имеющиеся знания и умения.