Ольга Полозова
Конспект праздника речи «На помощь другу» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект праздника речи для старшего дошкольного возраста
Фамилия, имя педагога: Полозова О. Л.
Должность: учитель-логопед
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возрастная группа : группа старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Форма: интегрированное занятие
Тема: 21 февраля «Праздник Красивой речи»
Публикация «Конспект праздника речи „На помощь другу“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель: Развитие познавательного интереса и внимания к родному языку, лингвистического мышления, коммуникативных способностей детей.
Задачи:
Образовательные:
• Уточнить представления о правдивости (нельзя обманывать, брать чужие вещи); способствовать формированию знаний о современном этикете, подвести к правильной оценке поступков литературных героев, учить отвечать за свои поступки, способствовать приобретению этих нравственных качеств;
• Осмысление детьми понятий «трудолюбие», «честность», «патриотизм», «творчество и любознательность», «доброта»;
• Углублять представление детей о «доброте», как о ценном, неотъемлемом качестве человека; закреплять знания правил вежливого общения; совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
• Формировать у детей положительное отношение ко всем людям
Развивающие:
• Развивать умение связано и последовательно излагать свои мысли, делать обобщение;
• Формировать творческую, коммуникативную, двигательную активность во взаимодействии с взрослыми и со сверстниками;
• Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках;
• Расширять словарный запас слов и продолжать усовершенствовать интонационную речь при декламации стихов;
• Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
Воспитательные:
• Воспитывать культуру поведения в отношениях с разными людьми;
• Формировать собственную позицию в отношении важности труда в жизни людей;
• Привить чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края через виды деятельности: чтение книг, заучивание стихов, гимна;
• Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу;
• Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
• Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Используемые методы и приемы:
Игровые: создание проблемной ситуации: дети вместе с Феей Красивой Речи и педагогом помогают мальчику Гурду вернуть положительные качества характера (честность, трудолюбие, патриотизм, творчество и любознательность, доброту); создание воображаемой ситуации с героями Мусор и Беспорядок;
Словесные: беседа, разучивание поговорок, чистоговорок, стихов о России, загадок, работа с рассказом Н. Носова «Огурцы»;
Практические: анализ заданных ситуаций
Оборудование: рассказ Н. Носова «Огрурцы», костюмы для сценки «Мусор», картинки различных профессий, табличка с магнитными буквами «Гурд – Друг», карта России, платочки для исполнения частушек, сундук, костюмы Феи Красивой Речи и мальчика Гурда; письма с подсказками (1, 2, 3, 10, 11 с индивидуальной тематикой группам, видео с благодарностью детям и веселый танец для повторения.
Предварительная работа: для 1 группы: чтение рассказа Н. Носова «Огурцы», разучивание поговорок о честности; для 2 группы: разучивание сценки про «Его величество Мусор»; для 3 группы: разучивание «Клятвы Патриотов», стихов о России, Родине; для 10 группы: разучивание смешных стихов Б. Заходера и О. Матыциной, частушек, чистоговорок; для 11 группы: разучивание загадок о добре.
Предполагаемый результат:
-развития в детях стремления к самовыражению, к творчеству;
- формирования высоконравственных личностных качеств воспитанников;
- отработки умения выразительного чтения стихов наизусть;
- дальнейшего желания развивать сценическое мастерство;
- сформировать нравственные качества как уважение, чувство гордости к месту, где родился.
«На помощь Гурду»
Ход мероприятия:
Данное мероприятие проходит в 3 этапа. На первом этапе костюмированные герои Фея Красивой Речи и неопрятный мальчик Гурд приходят в разные группы старшего возраста (1, 2, 3, 10, 11) и рассказывают о себе и своей беде. Дают детям задание, к которому они должны подготовиться.
Фея Речи : Здравствуйте, дорогие ребята! Я, Фея «Красивой Речи». К Вам попала неслучайно, знаю, что именно в вашей группе живут самые умные, вежливые и добрые ребята. Это правда? Еще очень ценно для меня, чтобы вы умели красиво и правильно разговаривать. Вы умеете? Тогда точно сможете помочь! Когда я добиралась к Вам встретила, вот этого мальчишку. Мало того, что он очень неопрятный, так еще и с ним случилась страшная беда – он растерял свои самые лучшие качества! Поможете ему их найти? Да!
Мальчик Гурд: Да, в моей голове такая же неразбериха как в стихотворении Корнея Чуковского «Путаница». Давайте начнем разбираться, я сейчас вам буду читать отрывки стихотворения, а вы попробуйте запомнить все небылицы, то чего не бывает, хорошо? Молодцы! Отлично!
Фея Речи : Ну что же, я поняла, что Гурд очень веселый, а какие же еще качества ты растерял -O- Ребята, вот вам письмо с заданием. Если все сделаете правильно, то поможете Гурду вновь стать настоящим Человеком! До новых встреч!
На втором этапе мероприятия педагоги совместно с детьми определяют какое качество потерял мальчик Гурд. У каждой группы свое качество (1 старшая группа – честность, 11 старшая группа – доброта, 2 подготовительная группа – трудолюбие, 3 – подготовительная группа – патриотизм, 10 подготовительная группа – творчество и любознательность)
Группа №1 «Честность»
Воспитатель: Ребята, вы помните, что нам надо найти все качества мальчика Гурда? Давайте попробуем разобраться…
(педагог вскрывает письмо)
На свете так бывает, порой не разберешь:
С тобою правда рядом иль вкрадчивая ложь?
Давайте мы, ребята, на свете честно жить,
С честными правдивыми так хочется дружить.
О чем говорится в стихотворении?
Поговорим сегодня о честности и правдивости. Как вы понимаете, что такое честность? (Дети)
Воспитатель: Правильно. Честность – это умение говорить правду, не обманывать родителей, друзей, всех людей.
Воспитатель: Народ сложил много пословиц и поговорок о честности. Давайте вспомним какие пословицы вы знаете?
- Шило в мешке не утаишь.
- Раз солгал – навек лгуном стал.
- Соврешь – не помрешь, да впредь не поверят.
- У лжи короткие ножки.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
А сейчас я хочу прочитать Вам рассказ в котором говориться о мальчике, который не сразу рассказал правдиво маме. Выразительное чтение рассказа «Огурцы» Н. Носова.
Вопросы по содержанию:
1. Как называется произведение?
2. Что случилось с мальчиками? (зашли на колхозный огород, нарвали огурцов).
3. Почему Павлик отдал огурцы Котьке? (Побоялся, что ему попадёт).
4. Каким оказался Павлик? (Трус, поступил нечестно).
5. Как встретила Котьку мама? (Чтобы он не выгружал огурцы, а отнёс их обратно).
6. Почему Котька сразу не согласился отнести огурцы? (Испугался. Ночь. У дедушки было ружьё).
7. Как сказала мама своему сыну? (Пусть лучше у меня не будет сына, чем сын – вор).
8. Хватило ли храбрости у Котьки признаться в своём поступке? (Да. Он всё рассказал дедушке – сторожу, сумел ночью дойти до огорода, не побоялся).
9. Как отнёсся дедушка к признанию мальчика? (Он объяснил, что так нельзя делать).
Воспитатель: Вот видите, как легко стало Котьке и радостно на душе, что он сумел признаться в своём нечестном поступке, как нашёл в себе силы сказать правду даже тогда, когда ему было стыдно, страшно, неприятно.
А что сделали бы вы, окажись, на месте Котьки?
Ребята, как вы думаете, какое качество потерял мальчик Гурд? Правильно честность! Давайте ему дружно скажем: Гурд ты честный мальчик!
Группа №2 «Трудолюбие»
Воспитатель: Ребята, вы помните, что нам надо найти все качества мальчика Гурда? Давайте попробуем разобраться…Посмотрите в конверте лежит какое-то стихотворение. Прочитаем?
Катя
Мы целое утро Мы их вырывали
Возились с ростками, Своими руками.
Мы их посадили Таскали мы с бабушкой
Своими руками. Полные лейки,
Мы с бабушкой вместе А Катя сидела
Сажали рассаду, В саду на скамейке.
А Катя ходила — Ты что на скамейке
С подругой по саду. Сидишь, как чужая?
Потом нам пришлось А Катя сказала:
Воевать с сорняками, — Я жду урожая.
Сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии, о значении труда в жизни человека.
Очень многое создаётся людьми. Кто и что создаёт для каждого из нас? Люди каких профессий обеспечивают нас всем необходимым? (Ответы детей)
Люди трудятся, чтобы кормить, поить, одевать свою семью. В то же время хлеборобы выращивают хлеб, животноводы выращивают скот, из молока на фабриках производят масло, сыр. В нашем детском саду нас кормят повара вкусной пищей. Каждая профессия хороша по-своему.
А сейчас послушайте сценку ваших друзей.
Сценка
Озираясь, крадутся Мусор и Беспорядок. У Мусора одежда из каких-то лоскутков, приклеенных бумажек, погоны из кусков палок. Беспорядок с всклокоченными волосами, грязный, с одной закатанной штаниной и в мятой, вылезшей из брюк рубашке.
Мусор: Привет, ребята! Как поживаете? Да, я вижу, вы следите за чистотой! Ай-ай-ай! Ой-ой-ой-! Я так ненавижу чистоту! Вы бы насорили. Это нетрудно. Ах, да, я забыл представиться. Меня зовут его величество разбойник Мусор 11-й.
Дети: Что-то не слыхали о таком!
Мусор: Мой папочка Мусор 10-й был могущественным правителем Грязьландии, пока его не свергли. А это мой подающий надежды сынок - Беспорядок.
Беспорядок: Бросай работу!
Мусор: Вступайте в общество грязнуль!
Второй воспитанник: А как в него вступить, что нужно для этого делать?
Мусор: Купайтесь в мусоре. Бросайте бумагу под ноги, оставляйте огрызки яблок, кусочки печенья под столами, никогда не мойте руки, а тем более перед едой, никогда не убирайте чужой, а тем более свой мусор, разводите пыль, в общем, ленитесь, и вы будете с нами, в Грязьландии.
Беспорядок: Да здравствуют болезнетворные микробы!
Мусор: Замусорим всю группу! Да здравствуют лентяи, грязнули и неряхи!
Беспорядок: Бросай работу! Гулять!
Воспитатель:
Нет, уходите-ка. Ребята, за работу! Долой мусор и беспорядок (выгоняют их).
Вывод: Каждый мальчик, каждая девочка должны ценить и уважать этот нелёгкий труд. Нельзя сорить, надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали. Когда в классе чисто и прибрано, на душе хорошо и приятно. Умелые руки работы не боятся.
Ребята, как вы думаете, какое качество потерял мальчик Гурд? Правильно трудолюбие! Давайте ему дружно скажем: Гурд ты трудолюбивый мальчик!
Группа №3 «Патриотизм»
Воспитатель: Ребята, вы помните, что нам надо найти все качества мальчика Гурда? Давайте попробуем разобраться… (Педагог достает из конверта задания).
У каждого человека есть Родина, но это понятие настолько широко, что каждый определяет его по-своему. Для кого-то Родина — это дом и двор, где родился и, где прошло детство. Некоторые называют Родиной родной город. А есть и такие для которых Родина — весь мир.
Мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Россия – единственная, необыкновенная страна. Потому что она наша Родина. Ребята, что для вас значит Родина? Ну что же, тогда мы самые настоящие патриоты и должны произнести настоящую клятву патриотов.
Все вместе
Клянемся всегда патриотами быть
Россию свою и беречь, и любить
Родителей, старших людей уважать.
Клянемся, клянемся, клянемся!
Клянемся быть лучше добрее всегда
И клятву свою пронести сквозь года.
Клянемся, клянемся, клянемся!
Ребёнок 1.
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
Ребёнок 2.
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Ребёнок 3.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Ребята, как вы думаете, какое качество потерял мальчик Гурд? Правильно патриотизм! Давайте ему дружно скажем: Гурд ты настоящий патриот!
Группа №10 «Творчество» и «Любознательность»
Всем! Всем! Добрый день! Лучезарных улыбок и хорошего настроения! Ребята, вы помните, что нам надо найти все качества мальчика Гурда? Давайте попробуем разобраться…
(педагог достает конверт)
Нас с вами просят принять участие в празднике детского творчества, где будут раскрываться маленькие звёздочки и молодые, подающие надежды созвездия талантливых и смелых. А назвали его очень просто – «Я талантлив»!
И в самом деле, кто из нас не мечтал оказаться на сцене, почувствовать хотя бы на мгновение себя певцом и музыкантом, чтецом или актёром. И я вас приглашаю выступить!
Б. Заходер
Завелся озорник у нас.
Горюет вся семья.
В квартире от его проказ
Буквально нет житья!
О. Матыцина
Кот с утра поел сосиски,
Через час опять у миски:
- Мяу-мяу! – слышу снова,
- Мне б чего-нибудь мясного!
- Ты же лопнешь, милый кот!
Частушки:
Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила.
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.
Письму мышонка дед учил,
А вышли-то каракули.
Мышонок двойку получил.
И оба горько плакали.
Я учил сестрё нку Машу:
«Нужно ложкой кушать кашу!»
Эх! Напрасно научил –
Ложкой по лбу получил.
Дети проговаривают чистоговорки с протопыванием, идя друг другу навстречу :
1. Нам солнышко светило, нас ветер обвевал,
В пути не скучно было, и каждый песни напевал.
2. В небе гром, гроза закрывай скорей глаза.
Грома нет, трава блестит, в небе радуга горит.
3. Зябнет нос, идет зима,
В зимней сказке лес, дома.
Все поземкой замело —
Землю, поле и село.
Ребята, вы очень творческие и талантливые! Как вы думаете, какое же качество потерял мальчик Гурд? Правильно творчество и талант! Давайте ему дружно скажем: Гурд ты очень талантливый!
Группа №11 «Доброта»
Ребята, вы помните, что нам надо найти все качества мальчика Гурда? Давайте попробуем разобраться…
(воспитатель достает из сундучка письмо с заданием)
- Сегодня нас с вами просят поговорить о доброте и о добре.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что такое «добро» и «доброта»?
(Дети отвечают)
Знаете, а добро бывает разным. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро?
(Дети отвечают)
Воспитатель. Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, всем помогать, жалеть и спасать тех, кто попал в беду. И, конечно же, самое главное – любить. Представьте себе, что мы попали с вами в мир Добрых сказок, но нужно отгадать их героев, попробуем? Тогда отгадаем загадки, которые подготовили ваши друзья:
Лечит маленьких детей, Он в Африке живет.
Лечит птичек и зверей, И ужасным голосом песни поет.
Сквозь очки свои глядит Он просто злодей
Добрый доктор. (Айболит) Это (Бармалей)
Деревянный мальчуган Человек немолодой
Он шумит как барабан, Очень с длинной бородой!
Любимец взрослых и детей, Обижает Буратино,
Всяких выдумщик затей, Артемона и Мальвину,
Длинный нос покажет ловко, Знает кто-нибудь из вас
Вместо носа не морковка! Кто же это? (Карабас)
Кто же это? (Буратино)
Я в ступе летаю – деток похищаю Все ждут его зимой,
В избе на куриной Он и добрый, он не злой,
Ноге проживаю, Бородой до глаз зарос.
Нос крючком, глаза торчком Краснощекий (Дед Мороз)
Кто же я? (Баба-Яга)
В сказке серым уродился, Жил он в птичнике, боялся,
Все боятся – как огня! Что над ним индюк смеялся,
Все зверушки разбежались Ведь никто не знал, что он
В домик спрятались от меня! Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)
Грозно вдруг зубами щелк.
Злой, ужасный, серый….(Волк)
Этих маленьких детей
Волк обидел — съел, злодей!
Лишь один в живых остался,
Волку в зубы не попался.
Маме все он рассказал,
братьев всех он показал
Кто серые они?
Если знаешь, назови! (Козлята)
Молодцы, вы все знаете! Ну что же для вас еще одно задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову “волшебное слово” — пожалуйста. Готовы? Будьте внимательны!
-Встаньте, пожалуйста!
-Будьте добры, похлопайте в ладоши!
-Поднимите руки!
- Потопайте, пожалуйста.
-Попрыгайте, пожалуйста.
-Руки вперед.
Садитесь, пожалуйста.
Ребята, вы очень умные и добрые! Как вы думаете, какое же качество потерял мальчик Гурд? Правильно доброту! Давайте ему дружно скажем: Гурд ты добрый мальчик!
На третьем этапе каждой группе демонстрировалось итоговое видео, где Фея Красивой Речи и опрятный мальчик Друг благодарят детей, что они помогли стать Другу настоящим Человеком и вернуть положительные качества характера. Предлагают всем ребятам встать и провести веселую гимнастику под музыку!
(Мероприятие разработано в условиях карантина по COVID)
Анализ речевого праздника «На помощь Гурду»
15-17-19.02. в МДОАУ№199 проводился речевой праздник «На помощь Гурду». На данном мероприятии активное участие принимали педагоги старших и подготовительных к школе групп, учитель-логопед, педагог-психолог. Взаимодействие педагогов позволило реализовать основную цель мероприятия: Развитие познавательного интереса и внимания к родному языку, лингвистического мышления, коммуникативных способностей детей.
Речевое развлечение проходило в 3 этапа. На 1 этапе 15.02. костюмированные герои Фея Красивой Речи и неопрятный мальчик Гурд приходят в разные группы старшего возраста (1, 2, 3, 10, 11) и рассказывают о себе и своей беде. Мальчик Гурд потерял свои положительные качества. Дают детям задание, к которому они должны подготовиться. В помощь герои дают конверт с подсказкой.
17.02. на 2 этапе педагоги, каждый в своей группе, раскрывали конверт с подсказкой и, совместно с детьми, определяли какое же качество потерял мальчик Гурд.
1 старшей группе «Качество – Честность», с целью совершенствования диалогической речи, накопления детского опыта публичных выступлений были предложены: разбор рассказа Н. Носова «Огурцы», работа с пословицами. К сожалению дети говорили тихо, не эмоционально, единицы могли сформулировать свои мысли. Благодаря педагогу ребята определили потерявшееся качество «Честность» и усвоили представления о правдивости (нельзя обманывать, брать чужие вещи, Инга Игоревна подвела к правильной оценке поступков литературных героев, всегда нужно отвечать за свои поступки!
2 подготовительная группа «Качество – Трудолюбие», с целью формирования позитивного отношения к коллективным творческим делам, умения сообща работать в коллективе сверстников были предложены: постановка сценки «Его величество Мусор», повторение нужных и важных профессий, договаривание тематических пословиц про труд. Цель была полностью достигнута, костюмированная сценка, с яркой речью детей помогли найти такое качество Гурда как любовь к труду – Трудолюбие.
3 подготовительная группа «Качество – Патриотизм», с целью расширения представлений детей о родной стране, о доме и близких; расширения словарного запаса слов и усовершенствования интонационной речи при декламации стихов были предложены: беседа о патриотизме, чтение стихов детьми о Родине и России. Занятие прошло на одном дыхании, педагог и дети были заинтересованы, активно принимали участие. Стихи отличались выразительным прочтением, чувственностью и теплотой. Гурд, благодаря ребятам 3 группы узнал, что он настоящий патриот.
10 подготовительная группа «Качество – Творческий», с целью развития творческого активного действия, уверенности в себе и своих возможностях были предложены: элементы концертной программы, где ребята смогут почувствовать себя талантами и выступить на сцене. Чтение смешных стихов Б. Заходера, О. Матыциной, пение частушек, проговаривание чистоговорок с протопыванием помогли ребятам почувствовать себя творческими и талантливыми и помочь мальчику найти его качества.
11 старшая группа «Качество – Доброта», с целью углубления представлений детей о «доброте», как о ценном, неотъемлемом качестве человека; закрепления знаний правил вежливого общения были предложены: беседа о доброте, отгадывание загадок по сказкам, выполнение веселой гимнастики, направленной на развитие слухового внимания. Ребята, к сожалению, не смогли продемонстрировать свои коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, но сами с удовольствием загадывали загадки и эмоционально были рады необычному занятию. Дети нашли еще одно качество Гурда и герои очень им благодарны.
И, наконец, 3 этап проводился дистанционно. Каждой группе демонстрировалось итоговое видео, где Фея Красивой Речи и опрятный мальчик Друг благодарят детей, что они помогли стать герою настоящим Человеком и вернуть положительные качества характера. Предлагают всем ребятам встать и провести веселую гимнастику под музыку!
Всем педагогам старшего возраста объявляется большая благодарность за проведенную работу с детьми, за привитие им положительных и достойных настоящего Человека качеств. За воспитание любви к родному многогранному и красивому русскому языку.