Татьяна Костромина
Конспект ООД по экологии в подготовительной группе «Почему белые медведи не живут в лесу?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Почему белые медведи не живут в лесу?».
Интеграция образовательных областей: познавательное и социально - коммуникативное развитие.
Цели: расширение представлений детей об особенностях природных условий крайнего Севера. Задачи: Познакомить детей с белым медведем. Закрепить знания о среде обитания животных. Формировать у детей представление о взаимосвязи животных со средой обитания. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предполагать способы их проверки. Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект ООД по экологии в подготовительной группе „Почему белые медведи не живут в лесу?“» размещена в разделах
- Белый медведь
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Методы и приемы: словесные: беседа по сюжету картины, рассказ воспитателя,игровые,наглядно-демонстрационные, экспериментирование.
Предварительная работа: чтение В. Танасийчук, «Почему белые медведи не живут в лесу?»; рассматривание иллюстраций о природе и животном мире Севера, знакомство скартой и глобусом, разучивание текстов к играм.
Материалы к занятию: мольберт, картина «Белые медведи» С. Вохринцевой,географическая карта, оборудование для опыта.
Ход занятия.
Воспитатель призывает детей подойти к карте. Воспитатель: - Кто из вас, ребята. может показать на карте, где расположен Северный полюс? (ребенок показывает). - Правильно. А как вы думаете, почему на Северном полюсе огромная территория помечена белым цветом? Белого цвета очень много. Что это значит? (Выслушивает ответы детей).
- Правильно, терриория Севера покрыта снегом и льдом. Но, несмотря на это,там в Арктике, где вечная мерзлота, где дует холодный ветер, воет вьюга, тоже живут животные. Сегодня мы поговорим об одном из них. Это большой, хищный зверь. На небе есть созвездие, названое его именем. Этих зверей осталось мало на Земле, поэтому они занесены в Красную книгу. Вот послушайте загадку:
Там, где холод, снег и лед Этот дикий зверь живет. Он большой, пушистый, белый, А еще рыбак умелый.
Сев на ледяную глыбу,
Ловит он на завтрак рыбу. Белоснежным он слывет И на Севере живет.
-Кто это? - Правильно, это белый медведь. (Воспитатель помещает на мольберт картину «Белые медведи»). Повадки белого медведя похожи на повадки бурого медведя : он зимует в берлоге изо льда и снега. Любит купаться и ловить рыбу. Белый медведь самый большой, самый сильный и самый выносливый по сравнению с другими видами медведей. Его длина почти три метра, а высота достигает полутора метров, а весит этот гигант целую тонну. Белые медведи приспособлены к тяжелой жизни в условях Севера. Летом они кочуют по льдинам Северного Ледовитого океана. Питаются не только рыбой, но и охотятся на тюленей подберется к лунке, в которую нырнул тюлень и ждет. Все вокруг белое. Медведь тоже белый, вот его и не видно. Вылезет тюлень на лед, а медведь его лапой – хлоп!
Воспитатель предлагает детям встать и немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Медвежата на Северном полюсе жили, головой своей крутили. Вот так! Вот так! Головой своей крутили. Медвежата рыб ловили, дружно в море плавали. Вот так! Вот так! Дружно в море плавали. И вразвалочку ходили, воду пили, воду пили. Вот так! Вот так! Воду пили, воду пили. А еще они плясали! Дружно лапы поднимали! Вот так! Вот так! Кверху лапы поднимали! Вот преграда на пути! Как ее нам перейти? Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок!
Дети выполняют движения, по окончании садятся на стульчики.
Воспитатель продолжает: - От холода медведя спасает жир и густая, теплая шерсть, даже подошвы лап защищены мехом. Толстый слой подкожного жира достигает нескольких сантиметров. Медведь отлично ныряет и заплывает далеко от берега и льдин. Шерсть, пропитанная жиром, не промокает в воде и не дает медведю замерзнуть. Медведю достаточно встряхнуться, вода скатывается с шерсти и он остается сухим.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас к столу. Здесь приготовлено все для проведения опыта. Но прежде сделаем гимнастику для пальцев (см. пальчиковая гимнастика «Животные холодных стран».
Левой рукой делаем массаж правой руки, затем меняем руки.
В Арктике белой - большой палец. В белой пустыне - указательный палец. Белый медведь - средний палец. Грузно ходит по льдине - безымянный палец. Белая крачка по небу летит - мизинец.
Опыт: Дети опускают поочередно в емкость с водой руку, не намазанную кремом, потом намазанную, стряхивают воду, отмечают разницу – с намазанной кремом руки вода скатывается.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель продолжает: - Белый медведь чует добычу за несколько километров даже под толщей снега, умеет тихо и незаметно подкрадываться к добыче. Белая маскировочная окраска делает его незаметным в снегах, помогает ему ловить рыбу и тюленей. Сильные лапы с острыми когтями и острые зубы помогают поедать ее. После удачной охоты медведь наедается, быстро накапливает жир и может долго обходиться без пищи. На наземных животных - северных оленей, песцов, леменгов белый медведь нападает только тогда, когда не удается добыть пищу в море. Может медведь полакомиться яйцами птиц на «птичьем базаре».
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру.
Считалкой выберем «белого медведя» :
Миша – северный медведь, Пришел город посмотреть: Здравствуй, мишенька, дружок! Сколько стоит пирожок? Пирожок - то стоит три, А водить - то будешь ты!
Все остальные дети – «тюлени».
Подвижная игра «Белый медведь и тюлени».
Вот медведь лежит лохматый, Черный нос, уткнувши, спрятал. Тихо, мирно, он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, И посмотрим: что - то будет?
После этих слов «медведь» просыпается и ловит как можно больше «тюленей».
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: - Белые медведи никогда не впадают в спячку. Под скалой или под нависшей глыбой льда медведицы роют берлогу и залегают в нее. Снег заметает логовище и делает его теплым. Там у медведицы появляются медвежата, она их кормит своим молоком. Толстый слой жира позволяет медведице находиться с медвежатами в берлоге до весеннего солнышка. В апреле медвежата достигают роста маленькой собаки, но они кочуют с матерью, сопровождают ее на охоту и плавают, гоняясь за рыбой. Вопросы к детям: - Ребята, посмотрите на картину и ответьте на вопросы. Что у медведицы в зубах? Где она взяла рыбу? Как медведи ловят рыбу? Что им помогает в охоте? (Умение хорошо плавать и нырять). Как вы думаете, кому медведица несет рыбу? (Ответы детей). На кого еще медведи охотятся? Спят ли белые медведи зимой? Как медведица готовится к зиме? (Медведица роет снежную берлогу, где у нее рождаются медвежата). Что делает медведица с медвежатами в летнюю пору? (Кочует по льдинам океана.) Что они умеют делать подросшие медвежата? Как медведица заботится о них? Что помогает жить медведям в суровых условиях Севера?
Вы многое узнали сегодня о жизни белых медведей. Теперь вы можете ответить на главный вопрос нашего занятия: почему белые медведи не живут в лесу? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что они едят и где обитают. Могут ли белые медведи прокормиться в лесу? Воспитатель выслушивает ответы детей: - Нет, не могут. Ягод, орехов и кореньев белые медведи не едят, а тюлени в лесу не водятся. И белая шуба им не нужна – в лесу ее издали видно. Итог: животные могут жить в тех местах, где они обитают и к чему приспособлены.
Используемая литература:
А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова. И. К. Белова, «Здравствуй, мир!», Москва, «Баласс». 2001г.
Т. М. Бондаренко, «Экологические занятия с детьми 6 - 7 лет». Изд. Учитель. Воронеж. 2002г.