Ирина Ашурок
Мастер-класс «Развитие двигательных способностей дошкольников на музыкально-ритмических занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса, проведенного мной на этапе муниципального конкурса «Педагог ДОУ-2014»
«Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка берет их на свои крылья» А. Луначарский
Тема: Развитие двигательных способностей дошкольников на музыкально-ритмических занятиях.
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, передача опыта, познание нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу.
Публикация «Мастер-класс „Развитие двигательных способностей дошкольников на музыкально-ритмических занятиях“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Коррекционные задачи: развитие координации движений, чувства ритма, зрительно-пространственной ориентировки.
Оборудование: фортепиано, экран, проектор (презентация, магнитофон, аудиозапись, ориентиры для разучивания танца (12 кругов)
Раздаточный материал: брошюры с разработками авторских танцев.
Ход встречи. Добрый день, уважаемые коллеги! Прошу участников пройти в первый ряд.
- «Движение – это жизнь». Кому принадлежит эта фраза, большинство из нас уже и не припомнит, но в справедливости этого высказывания никто не сомневается. Движения составляют основу детской деятельности. Ограничения двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма.
У слабовидящих дошкольников на фоне зрительного дефекта возникают вторичные отклонения: нарушения речи, координации движений, чувства ритма, а по сравнению с нормально видящими детьми развитие пространственной ориентировки протекает медленнее и со значительными трудностями. Поэтому, формирование музыкально-ритмических движений для таких детей особо значимо, так как звуко-двигательная информация является для них средством ориентировки в окружающем мире. И здесь, незаменимым помощником является музыка!
I. В нашем детском саду второе музыкальное занятие имеет коррекционную направленность и называется музыкально-ритмическим. Музыкально-ритмические занятия активизируют детей, пробуждают интерес к деятельности вообще. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей координацию движений, внимание, память, мышление, внутреннюю собранность. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность, и чёткость нашей речи. (2 мин.)
Встречу с детьми начинаю с приветствия. Приглашаю участников выйти, и поприветствовать друг друга. Упражнение называется «Здравствуй, друг!».
Методы: объяснение, выразительный точный показ, повторение.
- Музыкальное сопровождение в этом упражнении имеет 2 части. Ваша задача, услышать смену этих частей. Показываю основные движения: ходьба врассыпную, движения в парах (пружинка, жест приветствия за руку, раскрытые руки с поворотом вправо-влево, наклоны головы, поклон, бег врассыпную, поскоки. Теперь, когда мы разучили основные движения, приветствуем друг друга с музыкой. Вы готовы? Начинаем!
Музыкальное упражнение - приветствие «Здравствуй, друг!».
Разучивание и исполнение (5 мин.)
II. Гармоничное развитие дошкольника невозможно без его способности ориентироваться в пространстве.
Наиболее успешно усвоение детьми ориентировки в окружающем пространстве происходит в подвижных играх и упражнениях.
Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка, а слабовидящие дошкольники получают еще и возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировке в пространстве. Главной задачей здесь является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Текст игры можно спеть на самую простую мелодию. (2 мин.)
- Приглашаю вас разучить игру «Каравай». Считалочкой выбирается водящий.
Методы: пояснения, указания.
Основные движения: хоровод в одну сторону, в другую, дробный шаг в круг, дробный шаг из круга. Пропеть текст.
Игра с пением «Каравай» (5 мин.)
III. Прекрасно развивает двигательные способности танцетерапия. Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, учатся вежливо обращаться друг с другом. При разучивании рисунка танца целесообразно использовать ориентиры. Сегодня мы разучим танец, который наши дети исполняли на выпускном празднике. Начнем с основных движений: в шеренгах - руки внизу, вверху, рассыпались к центру кружась, собрались в шеренги; хороводный шаг по диагонали, завести 2 круга, оглянуться и посмотреть вдаль, повернуться к своей паре; пары идут по кругу, расширяя его, пары на месте – «расстаются» и «встречаются».
Методы: показ основных движений, объяснение рисунка танца, исполнение схемы танца без музыки, исполнение с муз. сопровождением.
Танцевальная композиции «Ты, да я, да мы с тобой» (6-7 мин.)
Заключение.
Даже если ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом, развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела, правильно, ровно дышать.
- Прошу вас ознакомиться с моим опытом работы. (раздаю брошюры с текстами песен, на которые придумала танцевальные композиции)