Наталья Тюнеева
Мастер-класс для воспитанников подготовительной группы по изготовлению народной куклы «Мартеничка»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
мастер-класса для воспитанников подготовительной группы
по изготовлению народной куклы
(в рамках проекта по патриотическому воспитанию)
«Мартенички»
Цель: Познакомить с технологией изготовления обрядовой куклы «Мартенички»
Публикация «Мастер-класс для воспитанников подготовительной группы по изготовлению народной куклы „Мартеничка“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2024
Задачи:
1. Научить изготавливать куклы-мартенички из ниток.
2. Развивать пространственное мышление и мелкую моторику рук.
3. Расширять представление о русских обрядовых куклах, истории их возникновения.
4. Воспитывать интерес к русской народной кукле, к культуре своего народа.
5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и куклам.
6. Воспитывать понимание ценности ручного труда.
7. Создавать условия для творческого самовыражения.
8. Учить самостоятельно организовывать свой досуг.
Материал: нитки белого и красного цвета, плотный картон 12 см х 10 см, ножницы - по количеству участников, образец, презентация, музыкальное сопровождение, иллюстрации.
Ход занятия:
Дети приглашаются в зону рекреации «Изба».
Посередине стоит большой общий стол с материалом для изготовления кукол. Дети проходят к магнитной доске, где расположены иллюстрации с изображением сцен празднования на Руси нашими предками.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель : В старину с приходом весны на Руси проводилось много праздников и обрядов. Специально для встречи весны пекли птиц из теста - куликов, тетерок и жаворонков.
Воспитатель достает пару кукол - мартеничек и показывает детям.
Воспитатель : Для праздников изготавливали кукол - мартеничек, названных в честь первого весеннего месяца. Мартеничек развешивали на ветвях деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну. Кроме этого маленьких куколок-оберегов дарили знакомым, родственникам, домочадцам с пожеланием добра, здоровья, счастья и благополучия.
Девушки и юноши дарили таких кукол из ниток в знак любви. После этого мартенички прикалывали на одежду, привязывали на запястье или вплетали в волосы. Эти весенние обереги носили до тех пор, пока не зацветут яблони и вишни. Потом мартенички привязывали обычно на плодовые деревья. Где-то было принято забрасывать этих кукол из ниток на крышу – что бы счастье крылатым было. Или отпускать в плавание по ручью – чтобы вода унесла и смыла все дурное. Но всегда при этом загадывались желания, которые непременно должны были исполниться.
Мартиничек делали из шерстяных ниток белого и красного цветов, вязали парами. Белые нитки символизировали уходящую зиму, красные - весну и яркое солнце.
Воспитатель приглашает детей сесть за стол.
Воспитатель : Существует легенда, почему используют только эти два цвета. На опушке леса встретилась красавица Весна и грозная матушка Зима. Весна пришла осматривать свои владения и вступать в права наследства, а зима ни в коем разе не хотела уступать свое право. И увидела Весна, как грозная Зима пробует загубить ростки подснежника, которые пробивались на проталине в зарослях терновника. Весна не раздумывая прикрыла своими нежными ручками еще более ранимые и нежные ростки, но оцарапалась о терновник и капельки крови упали на ростки и цветок ожил. Таким образом, защитив ростки, Весне удалось победить Зиму. Поэтому все мартенички изготавливаются в паре из красных и белых нитей - символ красной крови на белом снегу.
Воспитатель : Мы сегодня с вам тоже будем делать куклу-Мартеничку. Мы сделаем одну куклу, а пару ей вы сделаете дома с родителями. Прежде чем начать, подготовим наши ручки и поиграем в игру.
Пальчиковая гимнастика
«Кукла На здоровье».
Куклу сделать мы решили, ( движения: ладошки-кулачки)
На здоровье «зарядили» (зажимают пальцы в замок, раскрывают и закрывают)
Травы мы в нее сложили: (загибают поочередно пальцы на руках)
Шишку, хвою и каштан,
Бересту, крапиву, тмин,
Апельсин, чеснок, полынь.
Туго ниткой закрутили. (движения кулачками вперед-назад)
И головку не забыли.
Ручки накрест завязали (растягивают руки, мочки пальцев собраны вместе, на обратном ходу-руки складывают крест-на-крест)
И косынку повязали (имитируют, как завязали)
Куколка готова! (ладони соединены, раскрыты вверх)
Будьте все здоровы! (руки вытянуть вперед, растопырив пальцы).
Воспитатель включает презентацию мастер-класса. Показывает последовательность. Оказывает индивидуальную помощь детям.
Последовательность изготовления куклы-мартинички :
Шаг 1.
Берём нить нужного цвета и шаблон картона и начинаем наматывать на картон нитку. По длинной стороне картона наматываем нить для туловища, по короткой стороне картона наматываем нить для ручек.
Шаг 2.
Под верхний край пропускаем шнурок и крепко завязываем.
Шаг 3.
Перехватываем нитью верхнюю часть туловища, обматываем нитью несколько раз и завязываем. Так формируем голову.
Шаг 4.
Берем пучок ниток для рук, разрезаем с двух сторон. Перехватываем нитью, немного отступив от края, обматываем несколько раз и завязываем. Делаем это на обоих концах. Так мы сформировали руки.
Шаг 5.
Нижнюю часть туловища делим пополам и вставляем туда руки
Шаг 6.
Под руками перехватываем нитью, несколько раз обматываем и завязываем. Это образовалось туловище.
Шаг 7.
Разрезаем нити в нижней части туловища. Кукла-девочка готова.
Шаг 8.
Чтобы сделать куклу-мальчика, нужно юбочку поделить пополам и перехватить ниткой нижние части, чуть оступив от края. Несколько раз обмотать и завязать. Кукла-мальчик готова.
Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята! Какие красивые куклы у вас получились!
Дети показывают свои куклы.
Воспитатель : Наши ручки хорошо потрудились. Давайте их похвалим.
Пальчиковая гимнастика
«Ладушки-ладошки»
Мыли мылом ушки, (изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки (изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки, (ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки. (крутим ладошками над головой)
Наварили кашки, Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки, Ладушки – ладошки.
Строили ладошки (ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки. Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки (ладошки ложатся спать под щеку)
Отдохнуть немножко. Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Воспитатель : На этом наше занятие заканчивается. Вы возьмёте эти куколки домой и дома вместе с родителями сделаете для них пару.