Кондратова Татьяна
Конспект мастер-класса для педагогов «Камешки Марблс как технология всестороннего развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Камешки Марблс как технология всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию игр с декоративными камешками и шариками Марблс
в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей
форм работы.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной технологией использования декоративных камешков и шариков Марблс в
обучении детей.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Камешки Марблс как технология всестороннего развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
2. Передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
3. Мотивировать педагогов на применение декоративных камешков
и шариков Марблс в работе с дошкольниками.
4. Закрепить умения участников мастер-касса применять полученные
знания в практике;
Дидактические материалы и оборудование: листочки бумаги круглой формы для записи имени; фломастеры; круглые вазы с камешками марблс разного цвета, текстуры; листы бумаги разного цвета, карточки для выкладывания узоров; буклеты, презентация.
Теоретическая часть:
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на своём мероприятии. Сегодня у нас пройдёт мастер-класс. Как вы уже наверно догадались, посвящён он будет работе с камнями Марблс.
Этот материал является для детей привлекательным и вызывает у них большой интерес.
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.
Дети любят сокровища, создают свои сокровищницы. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. Обычно ребенок предпочитает общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует. Дети воспринимают свои «сокровища» чувственно, им нравится сама плоть этих вещиц: насыщенные цвета, переливающиеся оттенками в глубине, необычная форма, особенно ее изгибы, гладкость, блеск, малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. И в каждой детской сокровищнице есть кристаллы.
Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказал ввести в практику, работу с блестящими декоративными камешками – Марблс. Применение камешков Марблс – это один из инновационных, нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Что же это такое?
Марблс - это сияющий стеклянный шарик что в переводе с английского означает мрамор, далёкий потомок глиняных шариков, которые в
древности были игрушками для людей. Некоторые камешки имеют
форму приплюснутого шара и носят название - кабошоны, что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой – ровный.
Изготовление Марблс.
Веками Марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о Марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии Марблс. Первые Марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления Марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов.
Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные. Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и
координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным
центрам. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия
на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют
развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного
мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Детям нравится создавать не только картины по шаблону, но и придумывать свои сюжеты и воплощать их на листе бумаги с помощью разноцветных камешков.
Работа с камешками создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных
мышц рук.
При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно-моторная координация, повышается острота зрения, фиксация взора
становится более устойчивой, глазодвигательные функции, сопряженные с движением руки – более координированными, улучшается целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся более полными.
Работа с камешками создает условия для развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Дети с большим удовольствием перебирают, рассматривают и выкладывают камешки.
В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.
Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре. Удобно подбирать задания по лексическим темам. Для создания игровых ситуаций можно использовать мелкие игрушки, цветные силуэты, изображения.
Игры с применением шариков Марблс. Особое внимание уделяем правилам безопасности! Объясните ребенку несколько раз, что камешки и шарики «Марблс» несъедобны, невкусны и нельзя их брать в рот! Их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.
Буклеты. Камешки Марблс можно использовать для организации следующих игр, с которыми вы можете ознакомиться в буклете.
Так же, разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Детей радует великолепие ярких красок, вызывая море положительных эмоций: радость, улыбку, восторг. А когда камешки пересыпаются из одной ёмкости в другую – это праздник.
Практическая часть:
А сейчас я предлагаю вам поиграть с камешками Марблс.
Давайте и мы с вами побываем в роли волшебника.
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ:
Перед Вами Вазы, закройте глаза, опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т. д)
Откройте глаза и посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)
А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?
А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:
• Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)
• Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)
• Пинцетные (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)
Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)
Вот так на простом материале дети различают неречевые звуки.
Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ:
У вас на столах приготовлены листы бумаги, разного цвета и камешки Марблс. Сейчас мы с вами пофантазируем.
Вам нужно выложить картину при помощи камешков на определенную темы: «Морское дно», «Домик в деревне».
Затем придумать как можно больше игр по данной картинке, которые Вы могли бы использовать во время индивидуального или фронтального занятия.
Например: 1. Ориентировка в пространстве
2. Согласование прилагательных с существительными
3. Согласование числительных с существительными
4. Составление предложений с предлогами, с заданным словом.
5. Игры на развитие памяти, внимания. («Какого цвета были рыбки»)
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ:
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Первый человек – возьмите зеленый камень правой рукой и положите слева от себя;
Второй человек – возьмите красный камень левой рукой и положите справа от себя;
Третий человек – возьмите оранжевый камень и положите перед собой;
Четвертый – возьмите желтый камень и положите сзади посуды;
Какие понятия можно формировать этим упражнением?
(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т. д)
ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ:
РАБОТА НАД АНТОНИМАМИ ПРЯМОЙ – КРИВОЙ
Слева сидящие выкладывают прямую тропинку любого цвета, можно чередовать
Справа сидящие – кривую (можно чередовать по цвету, форме, размеру)
ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ:
РАБОТА НА ТЕКСТУРОЙ КАМЕШКОВ
Найдите как можно больше гладких камешков и шершавых (шершавыми можно считать камни у которых есть грани) и потрогайте пальчиками.
ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ:
РАБОТА С КАМНЯМИ БЕЗ ОБРАЗЦА
Представьте, что скоро у ваших друзей праздник. Какой подарок можно сделать из камней? (торт, цветок, бабочку, бантик и т. д)
Можно выложить из квадратов и кругов машинку.
Все что можно выложить из палочек, то можно и выложить из камней.
Игра «Выложи по образцу» (каждому педагогу раздаются карточки, на которых надо выложить узор)
Заключительная часть
Игры в Марблс признаны детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения. При их использовании у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение, их красивые оттенки пробуждают в ребенке чувство прекрасного. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями.
Марблс помогают организовать образовательный процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для детей.
Уважаемые коллеги, на этом наш мастер – класс подходит к концу, хотелось бы услышать ваши впечатления. Вы можете заполнить анкету. Надеюсь, что он был полезен для вас, и вы воспользуетесь теми знаниями, которые получили в ходе нашей с вами встречи в своей работе. Спасибо, Вам!