Светлана Лукъянова
Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : коммуникация
Интеграция образовательных областей : познание, музыка, здоровье, чтение художественной литературы.
Формы непосредственно организованной деятельности : беседа, совместные действия, индивидуальная работа, игры, игровые упражнения, ситуативный разговор, работа с мнемотаблицей, упражнения на развитие мелкой и артикуляционной моторики, заучивание стихотворения.
Виды детской деятельности : двигательная, коммуникативная, игровая, продуктивная, музыкально-художественная
Цель: автоматизация звуков [С], [Сь] в словах, предложениях.
Публикация «Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Коррекционно-образовательные задачи :
- закрепить акустический, тактильный, артикуляционный образ звуков [С,Сь];
- упражнять в дифференициации твёрдых и мягких согласных звуков;
- совершенствовать навыки звукового анализа слов;
- формировать навык составления предложений из данных вразброс слов;
- учить запоминать стихотворение, опираясь на мнемотаблицу.
Коррекционно-развивающие задачи:
- упражнять в составлении предложений с притяжательными прилагательными по образцу;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику, эмоциональную выразительность;
- развивать фонематический слух, внимание, мышление, память, связную (диалогическую) речь;
- развивать способность слушать литературные произведения и эмоционально реагировать на их содержание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- продолжать формировать навыки контроля за произношением звуков в речи;
- воспитывать инициативность, самостоятельность, аккуратность.
Материалы и оборудование:
Музыкальное сопровождение для проведения коррекционно-развивающих упражнений «Клоун Плюх», зеркало на каждого ребенка, карточки на каждого ребёнка «Сложи узор», зелёные и синие фишки, карточки с цифрами, схемы слов (сок, сито, буквы на магнитах, магнитная доска, мнемотаблица, таблица «На что похожа буква С?», плакат «Проведи дорожку», набор предметных картинок со звуками [С], [Сь] в названии, верёвочки (шнурочки) для выкладывания букв.
Словарная работа: сито, салатница, миска.
Применяемые технологии: здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения, технология игрового обучения.
Ожидаемые результаты: воспитанники следят за правильным произношением звуков [С], [Сь] в словах, предложениях, в выученном стихотворении, дифференцируют данные звуки, знают букву С; совершенствуют навыки звукового анализа слов; воспитанники умеют составлять предложения из данных вразброс слов, правильно их согласуя; умеют пользоваться мнемотаблицей при рассказывании стихотворения.
Ход непосредственно организованной деятельности
I. Организационный момент.
- Посмотрите, у нас сегодня гости. Они пришли к нам, посмотреть и послушать нас. Давайте с ними поздороваемся, улыбнемся.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, эмоциональной выразительности. Гимнастика для глаз (все упражнения выполняются под музыкальное сопровождение)
1. Развитие мелкой моторики:
Упражнение «Зеркало»
Упражнение «Вертушки»
2. Развитие артикуляционной моторики:
- Упражнение «Голову поднимаем – ротик открываем»
- Упражнения «Качели», «Катушка»
- Упражнение «Лошадка»
3. Упражнения для глаз:
- «Любопытный мальчик Сева»
- «Реснички»
4. Развитие дыхания:
- Упражнение «Рубим дрова»
5. Развитие мимических мышц, эмоциональной выразительности:
- Упражнение «Незнайки»
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте
1. Сообщение темы занятия
- Ребята, Незнайка не знаком со звуками и не знает буквы. А вы знаете какие-нибудь звуки? Назовите их. (называние гласных и согласных звуков).
Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [С] и [Сь], будем правильно проговаривать их в словах, предложениях.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков
Проговаривание звуков хором и индивидуально. Характеристика звуков.
Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой, обозначается фишкой синего цвета.
Звук [Сь] – согласный, мягкий, глухой, обозначается фишкой зелёного цвета.
3. Развитие фонематического слуха:
1) Игра «Поймай звук» (две команды)
Дети делятся на две команды, первая команда хлопает в ладоши, если услышит звук [С], вторая – звук [Сь]. Логопед произносит сначала слоги, затем слова.
2) Игра «Сложи узор» - Дифференциация звуков [С] – [Сь] на этапе проговаривания слов детьми.
Детям даются индивидуальные карточки, на каждой карточке 6 картинок и под ними маленькие квадратики. Задание: проговорить слова, выложить под слова синие и зелёные фишки в соответствии с тем, какой звук слышится в названиях картинок.
4. Деление слов на слоги:
Игра «Подними цифру»
Логопед произносит слова, а дети делят их на слоги и поднимают соответствующую цифру: сок, самокат, велосипед, сито, сад, осина, гусь, лиса, лисёнок, нос, салатница,
5. Звуковой анализ
Подбор картинок к схемам (сок, сито)
6. Соотнесение звука с буквой.
Рассматривание буквы С, подбор предметов, на которые она похожа.
Чтение слогов и придумывание слов с данным слогом : упражнение «Пройди по дорожке».
Выкладывание буквы из верёвочек.
IV. Физминутка
Игра «Упрямый Вася». Логопед произносит слова и даёт кому-либо из детей мяч, а ребёнок отвечает отрицанием.
- Просыпайся!
- Не проснусь!
- Подымись!
- Не поднимусь!
- Умывайся!
- Не умоюсь!
- Обливайся!
- Ой, боюсь!
- Одевайся!
- Не оденусь!
- Причешись!
- Не причешусь!
- Застегнись!
- Не застегнусь!
- Сядь за стол!
- За стол? Сажусь!
- Вот сироп, кисель в стакане,
Это сырники в сметане,
Апельсины, персик, сливки,
И сосиски есть в подливкой! (дети поглаживают животики)
- Ты наелся?
- Я наелся?
- Ты согрелся?
- Я согрелся!
- Ты обулся?
- Я обулся!
- Застегнулся?
- Застегнулся!
- Ну, теперь во двор спускайся,
В детский садик отправляйся!
- Ты спустился?
- Не спустился!
- Что же ты остановился?
- На столе остались в миске
Две несъеденных сосиски.
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
1. Составление предложений с притяжательными прилагательными по образцу.
- У Сони сумка. Это Сонина сумка. У Симы сетка. Это Симина сетка. А теперь, ребята. Вы сами попробуйте составить такие же предложения.
2. Составление предложений из данных вразброс слов.
Сима, новые, зимние, сапоги, у –
Суп, мясо, Соня, готовить, с –
Автобус, сима, ехать, в –
Ананас, пить, сок, Соня, из –
Собака, Саня, кусок, мясо, давать –
Автобус, мост, ехать, по –
Сад, стоять, аист, в –
Кактус, стоять, окно, на –
Соня, стоять, куст, за –
Сима, ладошка, снежинка, ловить, на -
3. Заучивание стихотворения при помощи мнемотаблицы:
На что похожа буква С?
Радугою до небес
Изогнулась Буква «С».
Напрягла свои бока -
Подпирает облака.
И моста огромный вес
Тоже держит буква «С».
Под мостом течёт река -
Мост бетонный на века.
Буква «С» - тяжеловес.
Людям служит буква «С»!
- первичное чтение стихотворения;
- рассматривание и обсуждение мнемотаблицы;
- вторичное чтение с установкой на запоминание;
- рассказывание стихотворения детьми.
VI. Итог.
- Какое задание вам понравилось? Какое задание показалось вам трудным? Угадайте, про что рассказываю: утром появляется, на букву С начинается? Правильно, солнышко. Я хочу всем вам подарить наклейки с солнышком, потому что мне понравилось, как вы сегодня выполняли задания.