Вера Курлыкова
Конспект логопедического занятия «Путешествие в мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в мир насекомых»
Цель: дифференциация звуков [ж] – [ш], букв Ж и Ш.
Задачи:
Образовательные:
1. Активизировать и актуализировать словарь по теме «Лес. Насекомые»
2. Уточнить представления дошкольников о мире насекомых.
Развивающие:
1. Развивать умение детей отвечать на вопросы развернутыми предложениями из 3-4 слов.
2. Развивать словесно-логическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать сотрудничество детей между собой.
2. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Коррекционные:
1. Уточнить артикуляцию звуков [ж] – [ш].
Публикация «Конспект логопедического занятия „Путешествие в мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Темочки
2. Следить за правильным произношением уже имеющихся звуков в речи детей.
3. Развивать общую и мелкую моторику детей.
4. Развивать фонематическое восприятие дошкольников.
5. Учить детей читать односложные слова.
Оборудование: письмо, слова с буквами Ж и Ш, пластмассовые буквы, кроссворд, картинки с изображением шмеля и жука.
1. Организационный момент.
– Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела пчела, пожужжала в окно. Интересно, что она хотела нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Дети обнаруживают конверт с письмом).
Просыпается природа только в это время года.
Срочно отправляйтесь в лес, ждет вас много там чудес!
Ребята, а про какое время года написано? Что значит пробуждение природы? А вы хотите отправиться в лес? Где возле нашего города есть лес? Как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.) Послушайте внимательно стихотворение, может, вы что-то забыли:
Если в лес решил пойти,
Помни, как себя вести:
В лесу громко не кричи,
Цветы, грибочки не топчи!
Ты деревья не ломай,
За собой мусор убирай!
2. Пластический этюд «На машине».
– Как мы можем попасть в лес? На чем мы поедем? Давайте представим, что мы все шоферы. Как гудит машина? Давайте погудим вместе. Возьмите в руки руль и выполняйте движения, которые я называю. Едем прямо, заворачиваем направо, опять прямо, объезжаем большую яму, прямо, заворачиваем налево, снова прямо. Вот мы и приехали в лес.
3. Дыхательная гимнастика.
– А какой здесь свежий воздух! Давайте подышим полной грудью:
Вдох носом – выдох носом.
Вдох ртом – выдох ртом.
Вдох ртом – выдох носом.
Вдох носом – выдох ртом.
А теперь еще раз.
4. Дидактическая игра «Разгадай кроссворд про насекомых».
– Как вы думаете, ребята, а какие чудеса нас ждут в лесу? О чем писала нам пчела? (животные, грибы, ягоды, насекомые) Посмотрите, вот на дереве висит какой-то листок. Что на нем изображено? (кроссворд). Давайте его разгадаем (дети называют, а логопед записывает).
По горизонтали:
3. Я стрекочу в траве, а глаза мои на ноге (кузнечик).
5. Я очень медленно ползу и домик на себе везу (улитка).
7. Я по цветам летаю и нектар для меда собираю (пчела).
8. Я мешаю людям спать, с утра хочу я полетать. (муха).
9. Выйди вечером гулять, укушу тебя опять! (комар)
По вертикали:
1. Я жужжу, жужжу, жужжу, не жужжа я не живу. (жук)
2. Я на листике дыру очень быстро выгрызу. (гусеница).
4. Я сажусь на все цветы, порхаю я для красоты. (бабочка).
6. Я летаю в камышах, стрекочу на всех подряд
– Как можно одним словом назвать комара, муху, пчелу, жука, стрекозу? (насекомые).
5. Дидактическая игра «Угадай, чей звук».
– А теперь тихо опуститесь на травку, послушайте и угадайте, какое насекомое издает такой звук (пчела, муха, комар, кузнечик).
6. Дифференциация звуков [ж] и [ш].
– Посмотрите, на поляне встретились два насекомых. Кто это? (жук и шмель) Какой первый звук в их названиях? ([ж] – [ш]) Что общего между этими звуками и чем они отличаются? (согласные, всегда твердые, но [ж] – звонкий, а [ш]– глухой) Сейчас я буду произносить слова, если вы услышите в них звук [ш], то присядете, как шмель на цветок, а если [ж], то изобразите жука: ш, ж, ша, шу, жу, жи, шар, живот, жизнь, машина, шорох, ножи, ежики, шапка.
7. Дифференциация букв Ж и Ш.
– Найдите среди пластмассовых букв буквы Ш. и Ж. Прикрепим букву Ж под жуком, а букву Ш под шмелем. Сейчас я вам предложу прочитать слова, в которых встречаются буквы Ш и Ж и разложить их к встречающимся буквам (Ж и Ш): шум, шик, шар, жук, жир, жор, шут, жар.
8. Пальчиковая гимнастика:
Дружно пальчики считаем, насекомых называем
(сжимаем и разжимаем пальцы).
Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину)
9. Беседа на тему «Опасность насекомых для человека».
– Ребята, для чего нужны насекомые в лесу? Бывают они опасны для человека? Как избежать их укусов? Какие меры предосторожности нужно предпринять? Можно ли убивать пчел, муравьев в лесу?
10. Подведение итогов занятия.
– Пришла пора возвращаться в детский сад. Давайте снова все сядем в машину и погудим: ж-ж-ж. Вот и наш детский сад. Вам было интересно в лесу? Что вы запомнили из нашего путешествия? Я вам приготовила подарки на память – раскраски насекомых, которых мы видели в лесу.